Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:02, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического восприятия как важнейшему средству нравственного и умственного воспитания - средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формировать личность и эстетическую культуру, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры особенно важно в младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Изучив психолого-
Изучив взгляды исследователей, мы выяснили, что учёные рассматривают эстетическое восприятие как особую форму психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности и оказывает на неё своё специфическое воздействие. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.
Для ознакомления с произведениями живописи применяются методы: рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине, экскурсии. Выставки, метод музыкального сопровождения, метод вызывания адекватных эмоций. Приёмы: искусствоведческий рассказ педагога, приём «вхождения в картину, приём точных установок, приём композиционных и колористических вариантов, приём сравнения, приём классификация картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру, игровые приёмы, приём мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. В единстве всех методов и приёмов у детей формируется интерес к искусству, зарождается эстетическое видение и восприятие, возникает эмоциональный отклик на произведения живописи и их содержание. Мы считаем, что наиболее эффективными являются приём классификация картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру, приём сравнения, приём вхождения в картину, метод формирования личностного отношения к живописи.
Мы изучили роль ознакомления с произведениями живописи в развитии эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня и провели исследование по выявлению уровня эстетического восприятия. И выяснили, что у детей младшего школьного возраста с речевой патологией эстетическое восприятие снижено, по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в речевом развитии.
На основании теоретической части нашего исследования мы можем утверждать, что разработанные нами методические рекомендации могут способствовать развитию эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.