Приобщение дошкольников к традициям народной культуре посредством народных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:37, практическая работа

Краткое описание

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Содержание

1. Информация о опыте..............................................................................3
2. Технология опыта .................................................................................8
3. Результативность опыта…………….………………………………...10
4. Библиографический список ………………………………...................12
5. Приложения к опыту……………………………………………….....13

Вложенные файлы: 1 файл

опыт.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические условия  – это те обстоятельства, от которых  зависит воспитание, образование  и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно  влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

 

Степень новизны.

Новизна опыта заключается:

    1. Формирование национального самосознания;
    2. Развитие творческих способностей;
    3. Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним;
    4. Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа;
    5. Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.

 

Технология опыта

Основной целью моей работы является приобщение детей к русским народным традициям через формирования знаний о народных праздниках.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. Закладывать основы формирования праздничной культуры (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа);
  2. Развивать социальную сферу ребенка, способствовать формированию основ эмоциональной культуры;
  3. Развивать речь, посредством введения риторики (красноречия);
  4. Совершенствовать опыт просветительской работы с семьей  ребенка;
  5. Обогащать содержание предметно – развивающей среды, позволяющей осуществлять основные направления праздничной культуры.

 

      Описание средств достижения цели

Решению поставленных в  опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы:

    • изучение методической  литературы по теме;
    • прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями воспитанника;
    • тематические беседы, проведение целенаправленных анкетных опросов;
    • изучение детского творчества (поделки, рисунки и т.д).

 

Поэтому в работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Сделать пребывание ребенка  в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает  традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые  потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Средних дошкольников, которым  уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - частушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях. (Приложение№ 2)

 

Организация учебно – воспитательного процесса

          В своей работы приобщение дошкольников  к традиционной  народной культуре посредствам народных праздников я реализую через:

 

  • постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т.п.;
  • введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;
  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;
  • изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
  • использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;

В своей работе с детьми средне дошкольного  возраста я использую русскую народную тематику -  народную поэзию, сказки, потешки, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина. Приобщая детей к русскому эпосу, я воспитываю у них любовь к Родине – России, к русскому народу, любовь к прекрасному.  Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают наш музей  «Русская изба». В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом». Наряду  с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. На мой взгляд, работа по приобщению дошкольников  к традиционной народной культуре посредствам народных праздников, даст хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились.

 

Результативность  опыта

На начало становления опыта дети не владели знаниями о многообразии культурных традиций, были не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознавали их своеобразие и ценность каждой из народных культур. Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения были поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.

Но проделав работу в системе, по приобщению к традициям народной культуры, мы можем проследить  следующие результаты:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми;
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам;
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа;
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам;
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором;
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания;
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
  • дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
  4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.
  5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  6. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
  8. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
  9. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
  10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
  11. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
  12. Миловский А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных праздниках. - М.: Детская литература, 1987.— 190с
  13. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 242 с
  14. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М, 1991. – 84с.
  15. «От родного порога»: программа-руководство по воспитанию детей на традициях русскоязычного населения Алтайского края – Барнаул: АКИПКРО,2002. – 58 с.
  16. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  17.   Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.:  АРКТИ, 1992.  – 149с.

 

Приложение  к опыту

 

1.Приложение  №1 Консультация для родителей «Семейные традиции»

2.Приложение  №2 Анкета для родителей «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье»

3.Приложение  №3 Развлечение «Масленица»

4.Приложение  № 4 Развлечение «Русские народные Посиделки»

5.Приложение  №5 Русские народные игры

6.Приложение  №6 конспект комплексного занятия в средней группе по речевому развитию, художественной литературе. Тема: «В гостях у Бабушки – Забавушки»

7.Приложение  №7 Ладушки – ладушки. Сборник русских народных потешек.

 


Информация о работе Приобщение дошкольников к традициям народной культуре посредством народных праздников