Уроки иллюстрирования в школе (на примере уроков иллюстраций к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что все мы такие разные, и живем в разных местах, и говорим на разных языках, и в разные игры играем, во всем мире, во все времена дети одинаково любят книжки с картинками. И чем больше в них интересных картинок, тем ярче становятся их фантазии, тем лучше они понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё то новое, что видят глаза и слышат уши.
В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нем лежит огромная ответственность не только за то, чтобы созданные им образы соответствовали содержанию, но и за то, чтобы картинки понравились и полюбились юным читателям, так как именно они здесь настоящие критики, пусть даже самые маленькие среди них еще не умеют читать. В связи с этим нами и была выбрана тема курсовой работы, ведь каждый ребенок, рисует, а научившись иллюстрировать любимую сказку благодаря педагогу, его интерес к литературе и искусству станет более глубоким, что несомненно будет способствовать развитию духовной культуры учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ раб Настя Щелкунчик готова.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

 

Используя наглядность  и собственные знания, умения и навыки в конце обучения по разработанному блоку занятий иллюстрацией, каждый учащийся должен понимать иллюстрацию, знать виды и техники  иллюстраций и известных художников иллюстраторов, уметь применять воображение, подпирать и гармонировать цвета, иметь понятие компоновки, уметь иллюстрировать основные моменты литературного произведения.

 

2.3 Серия дидактических таблиц по проведению блока занятий по теме «иллюстрация к сказке Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик»»

Для эффективного проведения уроков учитель должен использовать наглядность. Наглядность - один из принципов обучения. При непосредственном воздействии некоторого объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. Создание такого образа — это решение человеком познавательных задачи, в котором наряду с ощущением участвуют память и мышление. Наглядность образа восприятия зависит от того, насколько он привычен и понятен человеку. К средствам наглядности на уроках изобразительного искусства относятся иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации.  Но все, же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске или с помощью документ-камеры, на листе бумаги или на полях альбома самого ученика.  

 Первый вид- рисунок  на классной доске или с  помощью документ-камеры - является  прекрасным методом наглядного  обучения. Он помогает понять  увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.  

 Главное качество  педагогического рисунка - это  лаконичность изображения, простота  и ясность его. Учитель дает  возможность детям ясно понять  и представить сказанное. Рисунки  на классной или интерактивной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.   

 Второй вид - это  зарисовка учителя на полях  рисунка школьника. Такими зарисовками  мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. 

 Третий вид - исправление  ошибок в рисунке ученика рукой  учителя. Личная поправка рисунка  ученика преподавателем имеет  большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Для проведения уроков по теме «Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана  «Щелкунчик»»  в качестве наглядных пособий можно использовать книгу «Щелкунчик и мышиный король» с иллюстрациями Художника-иллюстратора Н. Гольц. Нежные, хрупкие акварельные зарисовки, подчеркивающие что-то основное, главное в сюжете произведения. Одним из хороших наглядных пособий по изучаемой теме, являются видео-уроки «рисуем лицо человека», «рисуем мышь» видео уроки рассказывают как можно быстро и качественно нарисовать столь сложные элементы иллюстрации. Так же на уроках по данной теме можно использовать зарисовки предыдущих учащихся, такие иллюстрации послужат хорошим примером ученикам, а так же стимулом к отличному результату.

Так же авторские наглядные  пособия:

Презентация «Иллюстрация» (СД-диск) в ней рассказывается об иллюстрации, видах иллюстрации, показаны известные художники-иллюстраторы, описаны техники, в которых могут выполняться иллюстрации.

Презентация «Иллюстрации к сказке Щелкунчик» (СД-диск), в ней  демонстрируются различные иллюстрации, которые были выполнены к этой сказке, как известными художниками, так и маленькими детьми.

Дидактические таблицы:

Дидактическая таблица  «подбор иллюстрации елочной  ветки с игрушкой» (Приложение 1). Демонстрируя эту таблицу педагог  показывает какие варианты елок можно  выбрать для иллюстрирования  сказки Щелкунчик, чем доказывает учащимся необходимость проявления фантазии.

Дидактическая таблица  «варианты иллюстрации новогодних подарков» (Приложение 2). Демонстрируя эту таблицу педагог показывает перед каким выбором стоял  сам учитель, определяясь с иллюстрацией новогодних подарков, так же таблица дает возможность выбора тем учащимся, которые не обладают таким качеством как хорошее воображение и развитая фантазия.

Поэтапная таблица «новогодние  подарки -конечная иллюстрация» (Приложение 3), таблица показывает порядок изображения конечной иллюстрации на пути от зарисовки простым карандашом, до изображения в цвета, которое потом и послужило готовой иллюстрацией к макету книги.

Дидактическая таблица  «варианты образа солдатиков» (Приложение 4), на уроке где эта таблица предлагается в качестве наглядности детям дается задание нарисовать любимую игрушку, подаренную на новый год. Ярким подарком в сказке «Щелкунчик и мышиный король» являются солдатики, варианты их изображения и отображены в таблице.

Дидактическая таблица  «выбор образа мышиного короля» (Приложение 5), в данной таблице показано 4 варианта образа мышиного короля. Учитывается разное расположение голов, направление туловища, выражение глазок.

Дидактическая таблица  «подбор образа девочки с Щелкунчиком.» (Приложение 6), один из самых сложных моментов иллюстрации, детям дано задание нарисовать образ девочки, а для этого необходимо уметь рисовать лица, дидактическая таблица показывает какой наклон и поворот головы может быть у девушки, как может располагаться Щелкунчик.

Дидактическая таблица «Варианты иллюстрации на полях - новогодняя игрушка» (Приложение 7), таблица демонстрирует как можно украсить поля всей книги, сама по себе иллюстрация не представляет большой сложности, главное определить её месторасположение, что мы и делаем в таблице.

Поэтапная таблица  «Иллюстрация на полях - новогодняя игрушка» (Приложение 8), отображает поэтапность рисования  иллюстрации на полях, порядок закрашивания темперой и придания особых бликов с помощью гелевых ручек.

Дидактическая таблица  «Выбор техники иллюстрирования - Дрюссельмейер» (Приложение 9), даже для учащихся 6 класса определить технику иллюстрирования является сложным выбором, данная дидактическая таблица отражает 4 техники иллюстрирования, причем особую наглядность придает то, что техника показана на сложном герое Дрюссельмейере, необходимо прорисовывать человеческое лицо и необычный костюм.

Поэтапная таблица «полосная  иллюстрация Дрюссельмейер» (Приложение 10), таблица показывает, как поэтапно изображался Дрюссельмейер, какое месторасположение в иллюстрации ему выделено и в какие цвета в итоге окрашивается.

Дидактическая таблица  «Выбор фона к иллюстрациям» (Приложение 11), данная таблица показывает, какого цвета будет фон ко всем иллюстрациям, из четырех вариантов выбор пал на черный цвет, он означает волшебство и таинственность, придает иллюстрациям некий фантастический, даже магический вид.

Поэтапная таблица «иллюстрация на разворот - фон» (Приложение 12), в  таблице показывается очередность  закрашивания фона с применением  иллюстраций на полях.

Дидактическая таблица  «Варианты расположения текста» (приложение 13), данная дидактическая таблица  указывает из каких вариантов  подбора, было выбрано расположение рамки для текста.

Поэтапная таблица «Фронтиспис» (Приложение 14), в таблице показывается порядок изображения рамки с текстом.

Дидактическая таблица  «подбор конечной иллюстрации к  обложке» (Приложение 15), таблица показывает, какую конечную иллюстрацию можно  выбрать для завершения всей книги, данная иллюстрация очень важна  для макета книги, т. к. изображается снаружи конечной обложки книги.

Поэтапная таблица «конечная  иллюстрация-мышь» (Приложение 16), изображается очередность иллюстрирования конечной иллюстрации к обложке, начиная  с зарисовки карандашом, заканчивая окрашиванием с применением всех цветовых эффектов.

Дидактическая таблица  «Подбор обложки макета книги» (Приложение 17), таблица которая имеет большое  значение для учащихся, в ней отображены варианты совмещения всего того, что  ученики научились рисовать в  процессе изучения темы «Иллюстрирование», обложка для книги говорит за саму книгу, поэтому в таблице показаны все варианты совмещения из предыдущих таблиц.

Поэтапная таблица «Рисуем  обложку» (Приложение 18), отображает этапы  рисования обложки для макета книги, с применением всех эффектов цвета,  совмещением темперных красок с гелевой ручкой.

Дидактическая таблица  «Подбор цветового сочетания» (Приложение 19), дидактическая таблица посвящена  выбору цветов для иллюстрации на разворот, в данной иллюстрации отображен  основной момент сказки, в связи с этим цвет имеет основополагающее значение.

Поэтапная таблица «Иллюстрация на разворот, в выбранной цветовой гамме» (Приложение 20) является завершающей  ко всему блоку занятий, учащимся дается задание не просто нарисовать иллюстрацию на разворот, но и подобрать наиболее выгодные цвета для иллюстрации, этапы окрашивания и показаны в поэтапной таблице.

Большое образовательное  и воспитательное значение имеет  демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы на тему Уроки иллюстрирования в школе (на примере уроков иллюстраций к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король) был :

  • составлен блок занятий и методические материалы для их  проведения; рассмотрены истоки возникновения, основные этапы развития искусства иллюстрации;
  • дан краткий анализ творчества выдающихся  художников-иллюстраторов;
  • определить актуальность и важность выбранной темы в типовых    программах по изобразительному искусству:
  • разработан блок занятий «Иллюстрация» для учащихся 6 класса .

В качестве наглядного материала  было создано 2 презентации на тему «Иллюстрация» и «Иллюстрации к  сказке Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и  мышиный король»». Выполнена серия дидактических таблиц в количестве 12 штук, в дополнение к ним было выполнено 8 поэтапных таблиц.

Итогом написания курсовой работы послужило создание макета книги  «Щелкунчик и мышиный король». Все поставленные нами задачи были выполнены, а цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алуева, М.А. Иллюстрация в детской художественной книге Текст.: библиографический указатель для студентов вузов культуры и искусств/ М.А. Алуева// Краснодар, 2008.
  2. Алфеевский, В. Иллюстрация образное воплощение содержания книги Текст./В. Алфеевский// Детская литература. - 1968.
  3. Безменова, К. Эпоха в иллюстрации: Советская литография 30-х годовТекст./К. Безменова// Детская литература. 1994.
  4. Нагаев, В.Г. Иллюстрировать книги для детей — это мое призвание Текст./В.Г. Нагаев// Детская литература. 1997.
  5. Панов, В. П. Иллюстрация в книге Текст./В.П. Панов. М.: «Юный художник», 2001
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

Мало - надо добавить

 

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.book-illustration.ru/
  2. http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm
  3. http://www.etoday.ru/illustrations/
  4. http://bibliogid.ru/articles/2181
  5. http://boone.ru/illyustrator-roberto-innochenti-shhelkunchik.htm
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/rabochaya-programma-po-izo-kuzin
  7. http://nsc.1september.ru/2002/30/7.htm
  8. http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_IZO_Trud_Progr/index.html

Информация о работе Уроки иллюстрирования в школе (на примере уроков иллюстраций к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)