Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 11:53, реферат
Старинный уральский городок Невьянск более двух столетий упорно хранит тайны своей наклонной башни. Много легенд ходило, да и сейчас ходит о ней. И построил-то ее Акинфий Демидов будто лишь для того, чтобы затмить славу знаменитой падающей башни в итальянском городе Пизе; и, мол, серебро здесь тайно плавил, а из него монеты чеканил; и темницей-де она служила, где людей в подвалах затапливали, чтоб избавиться от свидетелей; и что даже покосилась-то она якобы от злодеяний демидовских. Много всякого рассказывают...
Введение 2
Невьянская наклонная башня... 3
Легенды и предания 6
Когда? 13
Зачем? 19
Кто? 22
Вопросы без ответов 25
Почему она наклонилась 26
Заключение 28
Оглавление
Введение 2
Невьянская наклонная башня... 3
Легенды и предания 6
Когда? 13
Зачем? 19
Кто? 22
Вопросы без ответов 25
Почему она наклонилась 26
Заключение 28
Почти три века стоит на берегу реки Нейвы падающая башня. Как много она видела и слышала за свою долгую жизнь... Но Невьянская башня молчалива... О чем она молчит? Разговорить ее, выпытать у нее историю о странных, а иногда и трагических событиях, происходивших в бывшей столице демидовского горного царства, пытались многие историки и краеведы, писатели и журналисты.
Старинный уральский городок Невьянск более двух столетий упорно хранит тайны своей наклонной башни. Много легенд ходило, да и сейчас ходит о ней. И построил-то ее Акинфий Демидов будто лишь для того, чтобы затмить славу знаменитой падающей башни в итальянском городе Пизе; и, мол, серебро здесь тайно плавил, а из него монеты чеканил; и темницей-де она служила, где людей в подвалах затапливали, чтоб избавиться от свидетелей; и что даже покосилась-то она якобы от злодеяний демидовских. Много всякого рассказывают...
Она великолепна звонким летним утром и в ночной тишине, в лучах ослепительного солнца и в зимнюю вьюгу.
Она живет своей
жизнью, и живет с разными
В чем секрет волшебного очарования, которое исходит от талантливого произведения архитектуры? В точно рассчитанной соразмерности его частей? В продуманных украшениях? В особых линиях силуэта? Вероятно, и в том, и в другом, и в третьем... И еще в каком-то неуловимом мистическом нечто, которое чувствуется почти всеми, но объяснить словами не могут даже опытные искусствоведы.
Невьянская башня красива. И все-таки в ее великолепии мы ощущаем что-то мрачное, трагическое. Скорее всего, это происходит потому, что мы уже знаем те страшные легенды и предания, которые окружают башню вот уже третье столетие.
В башнях есть что-то особое, что отличает их от других строений. Какая-то странная независимость среди всего, что их окружает, вечная устремленность ввысь, в необъятность. Почти каждая башня - совершенно самостоятельная личность, чей образ магически притягивает. Не даром многим башням даны личные имена: Большой Бен в Лондоне, Старый Штеффель в Вене, башня Святого Иакова в Париже, длинный Ян в Мидделбурге, Иван Великий в Москве, башня Сююмбеки в Казани...
Каждое истинное архитектурное творение
— это определенная система знаков
и символов, которыми зодчий передает
другим людям свои мысли, идеи, настроения.
Правда, у зодчего свое часто переплетается
с традиционными символами и
знаками, с тем, что он «обязан» повторять,
снова и снова напоминать людям
о какой-либо важной не для одного,
а для многих поколений идее или
чувстве. Человек древней Руси, подходящий
к храму, настраивался на определенные
мысли и эмоции, которые излучали
купола, стены, барельефы, орнаменты...
За последние десятилетия мы грубо
разорвали традиции и многое другое,
что связывало нас с прежними
поколениями. Мы стали глухи и
слепы и перестали понимать образный
язык старой архитектуры. Не понята нами
до сих пор и система символов
и знаков Невьянской башни. Кроме
общих слов, вы ничего не найдете
о ней в современных
Часто одна и та же башня символически многозначна, но нередко преобладает что-то одно, хотя и мистически туманное. Вспомните странные словосочетания. Башня смерти... Башня ветров... Башня молчания... Башня из слоновой кости...
Они такие разные, эти башни. Суровые и веселые, величественные и легкомысленные, равнодушные и нервно- напряженные. От одних веет покоем, от других тревогой...
Кажется, первая башня в истории человечества, известная нам,— Вавилонская. Она не только библейская сказка, а и исторический факт. Строили Вавилонскую башню, чтобы объединить людей: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы не рассеяться по лицу всей земли» (Книга Бытия).
Башня, по замыслу строителей, должна была стать ориентиром для выбора верного пути. Если кто-нибудь, выйдя из города, начинал блуждать и к вечеру находился к западу от Вавилона, то видел па фоне вечернего неба темный силуэт башни, а если к востоку, то ее вершину, освещенную лучами заходящего солнца.
В то же время Вавилонскую башню некоторые предания понимают и как мятеж против самого бога. Но мятеж неудавшийся, ибо бунтари не были единодушны в своих целях. Бог, возмущенный высокомерными намерениями строителей, покарал их, смешав их язык. Строители перестали понимать друг друга. Если один просил раствор, то другой подавал ему кирпич, который первый швырял в голову товарища и убивал его. Перессорились между собой создатели башни, и она осталась незавершенной. Часть ее провалилась в землю, другую часть истребил огонь, треть же осталась на земле. И тот, кто проходил мимо оставшихся развалин, терял память и забывал все, что знал.
Что ни башня, то своя легенда, свой символ.
По преданию, в
столице древних персов Персеполе
по углам царского дворца высились
глухие каменные башни. Древние персы
не хоронили умерших и не сжигали
их останков. Считая, что смерть оскверняет
священные стихии — огонь, воду,
землю и воздух, они оставляли
трупы усопших на каменных башнях
в добычу хищным птицам. И потому
башни Персеполя считались
Башни часто символизировали
ту или иную идею. Так Меншикова
башня, что построена рядом с
дворцом «полудержавного
Сам царь Петр тоже любил строить башни, и тоже символические. Петропавловский собор со шпилем заложен в день апостола Петра, который, по христианскому преданию, хранил ключи от рая. Поэтому Петропавловскую крепость со знаменитым шпилем, прозванным грот-мачтой державного корабля, считали не только ключами к морю, но и к петровскому парадизу — райскому городу, который должен появиться на берегах Невы.
В последние годы Петр начал было сооружать громаднейшую башню в Кронштадте. Вот как об этом сообщал историк Петербурга А. И. Богданов. «Государь Петр Великий намерен был наподобие древних Колосса и Фароса над Кронштадтским каналом сделать высокую башню каменную в такой мере, чтобы в ворота ея проходили корабли с мачтами, над которыми б такое высокое здание построено было, где б можно часовым стоять и за несколько верст идущие корабли в море усматривать можно, и на шпице б в нощное время фонарь с великим светом зажжен был, которой башне и рисунок был сделан.
Кто ведает канал
сей, между Кронштадтом и Кроншлотом
протекающий, тот может судить о
великости предприятия
Окружена легендами и
Дело не в отдельных фактических неточностях - от них никто не застрахован. Часто легче поднимать историческую целину, чем писать об известных событиях и людях, которые обросли стереотипами и легендами. Первые же Демидовы в определенной степени уже канонизированы... Сложность еще и в том, что бумаги Невьянской заводской конторы - главной в демидовском горном царстве первой половины ХVIII века — почти целиком куда-то исчезли. Молчит и Невьянская башня. Она много видела и слышала: и в ней самой, и вокруг нее разыгрывались драматические, а то и трагические события. Она хорошо знает о них, но молчит и лишь изредка туманно и таинственно намекает.
К тайнам Невьянской башни давно уже подбираются разные исследователи. Первым серьезно начал изучать башню Валентин Федоров. Затем в поиск включились Александр Саканцев, Нина Силина, Леонид Мамонов, Станислав Лясик, Всеволод Слукин...
За последние годы некоторые тайны Невьянской башни раскрыты. И в этом помогла мудрая муза истории Клио, которой, как считают, ведомо прошлое. Иногда ее еще считают самой строгой музой, которая в конечном счете всякого ставит на то место, которое он заслуживает.
Поэтому те исторические сюжеты, в познании которых помогала муза Клио, сюжеты, которые хоть в какой-то мере удалось подтвердить документально, вошли в разделы «Клио-1» и «Клио-2».
Но музу Клио называют
нередко и блудницей, которая
отдается каждому, кто обладает сильной
властью. Кроме того, у музы Клио
капризный характер. Иногда она или
в самом деле забывает о некоторых
событиях и людях прошлого, или
притворяется, что забыла. Так она
забыла или просто не хочет рассказать
о зодчем Невьянской башни. Даже малейшего
намека о нем не слышится пока из
ее уст. Потому автор включил в
ткань документального
Там, где молчит история, появляются легенды и предания. Они как бы заполняют пустоты и белые пятна реального исторического повествования. Бывало, реальность и легенда шли рядом, как бы подменяя друг друга. Мудрый Н.К. Рерих зорко подметил эту особенность отражения прошлого: «В этих оберегаемых и сохраняемых преданиях вы можете узнать реальность прошлого. В каждой искре фольклора есть капля Истины, приукрашенной или искаженной».
В уральском фольклоре тема «О заводчиках Демидовых» обычно выделяется особо. Причем многие предания и легенды так или иначе связаны с Невьянской башней. Эта тема, по выражению исследовательницы уральского фольклора В. П. Кругляшовой, «может быть названа специфически уральской».
Предания «о начале» Демидовых обычно связаны с сюжетом первой встречи Никиты Демидова с царем Петром I . Встреча эта — факт исторический. Причем встречались они не единожды. Но когда и как произошла первая встреча - об этом никто не знает. По крайней мере, документы о том молчат. Известно только, что Петр 1 побывал на тульских заводах в ноябре 1695 года и сентябре 1696 года.
Предание же рассказывает так:
«Один из наших вельмож, ездивший за границу, привез Петру пистолет. Царь очень потешался подарком, но, к несчастию, сломал курок. Не нашлось в Москве мастера, способного его починить, и кто-то посоветовал обратиться в Тулу, где кузнец Никита Демидов Антуфьев славился ловкостью и искусством. Петр, ехавший в Воронеж, захватил пистолет с собой, остановился в Туле и приказал позвать кузнеца, который объявил, что дело можно поправить, но что починка требует времени. Петр оставил ему пистолет, с тем чтобы взять его назад, когда поедет обратно в Москву. Месяца через два Государь прибыл опять в Тулу и спросил о своем заказе. Никита Демидов принес ему пистолет. Осмотревши его, Петр похвалил кузнеца и прибавил:
— А пистолет-то каков! Доживу ли я до того времени, когда у меня на Руси будут так работать?
— Что ж, авось и мы супротив
немца постоим,— отозвался
На беду Петр выпил лишнюю рюмку анисовки, и эти ненавистные слова, слышанные им уже столько раз, взбесили его. Он не сдержал руки и крикнул, ударяя в щеку Антуфьева: «Сперва сделай, мошенник, потом хвались!»
— А ты, царь,— возразил, не смутившись, кузнец,— сперва узнай, потом дерись.
При этих словах он вынул из кармана пистолет и продолжил:
— Который у твоей милости, тот моей работы, а вот твой, заморский-то.