Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:37, практическая работа
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
1. Информация о опыте..............................................................................3
2. Технология опыта .................................................................................8
3. Результативность опыта…………….………………………………...10
4. Библиографический список ………………………………...................12
5. Приложения к опыту……………………………………………….....13
Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.
Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
Степень новизны.
Новизна опыта заключается:
Технология опыта
Основной целью моей работы является приобщение детей к русским народным традициям через формирования знаний о народных праздниках.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Описание средств достижения цели
Решению поставленных в опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы:
Поэтому в работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.
Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
Средних дошкольников, которым
уже доступно освоение духовно-нравственных
и эстетических ценностей народной
культуры, мы приобщаем к исторической
памяти народа, к его художественному наследию
Организация учебно – воспитательного процесса
В своей работы приобщение дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников я реализую через:
В своей работе с детьми средне дошкольного возраста я использую русскую народную тематику - народную поэзию, сказки, потешки, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина. Приобщая детей к русскому эпосу, я воспитываю у них любовь к Родине – России, к русскому народу, любовь к прекрасному. Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают наш музей «Русская изба». В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом». Наряду с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. На мой взгляд, работа по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников, даст хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились.
Результативность опыта
На начало становления опыта дети не владели знаниями о многообразии культурных традиций, были не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознавали их своеобразие и ценность каждой из народных культур. Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения были поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
Но проделав работу в системе, по приобщению к традициям народной культуры, мы можем проследить следующие результаты:
Приложение к опыту
1.Приложение №1 Консультация для родителей «Семейные традиции»
2.Приложение №2 Анкета для родителей «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье»
3.Приложение №3 Развлечение «Масленица»
4.Приложение № 4 Развлечение «Русские народные Посиделки»
5.Приложение №5 Русские народные игры
6.Приложение №6 конспект комплексного занятия в средней группе по речевому развитию, художественной литературе. Тема: «В гостях у Бабушки – Забавушки»
7.Приложение №7 Ладушки – ладушки. Сборник русских народных потешек.