Лекция по "История Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:56, лекция

Краткое описание

В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.[9] Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_iskusstv.docx

— 160.69 Кб (Скачать файл)

 

Смерть современного искусства  для Бодрийяра происходит не как  смерть искусства вообще, а как  смерть творческой сущности искусства, его неспособность создавать  новое и оригинальное, в то время  как искусство как бесконечное  самоповторение форм продолжает существовать (Baudrillard, 1990).

 

Аргументом для апокалиптической точки зрения Бодрийяра служит утверждение  о необратимости технического прогресса, проникшего во все сферы общественной жизни и вышедшего из-под контроля и освободившего в человеке стихию бессознательного и иррационального.

 

В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается  из естественного окружения или  контекста, и помещается в новую  или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).

 

Эффектные произведения Мерсада  Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и  барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых  «диджейскими сводками» готовых  музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных  полотен, Ленин и Микки Маус в  произведении соц-арта — все это  типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

 

Парадоксальная смесь  стилей, направлений и традиций в  постмодернистском искусстве позволяет  исследователям увидеть в нем  не "свидетельство агонии искусства, а творческую почву для формирования новых культурных феноменов, жизненно важных для развития искусства и  культуры"(Morawski, 1989: 161).

 

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

 

Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской  установке на новизну противопоставлено  устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, ещё недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

 

Таким образом, постмодерн наследует  из соцреализма синтетичность или  синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом  синтезе различных стилей сохраняется  их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

 

Игра- основополагающий признак постмодернизма как его ответ на любые иерархические и тотальные структуры в обществе, языке и культуре. Будь то "языковые игры" Витгенштейна (Wittgenstein, 1922) или игра автора с читателем, когда автор появляется в своем собственном произведении как, например, герой романа Борхеса, "Борхес и я" или автор в романе "Завтрак для чемпионов" К. Воннегута. Игра предполагает многовариантность событий, исключая детерминизм и тотальность, а, точнее, включая их как один из вариантов, как участников игры, где исход игры не предопределен. Примером постмодернистской игры могут служить произведения У.Эко или Д.Фаулза.

 

Неотъемлемым элементом  постмодернистской игры служит ее диалогичность  и карнавальность, когда мир представляется не в качестве саморазвития Абсолютного  Духа, единого принципа как в концепции  Гегеля, а как полифония "голосов", диалог "первоначал", принципиально  несводимых друг к другу, но взаимодополняющих  друг друга и раскрывающих себя через  другого, не как единство и борьба противоположностей, а как симфония "голосов", невозможных друг без  друга. Примером постмодернистского видения мира может служить концепция диалога Левинаса (Levinas, 1987), теория полилога Ю.Кристевой (Kristeva, 1977), анализ карнавальной культуры, критика монологичных структур и концепция развертывания диалога М.Бахтина (Бахтин, 1976).

 

Критика постмодернизма носит  тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую  тотальность) и принадлежит как  сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже  заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после  Р. Барта, провозгласившего «смерть  автора», постепенно принимают вид  расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

 

Принято считать, что в  постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как  строительный материал все какие  угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая  из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин). Современное искусство потеряло связь с реальностью, потеряло свою репрезентативную функцию и перестало отражать хоть в малейшей степени окружающую нас реальность (Martindale,1990). Потеряв связь с реальностью, современное искусство обречено на бесконечное самоповторение и эклектику (Adorno, 1999).

 

В силу этого некоторые  исследователи утверждают о «смерти  искусства», «конце искусства» как  целостного феномена с общей структурой, историей и законами (Danto, 1997). Отрыв  современного искусства от реальности, классических эстетических ценностей, замыкание его внутри самого себя, приводит к концу искусства как  самостоятельной сферы жизни (Kuspit, 2004). Выход из смыслового тупика некоторые  исследователи видят в работах "новых старых мастеров", соединяющих  в своем творчестве художественную традицию с новаторскими приемами реализации художественного замысла (Kuspit, 2004).

 

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм  реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм  доказывает свою жизненность, помогая  воссоединению прошлого культуры с  её настоящим.

 

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его  готовность к общению, диалогу, к  достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность  в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

Реализм XIX века

 

 

Вторая половина XIX века. Живопись изображает каждодневную реальную действительность.

 

 

Простая композиция, землистые  цвета. В качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь. Распознаем критический  реализм, романтический реализм.

 

 

Модерн 

 

 

Рис. 10. Модерн

 

 

Конец XIX и начало XX веков. Характерная стилизация элементов  растений, декоративность, мягкие линии, колорит, основанный на гармонии холодных тонов. Сюжеты из культуры и природы  со склонностью к таинственному. Более темная и неприятная пестрость.

 

 

Импрессионизм

 

 

Рис. 11. Импрессионизм

 

 

Конец XIX века. Живопись мгновения, впечатление для глаз. Трепещащий от солнца и воздуха цвет. Яркие  тона основных красок, устраненный  набросок. Сюжетом является страна и картины из жизни человека. Непосредственная работа художника на пленэре, а не в ателье. Использование техники  алла прима.

 

 

Очевидно сложность общественного  развития XX столетия, научно-техническая  революция и сопровождающие ее признаки, способствовали тому, что другие большие  стили после модерна уже не появились. Постепенно живопись становится самостоятельной, освобождаясь от исторического  членения стилей, и развивается в  своем собственном направлении. Историческое развитие классической живописи (исторических стилей) импрессионисты закончили своим субъективным пониманием реализма.

 

 

В обычном творчестве художников, в отличие от галерей и художественной литературы, мы очень редко можем  встретиться с характерными картинами  определенного стиля. Речь идет о  комбинации, влиянии на художника  какого-либо из стилей и т. п. Для  картины важно ее качество, а не то, написана ли она художником в  определенном изобразительном стиле. Изобразительные стили станут историей, а хорошая картина будет всегда живой.

Символизм – направление  в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как  реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

 

Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в  искусстве последней трети XIX –  начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где  среди прочих была представлена картина  К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту  реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач  уменьшало традиционное представление  о рисунке как о главной  составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие  на искусство европейских стран  и США, пробудил интерес к сюжетам  из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

 

Пуантилизм – течение  в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции  в 1885 году и получил распространение  также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты  пытались применить в искусстве  новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными  точками основных цветов живопись в  зрительном восприятии дает слияние  цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).

 

Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений  французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и  утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов –  П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.

 

Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

 Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.

 

Модернизм – (от фр. modern –  современный) общее название ряда направлений  искусства первой половины XX в., для  которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм  близок авангардизму и противоположен академизму.

 

Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.

 

Сезаннизм – направление  в искусстве  к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника  Поля Сезанна, который сводил все  формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит  – к контрастным построениям  теплых и холодных тонов. Сезаннизм  послужил одной из отправных точек  для кубизма. В большой мере сезаннизм  повлиял также на  отечественную  реалистическую школу живописи.

 

Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском  искусстве н. XX в. Название «дикие»  было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В  парижском Салоне независимых, и  носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности  форм и интенсивным колористическим  решениям, поиск импульсов в примитивном  творчестве, искусстве средних веков  и Востока.

Информация о работе Лекция по "История Искусств"