Лекция по "История Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:56, лекция

Краткое описание

В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.[9] Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_iskusstv.docx

— 160.69 Кб (Скачать файл)

 

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван  Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

Куби́зм — направление в искусстве, основанное в первой четверти XX века в живописи, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса, чтобы полнее выразить идеи вещей, художники используют традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремятся дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких её видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих элементов сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины.

 

Принципы художественной организации образа в кубистической  живописи применяются для характеристики фундаментальных структур художественного  языка в целом, и в частности, для описания характерных аспектов строения художественного образа в  литературе и выстраивания структуры  композиции в музыке. В архитектуре  и скульптуре характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы, стремление выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов.

Кубизм

 

Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой  войны. Новоявленное течение в модернистском  искусстве вызвало естественное бешенство среди мещан.

 

За кубизмом в изобразительном  искусстве в свое время стоял  круг поэтов и критиков, следовавших  философии Бергсона, также весьма условно именовавшихся кубистами. Бесспорным лидером этого направления  стал поэт и публицист Г.Аполлинер. В 1912 году выходит первая книга кубистической  теории художников Глеза и Метценже “О кубизме”. В 1913 году появляется сборник  статей Аполлинера “Художники-кубисты”. И только в 1920 году создается считающееся  классическим сочинение Канвейлера “Подъем кубизма”.

Новаторство кубистов.

 

Если живопись импрессионистов  провозгласила условный характер цвета, то кубисты выразили новый подход к реальности через условный характер пространства. Ж. Брак писал: “не нужно  даже пытаться подражать вещам, которые  преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем  за нечто неизменное”. Американский искусствовед Дж.Голдинг писал, что кубизм – “самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса”.

 

Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции  дальнейшего развития искусства  ХХ века. Одной из этих тенденций  стало доминирование концепции  над художественной самоценностью картины. Еще Гегелем (1770-1831гг.) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой. Если в кубизме эта тенденция присутствовала в зачаточном состоянии, то в искусстве постмодернизма она становится довлеющей.

 

Отцами кубизма считают  Ж.Брака и  П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернана Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др. Слово  “кубизм” по-видимому возникло в 1908 году. Существует легенда о том, что Матис увидев картину Брака “Дома в Эстаке”, сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в журнале “Жиль Блаза” критик Луи Воксель пишет о живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов. Так насмешливая шутка Матиса переросла в название новой школы.

 

Период 1907-1912 годов – период аналитического кубизма (называемого  также стереометрическим или  объемным). В это время происходит сенсационное преобразование художественной реальности, невиданное доселе – разложение формы, в данном случае на кубы.

 

Художественная практика кубистов: отказ от перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон, тяготение к  обратной перспективе.

 

В 1908-1909 годах и Брак и  Пикассо ищут приемы за пределами  кубизма. После 1912 года начинается период так называемого “синтетического” кубизма, именуемого также “кубизмом  представления” Принцип создания художественного  пространства заключался в наполнении изобразительной плоскости элементами расчлененного предмета, которые  с треском сталкиваются между  собой, ложатся рядом, перекрывают  или проникают друг в друга. Таким  образом, картина создается как  нарисованный коллаж из отдельных аспектов формы, как бы разрезанный на мелкие части. Форма у кубистов предстает  в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон.

Тубизм

 

Тубизм — направление  в искусстве. В живописи художественное направление основано как своеобразная версия интерпретации кубизма французского художника Фернана Леже, где в  картинах объектам Леже предает цилиндрические формы. Термин был придуман художественным критиком Луи Воксельем для описания стиля Леже, когда в 1911 году Фернан Леже вместе с Альбертом Глезом, Робертом Делоне участвовал в выставке «Независимых». Применительно к  экспонируемой картине «Обнаженные  в лесу». Формы картины были большей  частью трубчатыми, а кубические фигуры имели более обтекаемую, приближенные к цилиндрической, форму, за это его стиль получил ироничное наименование «тубизм». В музыке тубизм проявляется в исполнении музыкальных произведений на тубе.

 Работы:

 •Контраст форм

 •Лестница

 •Механический балет

 

 

абстракционизм

(от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное искусство, одно  из самых влиятельных художественных  направлений 20 в., возникшее в  нач. 1910-х гг. В основе творческого  метода абстракционизма – полный  отказ от «жизнеподобия», изображения  форм реальной действительности. Абстрактная картина строится  на соотношениях цветных пятен,  линий, штрихов; скульптура –  на комбинациях объёмных и  плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений  художники хотели выразить внутренние  закономерности и интуитивно  постигаемые сущности мира, Вселенной,  скрытые за видимыми формами. 

 

 

К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская  галерея. Москва

 

  

 Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

 

 

Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен

 

  

 В нач. 20 в. абстракционизм  распространился во многих странах  Запада. В 1912 г. в Голландии  рождается неопластицизм. Создатель  неопластицизма П. Мондриан вместе  с Т. ван Дусбургом основал  группу «Де Стейл» (1917) и журнал  под тем же названием (выходил  до 1922 г.). «Человеческое начало»  из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишённую индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».

 В 1918—20 гг. в России  возник основанный на идеях  супрематизма конструктивизм, объединивший  архитекторов (К. С. Мельников,  А. А. Веснин и др.), скульпторов  (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко). Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными  художниками, должны быть чистыми  конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма  сыграл «Баухауз» – художественное  объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором  В. Гропиусом (П. Клее; В. В.  Кандинский, Эль Лисицкий и др.). В 1930 г. французский критик  М. Сейфор создал в Париже  группу «Круг и квадрат». В  1931 г. в Париже возникло объединение  «Абстракция – творчество», основанное  эмигрантами из России Н. Габо  и А. Певзнером. Особенно радикальным  направлением был ташизм (от франц. tache – пятно). Ташисты (П. Сулаж,  Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплёскивали, разбрызгивали краски на холст,  затем размазывая или растаптывая  их. К краскам они примешивали  сажу, дёготь, уголь, песок, битое  стекло, полагая, что цвет грязи  не менее прекрасен, чем цвет неба. С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъём абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остаётся актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.

Абстракционизм 

 

Абстракционизм – или  его ещё называют, беспредметное  искусство, зародился в 1910 – 1913 годах, одновременно в нескольких странах  Европы. Это было вызвано, небывалыми до этого экспериментами в изобразительном  искусстве. Часть художников перестала  видеть в реальной жизни повод  для вдохновения, их перестали интересовать реальные предметы. Не последнюю роль сыграло бурное развитием фотоискусства, способного передать все нюансы модели лучше, чем любой художник. Таким образом, мастера кисти были освобождены от некоторых задач, с которыми успешно справлялась фотография.

 

Абстракционизм сложился на почве кубизма и футуризма, стал их логическим продолжением. Оба  эти направления увели творческий процесс от предметного мира к  абстракции. Беспредметное искусство  выявляло тайны мировой жизни  и человеческого познания. Художники-абстракционисты  выстраивали свои композиции исходя из формальных элементов: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация формы.

 

С самого начала абстрактное  искусство развивалось в двух направлениях.

 

Первое направление –  геометрическая абстракция, для неё  характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении  работали русский художник Казимир  Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне.

 

Второе направление –  лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Основоположником этого направления абстракционизма  был русский художник Василий  Кандинский.

 

Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира. Это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.

 

Зародившийся в начале 20 века абстракционизм в плоть до 40-х годов не пользовался собой популярностью. Значительное противодействие этому направлению оказывали представители других модернистских течений – Пикассо, Матисс и другие. Они заявляли, что абстрактная идея не позволяет выразить протест против действительности и показать красоту окружающей периоды. Несмотря на отсутствие внимания, абстракционизм продолжал развиваться.

 

В Германии творческим центром  художников-абстракционистов стала  Высшая школа строительства и  художественного конструирования  – Баухауз. В которой в 20 – 30-е годы преподавали основатели абстракционизма - Кандинский, Лисицкий и другие. В Париже в эти годы проходят выставки абстракционистов, но различия в творческих взглядах, не позволяли им создать организованное движение.

 

Накануне Второй мировой  войны вырос интерес к абстракционизму  во всем мире. Этому способствовало внимание, которое оказывали американские магнаты творчеству художников-абстракционистов. Миллионер Гугенхейм в 1937 году, пожертвовал  средства на создание Музея беспредметной  живописи. Затем семья Рокфеллеров  выделила огромные средства на создание Музея современного искусства. В  США было выпущено много альбомов и периодических изданий, пропагандирующих абстрактное искусство. Так же большое  влияние на развитие абстракционизма  оказала эмиграция в США в 40-е  годы, вдающихся европейских художников-модернистов. Они дали толчок к развитию современного модернистского искусства в Америке.

 

В абстрактном искусстве 40 -50 годов 20 века произошли изменения. В беспредметное искусство вторгается неупорядоченный напор внутренней жизни художника, исключающий всяческий  контроль над процессом творчества. Это дает начало новому течению –  абстрактному экспрессионизму. Художники  нового направления своеобразно  отражали состояние одиночества, тревоги, безысходности изображая в композициях  еле узнаваемые лица и фигуры людей, они отбросили линейный рисунок  и элементарные правила построения произведений.

Информация о работе Лекция по "История Искусств"