Польская Школа Плаката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучение феномена «Польской школы плаката». Изучение пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Актуальность «Польской школы плаката» в мировом графическом дизайне.

Задачи: Хронология развития плакатного искусства в Польше. Подробный анализ пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Выявление причин падения «польской школы плаката».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА.............................4

2. ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА...............................................................8
2.1. Начало................................................................................................................8
2.2. Тадеуш Гроновский: отец польского плаката .............................................9
2.3. Архитекторы Варшавы..................................................................................10
2.4. Тема войны (1939-1945) в современном польском плакате.......................11
2.5. Агитационные плакаты..................................................................................16
2.6. 50-е и 70-е годы: Золотой век........................................................................17
2.7. Джаз и плакат..................................................................................................20
2.8. 70-е и 80-е годы: Закат...................................................................................20
2.9. Музей городской стены.................................................................................22

3. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА
50-x – 70-x ГОДОВ ХХ ВЕКА..............................................................................23
3.1. Метафоричность.............................................................................................23
3.2. Условность......................................................................................................24
3.3. Живописность.................................................................................................25
3.4. Экспрессивность, эмоциональность.............................................................25
3.5. Юмор, сатира, остроумие, текст...................................................................26
3.6. Пространственные особенности...................................................................27
3.7. Фрагментация образа.....................................................................................27
3.8. Графичность....................................................................................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 2.20 Мб (Скачать файл)

 

 

3.6. Пространственные особенности

 

 

Существование плаката  в городской среде само по себе было темой художественной рефлексии художников плаката; взаимоотношение стены и печатного листа осмыслялось, как художественная проблема; и решением этой проблемы для польских плакатистов 50-х – 60-х годов становится отказ от линейной перспективы, множественность точек зрения и положений горизонта (для плакатистов следующего поколения таким решением будет, напротив, создание «обманки», своеобразной «дыры» в новосозданную художественную реальность). Таким образом, происходила реализация основного положение модернистской поэтики ― принципа открытой формы, синтезируя внутреннее пространство произведения и внешнее по отношению к нему пространство улицы, пространство зрителя.

 

Артикуляция принципа открытой формы в польском плакате происходит посредством двух основных композиционных средств ― ракурсности и фрагментарности, где ракурсность определяет динамику плакатного образа, а фрагментарность выстраивает особый тип пространства.

 

Ракурсы в польском плакате  обычно развёрнуты в профиль, как бы повторяя движение человека вдоль стены или плакатной тумбы; почти никогда они не направлены вглубь произведения, оставляя, тем самым, визуально целостным пространство стены или тумбы, на которую они наклеены.

 

3.7. Фрагментации образа

 

 

Фрагментация обуславливает  восприятие художественного пространства как части целого, превосходящего область изобразительного. Среди устойчивых вариаций этого приема: дублирование композиционных элементов, фрагментация предметных форм, характерное отсекание их частей, острое кадрирование, неоднородность в решении фоновых поверхностей.

 

 

 

 

3.8. Графичность

 

 

Линия как конструктивный элемент. Линия как формообразующий  элемент композиционной целостности. Принципиальной характеристикой плакатов является первостепенная роль линии  в живописных произведениях. В польском плакате линия служит зримым воплощением организации, задает и упорядочивает как пространственную структуру произведения, так и саму художественную реальность. Она олицетворяет проектный характер образа, неся в себе мотив непрерывной эскалации конструкции, ее упорядоченного развития и расширения. Линия господствует не только в плакатах, стилизованных под «сецессию». Она играет подчас ведущую роль как основной изобразительный элемент в плакатах, где чувствуется влияние поп-арта. Графическое начало, определившее стиль польских плакатов междувоенного двадцатилетия, вновь конкурирует с живописностью. Признанный мастер Тадеуш Гроновский, чей графический дар был образцом еще в 20-е годы, вновь в 60-е годы вернулся к четким ритмам линий. Итак, поэтическая метафора, проникнутая юмором, радостная живописность, блистающая радугой красок, уступают место монохромным геометрическим формам. Линия выступает и как самостоятельный элемент. Она уподобляется жесту и воплощает движение, являясь четвертой координатной осью, вдоль которой непрерывно развертывается время. В то же время, как в доренессансной живописи и в искусстве авангарда, арабеска линии играет огромную роль в утверждении плоскостности поверхности изображения.

 

Таким образом, мы видим, что в смысле формально-стилевых особенностей польский плакат характеризуется неповторимым соединением живописности, графичности с активной тенденцией использовать линию как конструктивный элемент. И с мощной и оригинальной метафорой, на которую возложена обязанность содержательно-смысловой нагрузки. Именно синтез перечисленных особенности в своей совокупности очерчивают такое явление, как «польский плакат. Совокупность приведенных характеристик позволяет сделать заключение о принадлежности польского плаката периода 50-х – 70-х годов XX века к модернисткому направлению в искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Долгое время существовало мнение о плакате как об искусстве  чисто утилитарном, о той разновидности  графики, которую условно называют «низкое искусство». Это позволяло  многим относиться с пренебрежением к плакату. Если раньше плакат имел короткую жизнь, связанную с «мимолетным» событием, то теперь он занимает место в музеях и частных коллекциях. Он давно стал художественным произведением.

 

В Польше плакат неотъемлемо  связан с изобразительным искусством. Синтез художественного и дизайнерского подхода подарил миру творчество польской школы плаката умело объединившей форму и функцию, эстетику и психологию, доведя «низкое искусство» до степени художественного произведения.

 

Стоит отметить что плакаты являются очень важной частью польской культуры. Во времена коммунистического режима они были, вероятно, только красочными картинками, которые можно было бы увидеть на улицах городов.

 

За эти годы небольшое, но важное место занял польский плакат в музеях многих стран. Это больше, чем просто ностальгия. Главной целью является сохранение того культурного наследия в значительной степени неизвестное за пределами своих границ. Не стоит даже и говорить, что искусство польского плаката есть огромный источник вдохновения для современных молодых художников и дизайнеров.

 

Взглянув на развитие польского плаката сегодня, можно  сделать вывод, что этот утилитарно-художественный объект явился как бы символизацией  исторических событий в Польше. Плакаты этого времени словно «кричат» обо всем, что оставалось за кадром цензуры. Это темы большевизма, коммунизма, проблемных вопросов в российско-польской истории, таких как события в Катыни (расстрел поляков). Это ни что иное, как смелость на грани мятежа, прославление на грани сарказма и правда на грани фальши.

 

В этом плакат уникален, поскольку никакое другое искусство, пожалуй, не имеет такой сильной  взаимной связи между ним самим  и его потребителем какую имеет  плакат.

 

Однако сейчас меняется не только роль плаката, но и его  форма. Жанр плаката переходит в иное пространство - виртуальное. Величко И.С. называет феноменом польской школы плаката, отличающей её от других школ тот факт, что она прошла через все стадии развития плаката — от утилитарной тиражности в 1950-1970-е годы, через станковую галереизацию к утилитарной виртуализации. Помимо виртуальной площадки для экспонирования, существуют музеи, где можно увидеть плакатные работы ( был даже открыт первый в мире музей плаката в Вилянуве).

 

Велика историческая ценность данного уникального материала, тот нельзя анализировать за пределами политики и национальной культуры. Польский плакат рождался в тесном взаимодействии с польской литературой, философией и театром.  Он образно и эмоционально отразил все важные события, передал расположение и нрав ушедшей эпохи. Самостоятельно от того, чему посвящены польские плакаты – экспозиции, книге либо концерту – их основной предмет была связан с идеей национального возрождения. Любая рекламная композиция художников «Младой Польши» несла расположение гимна «Jeszcze Polska nie zginęła» («Польша не погибла»), существовавшего в наиболее лихие для народа годы как подтверждение противостояния драматическим событиям и политическим обстоятельствам в истории Польши.

 

Подводя итог, можно сделать  вывод о художественной значимости польского плаката, реконструированной и актуализированной современными технологиями графического дизайна. В России польский плакат стал альтернативой для творческой новизны и свободы. У себя на родине явление польского плаката продолжает развиваться, внося новые коррективы в облик современного графического дизайна во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Польская школа плаката [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Польская_школа_плаката

 

2. Тема Великой Отечественной Войны в искусстве [Электронный ресурс]: http://www.60let.com/publications/articles/articles_118.html

 

3. Austoni, Andrea История польского плаката [Электронный ресурс]:

http://kayrosblog.ru/post118825961#.UHMermLNTEV

 

4. Серов, С. И. Дизайн по-польски [Электронный ресурс]: http://kak.ru/columns/serov/a2757/

 

5. Галерея «польской школы плаката» [Электронный ресурс]: http://www.design.kg/index.php?showtopic=7674

 

6. Giżka, Sylwia Polska Szkoła Plakatu [Электронный ресурс]:

http://www.culture.pl/baza-sztuki-pelna-tresc/-/eo_event_asset_publisher/eAN5/content/polska-szkola-plakatu

 

7. Мытарева, К.В. Современный польский плакат [Текст]: учебное пособие / К.В. Мытарева. – Л.: Искусство, 1968. – 200 с.

 

8. Серов, С. Польская школа плаката [Текст]: альбом / Сергей Серов, Кшиштоф Дыдо. – Спб.: Альма матер, 2007. – 300 с.: ил.

 

9. Свирида, И.И. Изобразительное искусство Народной Польши. Плакат. Книжная графика [Текст]: альбом / И.И. Свирида. – М.: Знание, 1976. –  
80 с.: ил.

 

10. Уразова, Л.Н. Современный польский плакат [Текст]:  
альбом / Л.Н.  Уразова. – Л.: Искусство, 1969. – 152с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Йозеф Мехоффер «Мебельная лотерея дома Матейко», 1899

 

 

 

Кароль Фритц «Реклама Папиросной Бумаги», 1908

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Казимир Сикульский «Выставка Польской Современной Архитектуры, Скульптуры и Изобразительного Искусства»

 

 

Войцех Ястржебовский «Санаторий Swoszowice близ Кракова», 1907

 

 

Приложение 3

 

 

«Гдыня», 1925

Приложение 4

 

 

«Вильно», 1928

Приложение 5

 

 

«Шины», 1923

Приложение 6

 

 

Ceres «Умереть за жир», 1926

Приложение 7

 

 

Стефан Осецки «Танцы Lopek», 1935

Приложение 8

 

 

Тадеуш Трепковский  «Нет!»

Приложение 9

 

 

Радзевич-Винницкий «На Берлин»

Приложение 10

 

 

Тадеуш Трепковский  «1939 год не повторится никогда»

Приложение 11

 

 

Трепковский «Призывники в строй!»

 

 

 

Приложение 12

 

 

Трепковский «Слава освободителям!»

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

 

 

Чесьлевич «Забыли?»

 

 

 

 

Приложение 14

 

 

Э.Липиньский «Уничтожим фашизм до конца»

Приложение 15

 

 

Трепковский «Грюнвальд 1410 – Берлин 1945»

Приложение 16

 

 

Влодзимеж Зачевский «Партия» , 1955

Приложение 17

 

 

Францишек Старовейский, 1977

Приложение 18

 

 

Францишек Старовейский

Приложение 19

 

 

Ян Млодозинец «Женщина в шляпе», 1985

Приложение 20

 

 

Якуб Эрол «Удьтиматум»

Приложение 21

 

 

Ян Савка «JAZZ NAD ODRA», 1977

Приложение 22

 

 

Стасис Эйдригявичюс

Приложение 23

 

 

Виктор Садовский «Ревизор»

Приложение 24

 

 

Анджей Паговский


Информация о работе Польская Школа Плаката