Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Вначале он поселился  в Германии, а в 1920 г. переезжает в Швейцарию, утратив иллюзии, изгнанный как из родной страны, так и из мира мечты, созданного его творческим воображением. Великий мастер умер 24 сентября в г. Лозанне.

Со смертью Карла Фаберже заканчивается и «Эра Фаберже». Его сыновья Александр и Евгений пытаются восстановить славу дома, однако все, что производилось в Париже, было мрачным повторением того, что было создано в России. Фирма в Париже работала по обработке твердого камня, выпускала фигурки животных, но результатов больших не было, и фирма сокращает производство. Двое внуков Фаберже, Тео и Игорь, работали дизайнерами в ювелирных фирмах в Женеве.

Большие коллекции работ Фаберже были куплены у советского правительства Соединенными Штатами - доктором Хаммером, Лилиан Томас Преттом, Матильдой Геддини Грей и другими.

Стиль и дизайн Фаберже. «Стиль Фаберже-это стиль историзма, сочетания методов, приемов и эстетических вкусов разных эпох. Стиль этот пренебрежительно называли эклектизмом. Лишь относительно недавно за ним признали равные права по отношению к другим почтенным художественным историческим стилям», - так оценивал искусство Фаберже М. Пиотровский. Мастерство Фаберже уникально, его никогда нельзя имитировать (ибо получается фальшь Фаберже). В работах Фаберже наблюдается старорусский стиль, стиль позднего барокко, растительный орнамент Японии и другие подходы. И все вместе создает «стиль Фаберже», который основывался на продуманной ассимиляции ранних «исторических» стилей, обогащенных русским чувством, легкостью и виртуозностью исполнения.

Ювелирные изделия фирмы Фаберже можно классифицировать по следующим группам изделий.

1. Императорские пасхальные яйца. Наиболее известными и прекрасными изделиями фирмы Фаберже являются большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и дорогостоящих металлов. В период между 1885 и 1916 гг. 54 этих изумительных изделия было заказано царями Александром III и Николаем II, царицей Марией Федоровной и Александрой Федоровной [5].

Известно 47 этих изделий. Каждое из них вместе с сюрпризом, спрятанным внутри, является шедевром изящества, изобретательности, уникальности и мастерства отделки. Они отражают как богатство, экстравагантность, так и вкус императорского двора. Их рассматривают как последний расцвет европейского искусства у богатых патронов.

Из 47 пасхальных яиц 10 находится  в Москве, в Кремле, 11 - в коллекции Форбса в Нью-Йорке (в 2004 г. эту коллекцию выкупил русский олигарх В. Вексельберг), 16 - в других американских коллекциях, 8 - в частных коллекциях Европы, местонахождение 2 - неизвестно.

Вместе с тем на базе архивных документов фондов императорского двора и семейного архива Татьяны Фаберже (правнучки Карла Фаберже) удалось создать «твердый» (окончательный) каталог всех 50 императорских яиц. Всего в мире сейчас хранится 42 яйца и еще один сюрприз-«начинка» яйца. Два яйца известны по фотографиям из архива Т. Фаберже, а пять - только по описаниям.

2. Ювелирные изделия с эмалью. Наиболее удачной областью, в которой преуспевал Фаберже, была эмаль. Эмаль гилоше, часто используемая мастером, в ярко-красных, королевских голубых с различными оттенками, прозрачно-розовых расцветок, применялась с особой техникой исполнения для декора брошей, медальонов, кулонов и других, изделий. Эти изделия делали самых разнообразных форм, многие из которых были уникальны (рис.7).

Рисунок 7. Подарочная шкатулка в честь трёхсотлетия дома Романовых

 

В 1913 г. производство мастерских было сконцентрировано на изготовлении больших предметов с государственной символикой: двуглавого орла, короны монарха с датами 1613-1913 в связи с празднованием 300-летия дома Романовых. Были изготовлены по заказу императорской канцелярии сотни миниатюрных кулонов в виде пасхальных яиц. С начала войны 1914 г. самой популярной эмблемой стал «красный крест».

3. Резьба по твердому  камню. Художника-ювелира Фаберже  ценили за красоту, цвет, рисунок и текстуру русского твердого камня. Совершенно новыми в ювелирном деле были небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней, выполнявшиеся резчиками Кремлевым, Свешниковым и др., умевшими тонко выявить природную красоту камня, тщательно, с большим мастерством отполировать его.

Фигурки можно разделить на следующие группы: - фигурки животных, рыб, птиц. Покупателями были представители королевской семьи Англии. Самой большой коллекцией фигурок животных Фаберже владеет английская королева Елизавета II, у которой имеется 170 предметов. Самым дорогим изделием была сова из серого жада с золотыми лапками и бриллиантовыми глазами.

- фигурки людей, включая миниатюрные скульптуры. К ним относится балалаечник с глазами из сапфиров, кучер, маляр, плотник и другие персонажи; сейчас они такая же редкость, как и пасхальные яйца. Всего таких фигурок может быть от 60 до 80 штук, лучшим образцом можно считать фигурку цыганской певицы Вари Паниной из деревни Яр, в платье из зеленого жада, шали белой с красным из яшмы и ярко-пурпурной косынки из пурпурина. Глаза Вари Паниной изготовлены из алмаза, серьги и цепь - из золота, ожерелье - из серебра.

Портретные фигурки  резались согласно моделям, а затем собирались вместе, отделывались и полировались после сборки. Отдельные части подгонялись так точно, что соединений не видно;

- фигурки функционального назначения, такие как ручка зонта, палки, печати и др.

4. Предметы функционального  назначения - «полезные предметы». Магия Фаберже не ограничивалась дорогостоящими и чисто декоративными приемами ювелирного искусства. Начиная с 1880 г. мастерские Фаберже выпускают прекрасные вещи, которые имеют практическое применение. К 1910 г. фирма Фаберже выпустила много разнообразных предметов: фоторамки, светильники для стола, портсигары, часы.

Не все из них славились  тонкой отделкой и изяществом рисунка. Однако любой экспонат отличался элегантностью дизайна, мастерством и техникой исполнения, а также совершенством обработки, так характерной для Фаберже. Он применил свой талант для производства многих видов полезных предметов, которые по своему качеству и техническому исполнению совершенны.

Фаберже любил васильки и лилии как элемент декора, их обычно эмалировали техникой гилоше или клаузоне.

Техника гилоше - это техника машинной гравировки металлической поверхности с нанесением тонкого однообразного рисунка - волнообразных параллельных, концентрических и лучевых линий. Затем рисунок покрывают отдельно приготовленным слоем прозрачной цветной эмали, которая придает изделию бриллиантовую поверхность. Рисунки сверкают через эмаль, производя муаровый (переливчатый) эффект. В некоторых случаях основание гилоше дополнительно декорируется цветочными гирляндами ручной работы, которая становится видимой только тогда, когда освещается под определенным углом.

Другой декоративный элемент достигался нанесением тонкого рисунка дерева между слоями эмали, каждый обжигался отдельно.

Эмалирование Фаберже  приобретало известность благодаря своему совершенству и разнообразию цветов. Особое сверкание эмали достигалось многочасовым ручным полированием на деревянном колесе, покрытом кожей.

Эмаль гилоше обычно обжигали на серебряном листе, однако в редких случаях для получения особых цветовых эффектов, например, прозрачно-розового, изделие обжигалось на золоте.

Края рамок могут  быть из серебра, позолоченного серебра или золота, отлитых и отчеканенных гирлянд, лент из многоцветного золота, а также добавлений других металлов к золоту: для получения красного цвета - меди, для зеленого - серебра, для белого - никеля и платины.

Для рамок из твердого камня Фаберже применял авантюрин, горный хрусталь и, наиболее часто, нефрит, который предпочитал всем другим камням. Нефритовые рамки часто инкрустированы рубинами и бриллиантами, граненными розой. Внимание уделялось также задней стенке рамки, которая часто делалась из слоновой кости, и витой подставке. Самые маленькие рамки делались в мастерских Петербурга под руководством М. Перхина или Г. Вигстрема. Московские мастерские выпускали серебряные рамки в стиле рококо или империи, очень высокого качества.

Обычно «полезные предметы» делались из серебра высокой пробы (88-91 дол.: 0,096 = 916-950).

Технология представляла собой изготовление модели из дерева или воска, отливку и гравировку.

Одновременно с Фаберже работали ряд известных в России придворных фирм. Одной из важнейших, после Фаберже, можно считать фирму придворного поставщика К.Болина (это звание было присвоено в 1839 г.). Украшения Болина из бриллиантов с жемчугом и драгоценными камнями всегда отмечались прессой на всероссийских и всемирных выставках за совершенную чистоту ювелирной работы, искусный подбор камней и изящество рисунков. Фирма выполняла царские заказы: сохранились счета на очень большие суммы, даже превышающие счета Фаберже.

Поставщиками Высочайшего двора были фирмы М. Иванова, «Бейлин и сын», И. Морозова, А. Тилландера. Много вещей для кабинета Его Императорского Величества выполняла мастерская ювелирных изделий Карла Гана, специализировавшаяся на изделиях с драгоценными камнями и эмалями, а также мастерская золотых и бриллиантовых дел Фридриха Бутца, чей сын был другом детства К. Фаберже. Известен был своими украшениями другой участник всемирных и всероссийских выставок, придворный поставщик Фридрих Кехли.

Русское декоративно-прикладное и ювелирное искусство XVIII - нач. XX вв., хотя и развивалось в формах, идентичных общеевропейским стилям того времени, все же значительно отличалось от них: яркой веселой раскраской предметов, более полнокровными реалистическими образами, их общей жизнерадостностью - везде чувствуется глубокая и постоянная связь с русским народным искусством.

Созданное руками вышедших из народа мастеров, не принявших ни сухой манерности, ни утонченной стилизации, присущей западноевропейскому искусству, русское искусство сохранило свою национальную самобытность.

 

Глава 4. Современное ювелирное искуство

 

4.1. Советское ювелирное искусство

 

Развитие ювелирного искусства в Советском Союзе целесообразно рассмотреть на примере деятельности ведущего в СССР ювелирного предприятия «Русские самоцветы».

История предприятия  «Русские самоцветы» началась за 5 лет до Великой Октябрьской революции с создания в 1912 г. общества «Русские самоцветы». Устав Общества «высочайше утвердить соизволил» сам государь-император Николай II - оно было создано «для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла». Через 10 лет преемником названия стал государственный трест «Русские самоцветы» с головным предприятием - Петергофской гранильной фабрикой. В 20-е гг. XX в. развитию ювелирного производства в стране не уделялось должного внимания: задачи индустриализации - прежде всего. Попытки Петергофской гранильной фабрики в 1925 г. выпускать высокохудожественные изделия по эскизам известных художников Голубкиной, Златовратского, Чехонина и Орлова не увенчались успехом. В 1930 г. в Ленинграде был мраморно-распиловочный завод, который выпускал мраморные распределительные щиты для развивающейся электротехни-ческой промышленности. К 1930 г. по всей стране производство ювелирных изделий было практически свернуто: если в 1924-1925 гг. было изготовлено 9,6 тонны золотых и 25 тонн серебряных изделий, то в 1929-1930 гг. - всего 0,5 тонны золотых и 12,6 тонн серебряных изделий. Настоящим ударом по ювелирной промышленности стало запрещение в 1929 г. производства серебряной церковной утвари. А до революции производство серебряных изделий в России достигало 160 тонн, и более половины из них составляли предметы церковной утвари. В 1931-1936 гг. важной целью государства стало изъятие у населения изделий из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, которых было изъято на сумму более 250 млн. золотых рублей (около 200 т золота).

Самой значимой в те годы была поистине титаническая работа по изготовлению знаменитой карты СССР для Всемирной выставки в 1937 г. в  Париже. Эта карта была отвезена и на Международную выставку 1939 г. в Нью-Йорке. На обеих выставках уникальная карта была удостоена «Гран-при».

В 1936 г. началось некоторое  оживление в торговле и производстве ювелирных изделий. Была организована Всесоюзная контора по производству и торговле ювелирными изделиями при Наркомате торговли - Главювелиргторг. Вторая мировая война затормозила ювелирное производство на целое десятилетие.

В 50-60-е гг. ленинградская  «ювелирка» (две фабрики и артель) выпускала золотые и серебряные изделия: часы, браслеты, посуду, украшения, осуществлялась обработка и гранение камней. Изделия тех лет мастеров А. С. Коновалова и Н. И. Дементьева хранятся в Алмазном фонде. Камнерез И. С. Буграева участвовала в создании мозаик в Эрмитаже. Открытие месторождений алмазов в Якутии привело к созданию отечественных предприятий по огранке бриллиантов, а затем и к созданию развитой ювелирной промышленности.

В 1966 г. на базе ленинградских предприятий был создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности (ВНИИ-ювелирпром), который занимался технологическими разработками, в том числе литьем по выплавляемым моделям, разработкой новых сплавов, вопросами гальваники, автоматизации производственных процессов, химическими анализами, маркетингом и многими другими проблемами. Роль этого института в становлении ювелирной промышленности велика.

К началу 70-х гг. в нашей  стране была создана развитая ювелирная  промышленность, оснащенная прогрессивным  импортным и отечественным оборудованием  и выпускавшая широкий ассортимент ювелирных украшений, в том числе с якутскими алмазами. В Ленинграде производством ювелирных изделий занимались: ювелирная фабрика в Гостином дворе, считавшаяся наследницей традиций Фаберже - украшения из золота, серебра, серебряная посуда; завод «Русские самоцветы», выпускавший камнерезные изделия и украшения из серебра с поделочными камнями и хрусталем с характерным сдержанным и изысканным петербургским стилем; Ленинградский ювелирный завод - изделия из недрагоценных металлов (бижутерия). В 1970 г. эти три завода были объединены в один, получивший название «Русские самоцветы».

1971 г. был этапным в возрождении ювелирной промышленности, когда отрасль должна была удовлетворить спрос каждого жителя Советского Союза в драгоценностях: кольцо, кулон, серьги. С этой целью в Советском Союзе было создано 26 ювелирных заводов, в том числе в России 15.

Информация о работе Ювелирное искусство России