Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:07, курсовая работа
Парсуна – произведение русской портретной живописи конца XVI - XVII вв. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. «Парсуна»: понятие, особенности……………………………………..…….5
2. Искусство «парсуны» XVII в………………………………………………….5
3. Портретное искусство XVIII в……………………………………………….9
3.1. Портрет первой половины XVIII столетия………………….………9
3.2. Особенности русского портрета середины XVIII века……………14
3.3. Портрет конца XVIII века……………………………………………18
4. Русский исторический портрет. Век парсуны…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31
Введение…………………………………………………………
1. «Парсуна»:
понятие, особенности……………………………………..…….
2. Искусство «парсуны» XVII в………………………………………………….5
3. Портретное искусство XVIII в……………………………………………….9
3.1. Портрет первой половины XVIII столетия………………….………9
3.2. Особенности русского портрета середины XVIII века……………14
3.3. Портрет конца XVIII века……………………………………………18
4. Русский
исторический портрет. Век
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Парсуна – произведение русской портретной живописи конца XVI - XVII вв. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры. Искусство парсуны просуществовало до 1760-х гг., а в провинциальных русских городах парсуны писались и позднее.
XVIII век был
знаменателен для России
Во второй
половине XVII столетия вместе с другими
видами искусства в России, живопись
переживает серьезные изменения. В
определенной мере они подготавливают
те коренные реформы, которые происходят
в ней в начале XVIII века. Вступая
на позиции искусства нового времени,
русская живопись по-своему отражает
общие закономерности этой стадии развития.
На первый план выдвигается светское
искусство. Первоначально светская
живопись утверждается в Петербурге
и Москве, но уже со второй половины
XVIII века получает значительное распространение
в других городах и усадьбах. Традиционное
ответвление живописи – иконопись
по-прежнему широко бытует во всех слоях
общества. Русская живопись развивалась
на протяжении всего XVIII века в тесном
контакте с искусством западноевропейских
школ, приобщаясь к всеобщему достоянию
– произведениям искусства
Целью данной работы является рассмотрение русской живописи XVII - XVIII веков, в частности изучение особенностей русского портрета.
В XVII столетии, когда в России усиливались светские тенденции и обозначился острый интерес к европейским вкусам и привычкам, художники стали обращаться к западноевропейскому опыту. В такой ситуации, когда наблюдаются поиски портретности, появление парсуны вполне закономерно.
«Парсуна» (искаженное «персона») с латинского переводится как «особа», не «человек» (homo), а некий тип – «царь», «вельможа», «посол» – с подчеркиванием понятия рода [15, с.107]. Парсуны – светские парадные портреты в интерьере – воспринимались как знак престижности. Русской знати было необходимо приспособиться к новым культурным веяниям, проникавшим в традиционные формы бытового уклада. Парсуна хорошо подходила для культивируемой в княжеско-боярской среде церемониальной обрядности торжественного придворного этикета, для демонстрации высокого положения модели.
В парсуне, прежде всего, подчеркивалась принадлежность изображенного к высокому чину. Герои предстают в пышных одеяниях, в богатых интерьерах. Частное, индивидуальное в них почти не выявлено.
В парсуне всегда было главным – подчинение сословным нормам: столько значительности и импозантности в персонажах. Внимание художников сосредотачивается не на лице, а на позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей.
2. Искусство парсуны XVII в.
Уже в XI-XIII веках на стенах соборов появляются изображения исторических лиц - храмоздателей: князя Ярослава Мудрого с семьей, князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Христу. Начиная с середины XVI века, появляются иконы с еще очень условными изображениями здравствующих членов царской семьи.
Портретные образы в иконе второй половины XVII века оказывались на перекрестье восхождения человека к божественному, и нисхождения божественного до человеческого. Иконописцы Оружейной палаты, опираясь на собственные эстетические каноны, создали новый тип лика Спаса Нерукотворного, отличающийся определенностью человеческого облика. Образ «Спаса Нерукотворного» 1670-х годов Симона Ушакова можно считать программой этого направления [11, с.216 ].
Спас на убрусе (Св. Мандилион).Симон Ушаков. 1670 г.
Как придворные художники, иконописцы не могли себе представить облик «Царя небесного», минуя хорошо знакомые им черты «царя земного». Многие из известных нам мастеров этого направления (Симон Ушаков, Карп Золотарёв, Иван Рефусицкий) были портретистами царского двора, о чем они сами с гордостью рассказали в своих трактатах и челобитных. Создание царских портретов, а затем портретов представителей церковной иерархии и придворных кругов стало принципиально новым шагом в культуре Руси. В 1672 году был создан «Титулярник», который собрал в себе целый ряд портретных миниатюр. Это изображения русских царей, патриархов, а также зарубежных представителей верховной знати, умерших и живых (их писали с натуры).
Русскому зрителю представлялась возможность впервые увидеть привезенный в Россию знаменитый потрет Ивана Грозного, оказавшийся в Дании еще в конце XVII века.
Парсуна Иван Грозный
Национальный музей Дании, Копенгаген
В коллекции Государственного музея изобразительных искусств (Копенгаген) хранится серия из четырех портретов всадников. Серия, представляющая двух русских царей - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича - и двух легендарных восточных правителей, попала в Данию не позднее 1696 года; портреты изначально принадлежали королевской Кунсткамере, собранию редкостей и диковинок. Два из них - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича - представлены на выставке.
Живописный портрет последней трети XVII века - 1700-х годов является главным разделом выставки. Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница светского портрета, феномена Нового времени [10, с.142 ].
Примечательны
хрестоматийные памятники, такие как
изображение Алексея
Хотя парсуны представляют собой принципиально уникальный материал, но и в их кругу есть особые раритеты. Один из них - тафтяной портрет патриарха Никона (1682, ГИМ). Портрет является аппликацией из шелковых тканей и бумаги, и лишь лицо и руки исполнены живописью.
Портреты
иностранных художников, работавших
при царском дворе в период
приобщения Руси к ценностям художественной
культуры Нового времени, имели для
русских мастеров исключительное значение
как образцы, которым они стремились
подражать. В данной группе живописных
портретов есть свой раритет - знаменитый
портрет патриарха Никона с клиром,
написанный в начале 1660-х годов (Государственный
историко-архитектурный и
Большой интерес представляет экспонируемый комплекс памятников, объединенных названием Преображенская серия. Она включает в себя группу портретных изображений, заказанных Петром I для своего нового Преображенского дворца. Создание серии относят к 1692-1700 годам, а авторство - к неизвестным русским мастерам Оружейной палаты. Персонажи основного ядра серии - участники «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», сатирического учреждения, созданного Петром I. Членами «собора» состояли люди знатных фамилий из ближайшего окружения царя. В сравнении с чистой парсуной, портреты серии отличаются большей эмоциональной и мимической раскованностью, живописностью и иным духовным зарядом. В них можно усмотреть связь с гротескной струей в западноевропейской барочной живописи XVII века. Не случайно, именно эту группу исследователи уже не называют парсуной, а говорят лишь о традициях парсуны в конце XVII столетия.
Странная двойственность присуща большой парсуне «Портрет царя Федора Алексеевича» (1686, ГИМ), выполненной в традициях иконного писания. Лицо юного царя написано объемно, а одеяния и картуши решены плоскостно. Божественную власть царя подчеркивают нимб вокруг головы, изображение Спаса Нерукотворного вверху. Есть особое очарование в робких, неумелых парсунах, в которых мы усматриваем знак времени.
3. Портретное искусство XVIII в.
3.1. Портрет первой половины XVIII столетия.
В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Парсуна сыграла важную роль — она явилась передатчиком основных черт нового портретного метода, который в русских условиях трансформировался на собственный лад. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века, импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой» [10, с.186].
Модели, изображённые на таких портретах, воплощают практически иконное индифферентное предстояние. Живопись в них сочетает объемное и конкретное личное письмо с плоскостными «доличностями» — как это было и в парсуне. Парсуна вывела русскую живопись на дорогу станковизма — придала ему не только черты сходства, но и картинности, придала ей место в формирующемся светском интерьере. Но к концу 1710-х гг. портреты в этом стиле перестали удовлетворять заказчиков из-за своей тяжеловесности, косноязычия и архаизма, которые стали очевидными после первых зарубежных поездок Петра. У заказчиков появляется новый ориентир — искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом, иностранные художники приглашаются в Россию, а русские — на учёбу.
Магистральная линия [8, с.125] (Никитин и Матвеев) развития портрета уверенно идет вперед, а парсуна теряет свою привлекательность в глазах высокопоставленных заказчиков. Все же, чем дальше от Петербурга, тем явственнее черты парсуны будут проявляться в провинции — на протяжении всего XVIII века, а то и 1-й половины XIX века. Особенность этой линии портрета — её причастность к иконописи, которая и сама в этот период, утрачивая средневековую духовность, становится компромиссной, светлой и нарядной.
Линию, лежащую в стороне от заграничного пенсионерства, дополняют художники, которые самостоятельно проделали путь от иконописи к портрету, крепостные мастера домашней выучки и поклонники живописи — дворяне-дилетанты.
Россика представлена иностранными
художниками, которые работали в
России в течение всего XVIII века.
Эта линия неоднородна по национальному
составу и качественному
Собственно отечественная
школа (Иван Никитин, Алексей Матвеев,
Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван
Аргунов). Их работы отличаются мастерством
и точностью в передаче внешности,
хотя не достигли полного совершенства.
(Из следующего поколения к ней
принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский).
Эта магистральная линия
Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. В первой четверти XVIII-го века появлялись портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми крупными художниками первой половины XVIII века были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Они быстрее других преодолели иконописные влияния и создали подлинно художественные произведения искусства нового времени.