Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства 5
1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью 9
1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом психологических особенностей школьника 11
ГЛАВА 2. методика обучения в содружестве с пейзажной живописью 14
2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению 14
2.2. Методика уроков литературного чтения с применением живописи 17
2.3. Живопись и методика уроков русского языка 21
2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции, плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.[11, c.92]
Итак, в сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.
Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».
Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.
Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно, сочинения по картинам также проводятся в школе весьма охотно и часто. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта.[3, c.128]
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося; описание картины. Эти виды сочинений по картинам здесь расположены по степени трудности для учащихся. Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т.е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а также в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.
Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений.
В III, IV классах число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.
Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают, а описание играет вспомогательную роль. Однако роль и место описания растет с годами обучения.[13, c.35]
Итак, сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, само утверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству.
Сочинения способствуют решению воспитательных задач: любви к природе, к миру. Экскурсии в лес, парк учат познавать природу, открывать её тайны, развивают чувственные стороны личности ребёнка, поэтому, сначала следует проводить экскурсии в природу, а затем давать детям возможность писать сочинения пейзажного характера; осуществлять системный подход в решении эстетических задач на уроках развития речи с использованием картин; степень самостоятельности в работе с картинами должна постепенно возрастать. [16, c.57]