Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа
Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.
Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2
4. Прессованные и станочно-
Ассортимент ювелирных изделий (украшений) состоит из различных видов:
- украшения для рук - все разновидности колец и браслеты;
- украшения для головы - серьги, диадемы, заколки;
- шейные украшения - шейные цепочки, ожерелья, колье, кулоны и др.;
- украшения для платья (нагрудные украшения) - броши, нагрудные булавки.
Более подробно о некоторых ювелирных изделиях.
Кольцо - наиболее распространенное и разнообразное ювелирное изделие, носимое на пальце руки.
Существует много
Название «перстни» употребляли по отношению к кольцам, видоизмененным в лицевой части, т. е. имеющим утолщения, площадку, к кольцам с камнем или несколькими (на лицевой части) и т. д.
Название «печатка» (или кольцо-печатка) ранее употреблялось только по отношению к кольцам, имевшим в качестве вставки гемму (лат. gemma - камень; произведение глиптики - искусства резьбы по камню, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями) на камне (чаще инталию), способным оставлять оттиск на печати. В наше время это понятие расширилось, и печаткой называют кольца с площадкой, рассчитанной для гравировки, или с рельефным символом, а также с плоским камнем, монограммой и др.
Все кольца принято делить на простые и сложные. К простым относятся обручальные (сплошные и пустотелые, витые и ажурные), кольца-печатки, кольца-вензеля (прямоугольные и овальные, сегментные в сечении). Сложные - это кольца усложненной конструкции: с накладками, кастами, вставками, с элементами филиграни и украшенные эмалью, зернью, гравировкой, чеканкой, финифтью, золочением, серебрением, оксидированием.
Для изготовления колец используются сплавы платины, золота, серебра, цветных недрагоценных металлов, а также титан, сталь, драгоценные, полудрагоценные, поделочные, искусственные камни и органические вставки - кость, рог, пластмасса, дерево, а также стекло, дерево, фарфор.
Конструктивно кольца могут состоять из одной детали (обручальные кольца) и множества деталей элементов, каждая из которых имеет свое декоративное и конструктивное значение.
Основная деталь кольца - шинка, ободок, обвивающий палец - определила название всему изделию «кольцо» и несет на себе основную конструктивную нагрузку, т. е. служит средством удержания изделия на пальце. Шинка может быть постоянного сечения или переменного (т. е. переходящая в другую форму). Внутренний диаметр шинки (в мм) определяет размер кольца. Внутренняя сторона шинки всегда гладкая. С наружной стороны шинка может быть гладкой, с эмалью, чернью, чеканным, гравированным рисунком, с местами для закрепки вставок из камней, янтаря, коралла, пластмассы, кости, стекла. Шинку припаивают к касту, ранту, соединяя, таким образом, с верхней частью (верхушкой) кольца. Номера (размеры) колец приведены в таблице 4.
Таблица 4
Номера колец и соответствующие им интервалы диаметров, мм
№ кольца |
15 |
15,5 |
16 |
16,5 |
17 |
17,5 |
18 |
18,5 |
19 |
19,5 |
20 |
20,5 |
21 |
21,5 |
22 |
22,5 |
23 |
23,5 |
24 |
24,5 | |
Интервал |
До |
15,5 |
16 |
16,5 |
17 |
17,5 |
18 |
18,5 |
19 |
19,5 |
20 |
20,5 |
21 |
21,5 |
22 |
22,5 |
23 |
23,5 |
24 |
24,5 |
25 |
От |
15 |
15,5 |
16 |
16,5 |
17 |
17,5 |
18 |
18,5 |
19 |
19,5 |
20 |
20,5 |
21 |
21,5 |
22 |
22,5 |
23 |
23,5 |
24 |
24,5 |
Степень сложности колец безгранична и может зависеть от каждой детали. Количество деталей определяется «образцом», художественным замыслом автора, количеством камней и еще множеством других условий. Основное количество украшающих элементов располагают на лицевой части кольца. Лицевой частью всех ювелирных украшений считают видимую в процессе эксплуатации часть.
В верхушку - основную украшающую часть кольца - входят как самостоятельные следующие детали:
- каст, или оправа для вставки - общая деталь многих ювелирных изделий (в том числе и колец) со вставками. Касты бывают разных форм и размеров;
- рант - это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Рант изготавливают различных форм и размеров, но он обязательно должен копировать все контуры каста по размерам и не выходить за его пределы. Нередко рант называют дигелем (если он изогнут, как крышка карманных часов);
- накладка - придает кольцу особый колорит декоративности. Бывают гладкие, с гравированным, чеканным, штампованным рисунком, а также филигранные с местами для крепления вставок.
Величайшими кольцами-сокровищами
мира считаются римские перстни-
Вавилонские печати в большинстве своем имели форму покрытых гравировкой цилиндров, которые надо было прокатывать, чтобы оставить изображение.
Египтяне предпочитали делать оттиски, прикладывая печать к воску или глине.
Минойцы на Крите вырезали печати с большим мастерством; они носили их на шее или на поясе. Образы, запечатленные на печатях, чрезвычайно разнообразны, они варьируются от геометрических узоров до изображения людей или зверей. Встречаются на них также рисунки кораблей, ваз, букв.
Во время средневековья
печати широко использовались гонцами
для подтверждения своих
К XVIII в. печатки утрачивают свое функциональное значение: их носят преимущественно в качестве украшений.
Типичными печатками XIX столетия становятся перстни, украшенные монограммой владельца.
Папские перстни. Для каждого Папы, для подтверждения подлинности документов папской курии делалась новая золотая печатка, а старая уничтожалась. Перстень Фишермана - одно из великих и известных сокровищ Ватикана. Но были и другие папские перстни. Некоторые из них слишком массивны, чтобы их носить на пальце. Делались они из позолоченной бронзы, причем кольцо было широким и довольно тяжелым, а сама печатка - квадратной. Обычно в перстень вставляли стекло, хрусталь или какие-нибудь достаточно ординарные камни, на которых изображался герб Папы или кардинала вместе с такими папскими символами, как тройная корона и скрещенные ключи. Некоторые из папских перстней датируются IX-XII вв., но большая их часть, сохранившаяся до нашего времени, создана в XV и XVI столетиях. Назначение папских перстней нам точно неизвестно, однако само их количество дает основание предположить, что делались они не только для наиболее высокопоставленных священнослужителей и наверняка не служили ювелирным украшением для пап. Их могли иметь папские нунции (чрезвычайные послы Папы), легаты (высшие дипломатические представители пап) для подтверждения своих полномочий. Возможно, Папы дарили такие перстни как сувениры некоторым посещавшим Ватикан паломникам.
Серьги - парное ювелирное украшение для головы. Любимое женское украшение, разнообразию которого нет предела. Особенность серег заключается в том, чтобы независимо от конструкции изделия одна серьга должна быть зеркальным соответствием другой (парной). Кроме соответствия в рисунке должно быть соответствие в массе, цвете металла и камней, декоре. Самые распространенные серьги - это серьги простых форм, как традиционных моделей (обруч, калач, шарики, полушарики), так и моделей, появившихся благодаря новым методам обработки, - серьги с алмазной обработкой. Одновременно выпускается также великое множество моделей серег самых разнообразных фантазийных форм со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных и органических камней, пластмассы, стекла, дерева, фарфора, кости и с применением приемов декоративной обработки (отделки).
Серьги состоят из основания, каста для вставки, ранта, накладок, подвесок и замковой части.
Брошь - украшение для платья. Отличительная особенность броши - замковая часть (булавка), рассчитанная для прикрепления броши к платью. Размеры брошей, как правило, превышают размеры колец и серег (по площади лицевой части), поэтому возможности разнообразия верхушек значительно выше. Пределы использования камней в брошах очень широки - от единственного камня до множества разных по размерам и цветовой гамме. Самые разнообразные формы верхушек - от строгих до абстрактных (неопределенных); могут изображать растения, листья деревьев, цветы и цветочные композиции, а также птиц, животных, насекомых, небесные тела (луну, звезды, солнце), разнообразные геометрические формы, банты, узлы, переплетения, образы абстрактной символики.
По характеру обработки различают броши гладкие (со вставками и без них), ажурные, эмалевые (с живописной, перегородчатой и выемчатой эмалью), броши-калик и броши-инталик. Броши всех видов могут иметь подвески из камней или металла. Броши могут быть исполнены из любого ювелирного материала, пригодного для изготовления колец и серег. Броши состоят из основания, каста для вставок, накладок и замковой части. Броши, изображающие ветки, листья, птиц, животных и насекомых, делают без рантов.
Расположение застежной иглы на броши зависит от формы самой броши. Обычно игла располагается выше центра тяжести верхушки по всей длине тыльной стороны броши, что придает ей наиболее устойчивое положение. Основание может быть гладким, чеканным, гравированным, штампованным, эмалевым, с мозаичным рисунком, а также филигранным или в виде ободка под вставку или камею. Касты могут быть разной формы и размеров.
Кулон - нагрудная или шейная подвеска. Кулон носят на цепочке, шнурке и ожерелье, ниже уровня шеи, как нательно, так и поверх платья. Кулон соединяется с цепью одним звеном (ушком) и может быть различных фасонов - от единственного камня с ушком до сложной верхушки, имеющей множество камней и другие украшающие элементы. Верхушка кулона может изготавливаться аналогично верхушкам других изделий (кольцам, серьгам, брошам), но форма чаше вытянута по вертикали. Ряд кулонов дополнительно снабжается булавкой для прикрепления к платью и тогда называется брошью-кулоном.
В конструкцию кулона входят основание, накладки, подвески, соединительное и подвесное кольцо (ушко) для соединения с цепочкой. Основание - гладкая или с рисунком (штампованным, чеканным, гравированным) или с обозначением мест для закрепления вставки, подвески, накладок. Бывают кулоны с несколькими подвесками.
Медальоны (от франц. medallion) - ювелирное украшение (обычно в виде круглой или овальной коробочки): служит для хранения портрета или какой-либо реликвии. Состоят из цепочки и футлярчика, соединительного и подвесного ушек.
Колье - шейное украшение, состоящее из одной или нескольких подвесок, представляющих единый ансамбль с цепью. Подвеска может иметь несколько точек крепления к цепи, и цепь является частью общего украшения. Носится колье на уровне шеи нательно. Разновидностей колье очень много, они могут состоять из большого количества камней и могут быть без камней, но всегда это эластичное подвижное соединение деталей, позволяющее изделию плотно прилегать к телу даже при большой площади изделия.
Ожерелье - женское шейное украшение, выполненное в виде гибкого или жесткого шейного украшения, обруча (ошейника), сплошного или звенчатого, или цепочки со вставками, близкими, а чаще одинаковыми между собой по размерам, материалу, форме и художественному оформлению и равномерно расположенными по всему периметру обруча (цепочки).