Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыкального народного фольклора и регионального компонента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:03, реферат

Краткое описание

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в патриотическом воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия наминается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Вложенные файлы: 1 файл

ОПЫТ.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ  и обобщение полученных результатов

(даёт возможность  получить общую картину уровня  развития детей русским музыкальным  фольклором)

Все данные обследования детей записываются в тетради по следующей форме:

 

 

 

Список детей

Показатели уровня развития детей  русским музыкальным фольклором

1

2

3

4

      5

     6

7

Общая оценка

Уровень развития

1.

       

  

 

  

 
       

2.

 

3

2

4

3

4

4

2

   

3.

 

2

4

3

3

3

3

2

   

4.

 

3

2

4

3

4

3

3

   

5.

 

2

3

3

4

4

3

3

   

6.

 

3

3

3

3

4

3

2

   

7.

 

2

3

3

3

4

4

2

   

8.

 

3

3

3

3

3

4

3

   

9.

 

3

2

2

3

4

3

2

   

10.

 

2

3

3

4

3

4

3

   

 

Уровень развития музыкальности ребёнка  определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей - 7.

Итоговый  показатель уровня развития музыкальности  ребёнка рассчитывается по формуле:

Уровень музыкального развития = 1+2+3+4+5+6+7

                                                                         7

1 - эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора

2 - наличие элементарных знаний о народных традициях

3 - формирование певческих навыков

4 - багаж народных игр

5 - владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

6 - знание русских народных инструментов

7 – художественно-творческое развитие

 

Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)

 

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла

Высокий

2,4-3,4

Средний

1,3-2,3


 

 

Описательная  характеристика уровней владения русским  народным фольклором ребёнка дошкольного  возраста

 

IV (оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором - 3,4-4 балла.

Ребенок обладает устойчивым интересом к  музыкальной деятельности, ярким  эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением  охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к  различным видам музыкальной  деятельности и прекрасной музыкальной  памятью.

 

III (высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором - 2,4-3,4 балла.

У ребёнка отмечается положительный  интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным  отношением к музыке и умением  охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно  даёт жанровую характеристику музыкальных  произведений и рассказывает об общем  характере музыки. Отличается хорошей  музыкальной памятью.

II (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором - 1,3-2,3 балла.

У ребёнка отмечается интерес к  музыке. Он обладает эмоционально-оценочным  отношением к музыке и умением  охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной  помощи с опорой на зрительную наглядность  или моторную помощи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработанная методика строится как на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры, так и на самостоятельном её перенимании, использовании обучающих возможностей собственно детского коллектива.

Подбор  репертуара основывается на опыте народной педагогики, учитывающей:

а) возрастные и индивидуальные возможности  детей;

б) возможности различных жанров и  конкретных произведений фольклора  в обучении культуре;

в) связь музыкального фольклора с  народным календарём, чередой праздников и будней, семейными событиями и т.д.

Проведённая работа позволяет сформулировать следующие выводы:

- разработаны и проверены в процессе работы педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура предоставлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклороного, познавательного компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых);

- у детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально-фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о  своем культурном прошлом, о наших  памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные  отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», - говорит Д.С. Лихачев.

 

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

 

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и  мы по-новому начинаем относиться к  старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному  искусству, в которых народ оставил  нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 

  • Развитием души следует заниматься с раннего  детства, в период, когда ребенок  только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может  способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать  красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентируясь на имеющиеся теоретические  сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые  проводятся у нас в саду. В сентябре – «Рябинкины именины»; в октябре – «Покров», «Капустные вечёрки»; в ноябре – «Осенины», «Посиделки»; в декабре – «Екатерина-саночница», «Варварины морозы»; январь – «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет!», «Вечер загадок»; февраль «Масленица»; март – «Сороки»; апрель – «Благовещенье -  птиц на волю отпущенье», «Ярмарка»; июнь – «Праздник берёзки».

 

Каждое мероприятие включает в себя множество народных подвижных  игр, песен, хороводов, народных танцев, сценок народного театра и др. Самые  любимые детьми игры «Золотые ворота», «Слепая курица», «Пятнашки» с верёвочкой, «Жмурки», «Катай каравай», «Колёса», «Бегающие  воротики», «Воробей и огородник» и др.; игровые танцы «Деревенская полечка», «Светит месяц», «Комаринская», «Чижик», «Смоленский гусачок»; хороводные игры с пением у малышей «Плыла утеня», «Репка»; у ребят постарше «Выбирай», «Вася-утёночек», «Летели две птички» и др.

 

Свет, исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений или театральных представлений, делает внешний и внутренний мир  ребенка ярче.

 

Актуальность обращения  именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности  народной педагогики, мы, взрослые, можем  в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.

 

Диагностика составлена таким  образом, что она выявляет наличие  знаний, умений, навыков на начало года и в конце года по вопросам: певческие  навыки, игровые и танцевальные навыки, овладение фольклорным материалом. А так же диагностическая карта  по ознакомлению дошкольников с отечественной  историей и культурой: знания содержания сказок, малых фольклорных форм, народных праздников, игр, игрушек.

 

Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных  тем года, подведением итогов занятий  в течение года с сентября по май.

 

Но поскольку освоение традиционной культуры – это образ  жизни, который включает в себя постепенную  и целенаправленную организацию  предметно- пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и  эстетических ценностей народа, развития дружеских отношений между людьми, душевного и духовного общения между соотечественниками, то результативность занятий проявляется в  самостоятельных организациях сюжетно- ролевых игр, досугов, вечеров развлечений.


Информация о работе Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыкального народного фольклора и регионального компонента