Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:39, курсовая работа
Искусство, которое мы привычно исчисляем с ноября 1917 г., фактически начинает формироваться задолго до октября –не по календарю, точно так же, как культура «серебряного века» и всего петербургского периода не могла перестать существовать в один день и час. Напомним, что не только в 20-х годах еще было ощутимо это влияние, но многие представители «серебряного века» дожили до 60–80-х годов, и не только в «дальнем зарубежье», но и в мало благоприятных для них условиях советской действительности. Но и в 20-е годы это, конечно, была уже «остаточная жизнь», доживание культуры петербургской России. Наступали другие времена. Более того, многое, что стало к этому времени уже как бы историей, по сути, оказалось живо и активно воздействовало на рождающееся советское искусство. Достаточно вспомнить, что в 20-е годы XX в. ожили передвижнические традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного самым широким не подготовленным эстетически массам.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ 4
1.1 Отражение в искусстве революционных событий и задач 6
1.2 Окончание гражданской войны, начало мирной работы 8
ГЛАВА 2. МНОГОФИГУРНЫЕ ИТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КОМПОЗИЦИИ 1920-х ГОДОВ. 11
2.1 Стремление художников передать столкновение 2-х сторон 15
2.2 Интерес художников к истории партии и социалисткой революции 21
ГЛАВА 3. УСПЕХИ ПОСЛЕВОЕННОГО МИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Они проходят под огнем враждебных взглядов взволнованные, понимающие всю глубину выказываемой им неприязни, и все-таки решительные.
Кажется, самое горение беспокойных молодых душ донес до нас художник. Особенный, и твердый, и ломкий контур, каким обрисована каждая из этих фигур, как бы помогает художнику выразить, очертить и сами эти молодые формирующиеся натуры.
В картине есть подлинный драматизм, четкие классовые характеристики, но в каждой такой характеристике появилось много каких-то лично человеческих, индивидуальных черт. Из картины так много узнаешь о каждом из первых комсомольцев, что чувствуешь себя участником происходящего, а не сторонним наблюдателем. Недаром произведение это быстро нашло путь к сердцу нашего зрителя.
Великая революция в экономических отношениях - переход крестьянства на путь колхозов дала нашему искусству много тем, образов, полных драматического содержания. Напомним хотя бы не так давно созданное полотно "Хлеб. 1929 год" Е. И. Голихина. И все эти темы являются прямым развитием темы революционной борьбы, борьбы за социализм.
Думы своего поколения о незабываемом революционном прошлом как бы обобщил Г. М. Коржев в триптихе " Коммунисты" (1957 - 1960, илл. 21, 22, 23). Три эти больших холста составляют единое повествование. Центральное полотно - "Поднимающий знамя". Булыжная мостовая, трамвайные рельсы; рабочий поднимает красное знамя, выпавшее из рук сраженного товарища. И такое напряжение воли чувствуется в этом рабочем, в том, как пригнулся он к земле, как вздулись жилы на его руках, как поднята его голова, чтобы смотреть вперед, только вперед, что нет сомнения - он выпрямится и поднимет знамя во что бы то ни стало.
В картине тема революционной борьбы ставится очень широко, но отнюдь не расплывчато, не внейс-торично. Эпоха рубеж XIX и XX веков; действующие лица - двое рабочих, один из которых продолжает борьбу, начатую другим. Русский ли это рабочий поднимает знамя? Ответ дает следующее полотно триптиха - "Интернационал". Гражданская война в России; на поле боя два оставшихся в живых бойца - трубач и знаменосец; над опаленной огнем сражения землей звучит революционный гимн. Суждено ли этим двум погибнуть, или на гордый зов красного знамени и звуки гимна придут новые бойцы, чтоб дело их победило?
Ответом может служить третья композиция. Она называется "Гомер". Красноармеец-скульптор работает в студии, а перед ним модель - гипсовый бюст Гомера. Крепко, как стоял и в сражениях, стоит этот солдат с обветренным лицом перед скульптурным станком, всматриваясь в черты певца героев Трои. Великая радость знания, творчества завоевана тружеником-бойцом.
Таково содержание этой трилогии. Она впечатляет как целое, но значительна, образна, способна будить мысль и каждая отдельная ее часть.
Герой во всех трех произведениях один в том смысле, что это пролетарий, боец революции. И чем-то похожи друг на друга поднимающий знамя, трубач и красноармеец-студиец - суровые и закаленные.
Вместе с тем в каждом полотне перед нами новый человек, живая индивидуальность. Ясно, что победу завоевали массы; и в то же время в этих картинах мы видим высокие примеры личного героизма, стойкости, готовности отдать всего себя избранному делу, каких бы усилий это ни потребовало.
В композиции центрального полотна заметно влияние киноискусства: изображенное у самого нижнего края картины лицо убитого со странной преувеличенностью его черт подсказано приемом "крупного плана". Пусть так, и все-таки все части триптиха - это прежде всего картины, законченные и цельные, в которых очень выразительны в своей взаимосвязанное™ и колорит, и приемы лепки форм кистью.
В "Поднимающем знамя" впечатляет особая тяжеловесная материальность всего изображенного, впечатляет и цвет: на фоне серой булыжной мостовой красное полотнище знамени буквально "горит и рдеет". В картине "Интернационал" блеклость красок и как бы стертость контуров, форм, создают ощущение пыльного степного марева. В "Гомере" краски становятся яснее, спокойнее, плотная фигура студийца четко и мягко выступает в ровном дневном освещении.
И сам мазок, особенный, заскорузлый, оказывается немаловажным средством выражения у Коржева. Художник использовал очень многое из прежнего опыта изобразительного искусства и использовал оригинально, по-новому.
С попытками показать подвиг народа, класса в образе отдельного бойца, с теми же сюжетами, со сходными приемами композиции, с активным использованием первого плана, неожиданных ракурсов и т. д., вплоть до особенностей самого мазка как средства выражения мы уже встречались в советском искусстве - в плакате и в живописи. Вспомним Грекова, Богородского, Дейнеку, Иогансона, По-своему учтя весь этот опыт, Коржев сумел соединить широту в постановке темы с выражением как бы самой динамики развития могучих героических характеров.
Кровь пролетария на городских мостовых, жар битв за Красное знамя на просторах России и жажду творчества в человеке с мозолистыми трудовыми руками - все это живописец сопоставил с такой энергией, с такой наглядностью раскрыл смысл и цели народной борьбы, как это мог сделать художник наших дней, свидетель подвигов народа в великом созидании - в строительстве коммунизма.
Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой (см. раздел выше) самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.
В данной курсовой работе я показала, что дала великая тема социалистической революции искусству, как росло и растет оно, стремясь все более глубоко и полно осознать и воплотить величайшие перемены в судьбах народов, которые принес с собой Октябрь.
Образ революции, повлиявший на историю искусств полностью раскрыт.
Цели задачи выполнены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
1. Вельфлин, Г. Основные понятия истории
искусств: Проблема эволю-ции стиля в новом
искусстве [Текст] / Г. Вельфлин; Пер.
с нем. А. А.Франковского. - СПб.: Мифрил,
1994. – XVIII, 427 с.: ил. – (классика искусствознания).
Многотомное издание:
1. Всеобщая история искусств: в 6 томах [Текст] / Акад. художеств СССР; Институт теории и истории изобраз. искусств. – М.: Искусство, 1956-1965. Т.1: Искусство Древнего мира [Текст] / Под общ. ред. А.Д.Чегодаева. - 1956 – 467с.: ил.
Электронные ресурсы:
Изобразительное искусство: История, стили, художники, картины [Электронный ресурс] // www. arhistory. ru.
Б. М. Кустодиев. Большевик. 1920
.
И. И. Бродский. Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт. 1932
Г. К. Савицкий. Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году. 1928
Г. К. Савицкий. Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году. 1928
Б. В. Иогансон. Узловая железнодорожная станция в 1919 году. 1928
М. Б. Греков. В отряд к Буденному. 1923
Н. М. Никонов. Въезд Красной Армии в Красноярск. 1923
А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928
П. П. Соколовская. Братья. 1932 – 1933
К. С. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934
Ф. С. Богородский. Нашли товарища. 1932
С. В. Герасимов. В. И. Ленин на II съезде Советов среди крестьян-делегатов. 1935 – 1936
А. А. Дейнека. Левый марш
С. В. Герасимов. За власть Советов. 1957
В. А. Серов. Зимний взят. 1954
В. В. Шаталин. По долинам и по взгорьям. 1957
Г. Клебах, И. Заринь. Латышские стрелки. 1957
Кукрыниксы. Последний выход Керенского. 1957
Ю. Н. Тулин. Лена. 1912 год. 1957
Л. С. Котляров. На фронт. 1957
В. И. Ленивцев. Первый спектакль
Информация о работе Образ революции в истории искусств 1917 - 1935 гг