Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства 5
1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью 9
1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом психологических особенностей школьника 11
ГЛАВА 2. методика обучения в содружестве с пейзажной живописью 14
2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению 14
2.2. Методика уроков литературного чтения с применением живописи 17
2.3. Живопись и методика уроков русского языка 21
2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чудаевой Ольги(переделанная)..docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

-Почему деревья осенью  становятся оранжевыми, жёлтыми? (Вопрос  природоведческого характера, направленный  на формирование материалистического  мировоззрения)

-Как вы думаете, можно  одобрить поступок человека, которого  изобразил художник? (Вопрос нравственного  аспекта)

5-й этап. Развитие познавательной активности  учащихся.

В  заключении процесса восприятия картины учитель даёт краткие сведения о художнике, его творческом и жизненном пути, эпохе, когда жил художник, специальных условиях.

6-й этап. Подведения итога  восприятия картины.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции, плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.[11, c.92]

Итак, в сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи

Пейзаж – самостоятельный жанр в искусстве, ему следует уделить наибольшее внимание, потому что природа прекрасна и бесконечно разнообразна. Природа “воздействует” на человека, вызывает глубокие переживания и мысли, а соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. [10, c.73]

Большой интерес у детей вызывает работа на природе, поэтому следует проводить экскурсии на улице, во время которой ребята учатся понимать природу, окружающий мир, его красоту. Уроки служат развитию умения запомнить и воспроизвести наиболее характерные особенности природы, помогают понять пространственные отношения. Очень большое значение в данном случае имеет свет, освещение. Надо, чтобы дети отдавали себе полный отчет в том, какой день они изображают: пасмурный, серый с рассеянным освещением или ясный с четким отличием освещенных сторон предмета от неосвещенных. [1, c.53]

Важно обращать внимание и на такие явления природы, как ветер, дождь и т. п., все, что придает различный эмоциональный строй пейзажу, выражающийся в динамичности очертаний предметов.

Учащиеся пишут сочинения на основе наблюдений с использованием картины художника. На уроках создаётся атмосфера, способствующая творческому подъёму, вызывающая в детях духовную окрылённость.

Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки, требуется кропотливая работа, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.[10, c.235] 

Большое значение придается выполнению трёх условий на любом уроке  в начальных классах, но особенно на уроках русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды, второе – это создание предпосылок для интересных, продуманных, самостоятельных, устных высказываний, в которых дети проявляют своё творчество, а также письменных высказываний учащихся, третье – это активизация словаря.

Исследования словарного запаса дают возможность выявить наличие «пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми. Так, установлено, что речь учащихся бедна отвлечённой лексикой: словами, обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой; синонимами. Объективную трудность составляет описание различных пластов лексики, которой владеет ребёнок, выявление соотношения между активным и пассивным словарём ребёнка, выявление системных связей, существующих в языковом сознании детей. [10, c.239]

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно, сочинения по картинам также проводятся в школе весьма охотно и часто. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта.[3, c.128]

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося; описание картины. Эти виды сочинений по картинам здесь расположены по степени трудности для учащихся. Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т.е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а также в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.

Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений.

В III, IV классах число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают, а описание играет вспомогательную роль. Однако роль и место описания растет с годами обучения.[13, c.35]

Итак, сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, само утверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству.

Сочинения способствуют решению воспитательных задач: любви к природе, к миру. Экскурсии в лес, парк учат познавать природу, открывать её тайны, развивают чувственные стороны личности ребёнка, поэтому,   сначала следует проводить экскурсии в природу, а затем давать детям возможность писать сочинения пейзажного характера; осуществлять системный подход в решении эстетических задач на уроках развития речи с использованием картин; степень самостоятельности в работе с картинами должна постепенно возрастать. [16, c.57]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была описана пейзажная живопись на уроках русского языка, литературного чтения  в начальной школе как средство обучения и воспитания. Данная курсовая работа представлена двумя главами. В первой главе содержатся психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы; вторая глава посвящена методическим аспектам темы; она содержит анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению; в главе описана методика  уроков  литературного чтения, русского языка; даны методические рекомендации к урокам развития речи с использованием пейзажной живописи.

Данный материал поможет учителю начальных классов в преодолении трудностей в работе с пейзажной живописью на уроках русского языка и литературного чтения. Учителю следует знать психолого-педагогические  особенности эстетического воспитания школьника, самому быть художественно подготовленным, чтобы умело строить работу на уроке.  Произведение изобразительного искусства несет в себе художественный потенциал, эстетическую нагрузку, которые необходимо реализовать, раскрыть. Основное назначение художественного произведения  воспринимается сердцем, через эмоции. Многие психологи доказали, что убеждение, воспринятое через эмоции, наиболее эффективно. Работа над картиной должна иметь четкую структуру, которая варьируется в зависимости от поставленных задач. Диктуется это содержанием урока, на котором анализируется картина.  Однако  основная задача – формирование высоких моральных и нравственных качеств личности ученика – достигается путём восприятия художественного содержания картины. Влияние пейзажной лирики на детей огромно. Задача учителя – научить детей не просто любить красивые стихи, но понимать их как открытие мира красоты и самим учиться открывать её в жизни – это и будет сочетанием эстетического и нравственного при чтении пейзажной лирики с использованием картин художников. В стихах, картинах передается богатство красок, богатство разных чувств и их оттенков. Их надо понять учителю, чтобы передать все оттенки чувств поэта, художника. Дети не только учатся открывать картины художников, но и видеть средства их изображения. Они начинают отличать особенности и тайны поэзии Пушкина, Бунина, Есенина, Маршака, тайны живописцев Поленова, Левитана. В такой работе у них и зарождается чувство любви к поэзии, живописи. Они находятся у истоков прикосновения к тайнам мира. И может быть, у кого- то из них пробудится новое чувство – любви к поэзии, живописи и новое желание – писать стихи, картины. 

Современный мир несовершенен. Жизнь диктует свои требования: нужны гармонично развитые личности, носители культуры, которая проявляется в красоте души, чувств.

Гуманный подход учителя к детям, создание психолого-педагогических условий в обучении, грамотное использование методик с применением живописи позволит улучшить  процесс воспитания и обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания