Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:57, шпаргалка
Музыка как вид искусства
Белорусские придворные театры 18 столетия. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Деятельность Флориана Павловича Ждановича.
.фактура.
В начале ХХ века основатели китайской разговорной драмы призывали к свержении прогнившего цинского господства. После движения 1919 года ее содержанием стала пропаганда науки и демократии. В 30-ые годы, вследствие агрессии японского империализма, центральной темой стали патриотизм и война Сопротивления. После Второй мировой войны разговорная драма переключается на борьбу за народную демократию и создание нового народного Китая. С образованием КНР ее главной темой становятся патриотизм и социализм.
Так видно, что китайская разговорная драма всегда была социо-направленной формой театра. Однако стоит отметить, что всегда существовал и коммерческий драматический театр, преследовавший развлекательные цели, использовавший в качестве средства выражения и разговорную драму.
Современный Китай унаследовал одну из богатейших в мире театральных традиций – театр теней, и стал наиболее популярным.
Китайский театр теней является старинным народным искусством этой страны. Он появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом. Исполняемые актерами арии тесно связаны с местными народными песнями, мелодиями, музыкальными драмами.
Билет № 10.
1. Стиль барокко в музыке.
Основой выделения стиля барокко в музыке были определенные композиционные и выразительные особенности:
• драматизм
тематики и динамичное
• яркость эмоций, драматизм, напряженный развитие сюжета;
• выразительные контрасты, величество, великолепие;
• попытки
воплотить внутренний
• появление новых жанров - партиты, сонаты, концерты, которые окончательно отделяют музыку от слов;
• стремление к синтезу искусств, выразившееся в создании таких жанров, как опера, оратория, кантата.
Проблема синтеза искусств
дополнялась тенденцией к
Но больше объединяет
музыку с другими видами
Начало нового стиля
в Италии определяется
Выдающийся представитель
неаполитанской школы оперы
Скрипичный-ансамблевая музыка Италии в XVIII в. получает новую ясность и уравновешенность, преодолевая усложненность барокко и сохраняя динамизм, контрастность, великолепие и величие музыки барокко. Творчество Арканджело Корелли (1653-1713) и Антонио Вивальди (ок. 1678-1741) стала основой формирования классической оркестровой музыки.
В Германии протестантские центры сохранили немецкий церковную традицию, связанную с хоралом и игрой на органе. Именно через органную музыку немецкие композиторы унаследовали традиции итальянского барокко. Выдающимся образцом зрелого барокко является органное искусство Дитриха Букстехуде (1637-1707), для которого характерны широкие формы, богатое воображение, контрасты "света и тени" в почти театральных образах. В гамбургском оперном театре в операх Репнхгардта Кайзера (Кейзера) (1674-1739) наряду с традиционными возвышенными персонажами действуют комические, причем партии серьезных героев выполняются итальянской, комических - на немецком языке ("Адонис", "Помона", "Гамбургский ярмарка").
Творчество выдающихся немецких композиторов - Й.Баха и Г.Генделя, хотя и опирается на музыку барокко, все же далеко выходит за рамки одного стиля.
Оперы Георга Фридриха Генделя (1685-1759) полностью созданы в стиле барокко ("Юлий Цезарь", "Орландо", "Ксеркс" - всего более 40 опер). Он переходит границы барокко в своих ораториях ("Самсон", "Иуда Маккавей" и др.. - Более 30), сочетая героико-эпическое и драматическое начало. Эпическая величие и спокойствие, уравновешенность форм и оптимизм даже при трагическом финале - это уже находится вне барочной стилистике. Но от барокко в Г.Генделя остается многоплановость контрастов: возвышенного и жалкого, патетического и пошлого, героического и обычного.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) предельно обостряет выразительные средства барокко и объединяет их с демократическими традициями протестантского пения. Церковные кантаты (около 300) выделяются драматизмом, глубоким философским содержанием. Любимой музыкальной формой Й.Баха была фуга - инструментальное произведение, в котором на клавишный инструмент переносится вокальный принцип полифонии. Развитие полифонии, достижения им большей гибкости и полноты в творчестве Й.Баха оказали огромное влияние на развитие всей европейской музыки.
Создавались в 70-е годы фильмы, авторы которых стремились исследовать нравственное состояние современного общества, с болью и тревогой отмечая получавшие все большее распространение бездуховность и конформизм. В фильме С.Герасимова «У озера» (1970) герои фильма впервые взволнованно спорят о проблемах экологии, утверждая необходимость бережного отношения к природе. В фильме Ю.Райзмана «Странная женщина» (1978) главная героиня уходит от мужа, поняв что в их союзе давно нет любви. Этот фильм утверждал высокие нравственные критерии в любви и семейных отношениях, отрицая подмену чувств сухим рациональным расчетом. В фильме В.Шукшина «Калина красная» (1974) страстно звучит мысль об ответственности за свою судьбу, о необратимых для личности душевных деформациях, к которым может привести человека забвение своих нравственных корней.
Фильмы Тарковского, Шукшина, Муратовой, Иоселиани, Абуладзе и других киномастеров той поры обгоняли свое время, реализуя богатейший гуманистический и творческий потенциал искусства, свободного от догматических предписаний.
Многие фильмы 70-80-х годов несут в себе ощущение нравственного, духовного заболевания общества. Чутко фиксируя признаки человеческой разобщенности, дефицита доброты и милосердия, кинематографисты нередко противопоставляют этим общественным недугам некий нравственный идеал. Таким идеалом в эти годы становится героическое и трагическое время прошедшей войны, когда тесно сплотившая людей цель спасения Родины способствовала проявлению человеческой солидарности, взаимопомощи и самопожертвования.
Билет № 11
1. Классицизм в музыке.
Музыка в период 1750 - 1820 гг.
Термин "классическая" в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и "классический" период в истории музыки, называемый классицизм, яркими представителями классицизма были Гайдн и Моцарт.
Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический".
Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.
Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания. Одним из первых композиторов, использовавших симфонический формат, был сын И.С.Баха - Карл Филипп Эммануил Бах.
Вместе с новым составом оркестра появляется и струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Работы создаются специально для струнного квартета со своим стандартом в четыре темпа, напоминающим о симфонии.
В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.
Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого сольного инструмента, но в первую очередь для игры на фортепиано. Как и симфонии, сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип.
Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.
Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие (например, 41 симфонию). Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".
В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счете перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.
Великие произведения Классической эпохи:
Моцарт "Реквием", "Дон Жуан", "Волшебная флейта ", Концерт для фортепиано с оркестром № 21, Концерт для кларнета
Гайдн "Сотворение мира", Симфония № 101 "Часы", Струнный квартет oп.76 № 3 "Император"
Глюк "Орфей и Эвредика"
Бетховен Симфония № 3 "Eroica"
2.Театр Индии: музыкально-танцевальная драма Лила, мистерии, возникновение и развитие классического индийского театра.
Театральное искусство Индии зародилось несколько тысячелетий назад. Бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в городе Мохенджо Даро, датируется III тысячелетием до н. э. Именно ритуальный танец стал тем стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр. В Древней Индии театральные представления были обязательной частью праздников, посвящённых богам. Например, центральным со бытием праздника в честь Индры (бога громовержца) являлось водружение "знамени" Индры. Знамя символизировалось деревом, которое приносили из леса и украшали. После церемонии дерево торжественно топили в реке, чтобы придать силу воде и земле. В действе принимали участие борцы, фокусники, канатоходцы, музыканты и забавники, которых называли "ната" (в дальнейшем так стали именовать профессионального актёра). Упоминание о ната встречается в памятниках индийской литературы уже со второй половины I тысячелетия до н. э. Задолго до новой эры в Индии сложился народный театр, представления которого и сейчас пользуются в стране большой популярностью.
Одна из самых распространённых форм такого театра в Северной Индии - музыкально-танцевальная драма, которая называется лила. Представления длятся иногда более месяца. Обязательные персонажи лилы - злые и добрые демоны, животные. Так, в сражениях со злы ми демонами герою Раме всегда помогала отважная и хитрая обезьяна Ханума. Исполнители спектаклей выступают в красочных костюмах и масках. Действие происходит без декораций. Между эпизодами иногда играются весёлые интермедии - шомы. Актёры, готовясь к выступлению в следующих эпизодах, пере одеваются или отдыхают на виду у зрителей. На юге страны развивалась другая форма - мистериальный театр. Он отчасти похож на северные лилы, однако есть и различия. Театральные представления юга связаны с искусством храмовых сказителей - чакиаров, которые читали стихи на санскрите (классическом языке древности), а затем объясняли текст на языке местных жителей. При этом чакиар использовал мимику и жесты. Со временем вместе с чтецом в храме стали выступать актёры. Они читали санскритские тексты и сопровождали декламацию танцами. Представление получило название кутияттам (санскр. "коллективный танец"). В кутияттаме одинаково значимы были и слово, и танец. В середине I тысячелетия до н. э. возник классический индийский театр. Многие спектакли представляют собой инсценировки мифов и легенд. Однако в Индии была создана и классическая драма на санскрите. Её расцвет пришёлся на I-IX вв. Самые известные драматурги - Бхаса, Калидаса и Шудрака. Даты их жизни весьма приблизительны, сведения исследователей иногда расходятся на века. Из тринадцати произведений Бхасы (II или III в.) лучшим считается "Явившаяся во сне Васавадатта" - пьеса о любви царя к своей жене Васавадатте.