Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

С колоритом живописных эмалей обычно сочетался цвет драгоценных  камней. Мажорной гамме на изделиях стиля рококо соответствовали ярко-зеленые  изумруды, васильково-синие сапфиры и густо-красные рубины. Изделия стиля русского классицизма, расписанные гризайлью, обычно украшались светло-сиреневыми аметистами и нежно-голубыми аквамаринами. Наиболее ценные изделия нередко сплошь были усыпаны ослепительно сверкающими бриллиантами, как, например, венец Петра I (шапка Мономаха второго наряда), на выполнение которого пошло 800 алмазов разной величины и огранки, а также в виде кабошонов рубины, изумруды, турмалины.

В связи с закрытием  Золотой и Серебряной палат в Московском Кремле и превращением Оружейной палаты из «академии декоративных искусств» в административный центр лучшие мастера были переведены в Петербург. Среди них была и небольшая группа пленных шведов, которые в 1714 г. образовали первый в России, очень малочисленный цех иностранных золотых и серебряных дел мастеров, утвержденный лишь в 1721 г. В 1722 г. последовало образование цеха русских золотых и серебряных дел мастеров, как в Москве, так и в Петербурге. Значительное число художников и архитекторов, вызванных Петром I в Петербург, и многочисленные «пенсионеры», то есть наиболее даровитые молодые архитекторы, которых отправляли в Париж, Голландию и Италию для усовершенствования, сыграли большую роль, возвращаясь на родину, они, конечно, привозили с собой новые навыки и направления моды. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в декоративное русское искусство, которое сохранило при этом свой национальный характер и высокие традиции прошлого. Очень интересны изменения, происходившие в технике декора. Резьба и чернь, плоскостной графический орнамент, игравший большую роль в XVI- XVIII вв., теперь уступили место пышному растительному чеканному орнаменту, придавшему всей поверхности предметов живописный характер.

В середине XVIII столетия были изготовлены такие выдающиеся произведения ювелирного искусства, как монументальная, пышная рака Александра Невского (1750-1753 гг.) и корона Екатерины II, сделанная в 1762 г. В 1752 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была сделана рака Александра Невского из первого серебра, выплавленного на Колыванских рудниках. Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. Великолепный мастер-бриллиантщик И. Позье изготовил Большую императорскую корону для Екатерины II. Почти 5 тысяч бриллиантов собрано здесь. Металл незаметен. Кажется, что камни парят в воздухе, радужно переливаясь. Их обилие сдерживается двумя рядами больших жемчужин. Венчает корону крупный шпинель (рубин) (рис. 6).

В 1760-1770-х годах в  Москве и Петербурге наряду с ювелирными изделиями, частично сохраняющими традиционные формы и орнамент, появляются предметы с уже ярко выраженными чертами  классического стиля.

 

 

 

Рисунок 6. Большая императорская корона

 

В первой половине XIX в. в  России завершает свое развитие лаконичный и фундаментальный стиль русского классицизма. Девятнадцатый век вносит некоторую механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которая в основном сводится к упрощению и удешевлению производства, но в то же время значительно изменяет облик золотых и серебряных изделий. Широко входит в употребление, полученное механическим путем гладкое, ровное листовое серебро, полируемое до зеркального блеска. Чеканка с ее индивидуальностью и неповторимостью каждой детали орнамента вытесняется механической штамповкой и вальцовкой с повторяющимся раппортом. Мягкий колорит золоченого «через огонь» серебра, дававший прекрасное цветовое сочетание с серебряными, не покрытыми позолотой частями, сменился более ярким и резким красноватым тоном, полученным в результате примешивания в золото значительного количества меди. После 1840 г. вместо золочения «через огонь» при помощи ртутной амальгамы начинают применять золочение гальваническим способом. В XIX в. в значительной степени изменяется не только техника изготовления изделий из драгоценных металлов, не только их форма, силуэт, орнаментация, но и сам ассортимент серебряных и золотых предметов. С развитием керамической промышленности отпадает необходимость в значительной части парадной питьевой и столовой посуды, и на первый план выдвигаются предметы, служащие не столько утилитарным, сколько декоративным целям. В большом количестве изготовляются вазы для фруктов, канделябры и подсвечники, письменные и туалетные приборы, а во второй половине столетия получают развитие камерная серебряная скульптура малых форм, служащая, также как и бронза, украшением письменного стола или камина. В Москве стиль классицизма внедряется медленнее, чем в Петербурге, формы несколько тяжелее, менее четко определены, орнамент более расплывчат, но зато он мягче и ближе к мотивам народного творчества. В орнаментации московских золотых и серебряных изделий первой половины XIX в. получили отражение патриотические настроения, охватившие все русское общество после войны 1812 г. Чаще на табакерках, коробочках и предметах посуды разными техническими приемами изображались пешие и конные воины, гении славы, участники войны, памятники Александру Невскому и Димитрию Донскому, памятник Минину и Пожарскому, воскрешающий воспоминания о героическом прошлом русского народа, орел на военных трофеях.

Капризные формы утвари и украшений XVIII в. сменяются строгими формами, часто приближающимися к прямоугольнику, кругу, овалу, шару или цилиндру. Густая и причудливая орнаментация уступает место холодному блеску ровной, гладкой полированной поверхности с отдельными барельефными украшениями, выполненными механической штамповкой или в исключительных случаях - чеканкой, с полосами вальцованного орнамента, опоясывающими отдельные части предмета.

Обильно вводятся архитектурные  мотивы; стройные, вытянутые женские  фигуры, задрапированные в античные одежды, поднятыми руками поддерживают чаши, вазы, корзины для фруктов, свещники канделябров. Подсвечники и канделябры в виде колонн с каннелюрами украшаются гирляндами, вазами, кистями, литыми львиными, бараньими или козлиными головками, фигурами амуров, кариатид, оленей, лебедей, грифонов. В начале сороковых годов наряду с античными персонажами и сценами на кружках и стаканах помещают портреты императорской семьи в медальонах, обрамленных листьями, раковинами, соединенных гирляндами с вплетененным в них рогом изобилия. Мода на камеи и интальгии, завезенная императрицей Жозефиной из Италии в Париж, несколько позднее, в 1820-х гг., пришла в Москву и Петербург. Камень в золотых оправах или бриллиантовой обводке украшал диадемы, пряжки, ожерелья, браслеты, серьги, кольца. Ювелирное дело неизбежно связано с модой на костюм и прически. Большие роговые, черепаховые, золотые, серебряные гребни, поддерживающие высоко взбитые волосы, украшались камнями, камеями и мозаиками, мода на которые пришла к нам тоже из Италии. Наряду с бриллиантами, сапфирами, изумрудами и рубинами получают распространение полудрагоценные камни - аквамарины, агаты, топазы, сердолики, ониксы, а в 20-30-х гг. - кораллы и фанаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавался особый смысл, в таких случаях они располагались в украшениях в таком порядке, что первые буквы из названий составляли имя или девиз. Широкое распространение получили в Москве в XIX в. чернь и скань, в которых продолжаются традиции искусства предшествующего периода. Чернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в XVIII в. Часто встречается орнамент из сетки, сплошь усеянной мелкой чернью.

Во второй половине XIX в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела, в частности, к ним относились:

- предприятие П.Ф. Сазикова - серебряная скульптура, чайные приборы с литыми головками, солонки, ложки, оправа икон и Евангелия, оправы зеркал. Садиков Павел Федорович - купец 3-й гильдии, основатель фирмы «Сазиков» (Москва). Мастерская известна с 1793 г. по 1810 г. С 1810 г. была организована «Фабрика» в Москве по выработке серебряных изделий.

В 1842 г. открыт филиал в  Петербурге. Его сын Игнатий Павлович продолжал дело в Москве и основал  магазин в Петербурге. После его  смерти к сыновьям Павлу и Сергею перешло дело в Москве (до 1879 г.). Валентин Игнатьевич принял магазин в Петербурге (1856-1882 гг.). Фирма имела звание придворного поставщика. Со смертью братьев (после 1879 г.) фирма прекратила свое существование;

- предприятие П.А. Овчинникова - эмали в древнерусском стиле, предметы посуды, писчие приборы, оклады икон, блюда с рельефными рисунками и многие другие.

Павел Акимович Овчинников был крепостным князя Волконского, в 1853 г. основал фабрику золотых и серебряных дел. В первые годы на фабрике работало 10 мастеров и 50 учеников, имел 7 ручных машин и 3 горна. В 1870 г. годовой оборот равнялся 250 ООО руб., а в 1881 г. на фабрике уже работало 3000 чел., из них 130 учеников. С 1882 г. получила звание придворного поставщика. Эта фабрика первой стала выпускать изделия в древнерусском стиле. Дело фабрики продолжали наследники основателя: Михаил, Александр, Павел и Николай Павлович. Фабрика была известна еще в 1916 г.;

- предприятие И.П. Хлебникова - многочисленные предметы чайной и столовой посуды, письменные приборы, оклады икон и др.

- Иван Петрович Хлебников до 1867 г. работал в Петербурге. В 1870 (или 1871) г. основал фирму в Москве, По данным 1882 г. на фабрике работало 150-200 чел. Годовой оборот составлял от 200 000 до 300 000 руб. В 1887 г. имел 2 паровые машины и 1 паровой котел; выработано продукции на сумму 172 372 руб. Закупку сырья и сбыт продукции производили как в России, так и за рубежом.

Эти и другие ювелирные мастерские и фабрики Москвы и Петербурга выполняли множество разнообразных серебряных статуэток - конных и пеших видов: знаменосец (1882 г.), гвардейский пехотинец в парадной форме (70-80-е гг. XIX в.), казак и драгун (1896 г.), скачущий казак, срубающий лозу, и другие.

 

3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир

 

Ювелир Густав Фаберже, выходец из Прибалтики из рода гугенотов, основал в 1842 г. на Большой Морской в Петербурге ювелирную мастерскую. Его первый сын Карл получил образование в немецкой школе в Петербурге. Затем он обучался ювелирному делу и методам обработки у друга отца - Питера Пендина, завершил образование за границей: в Париже, Дрездене, Флоренции. К моменту возвращения сына Густав Фаберже решил отойти отдела. Он передал фирму Зайончковскому и уехал в Дрезден.

В 1870 г. Карл Фаберже становится во главе фирмы (дома Фаберже) под руководством своего учителя Пендина. Карл Фаберже, человек широко образованный, с большим художественным вкусом, большой творческой фантазией и тонким знанием технических приемов, внес много нового в русское ювелирное дело. Руководя большим, тщательно подобранным штатом первоклассных художников и ювелиров и вникая в мельчайшие детали работы, К. Фаберже впервые широко использовал для самых разнообразных ювелирных работ полудрагоценные камни и в основном богатства Урала, Сибири и Кавказа. Количеством и разнообразием употреблявшихся им камней Фаберже превзошел всех известных ювелиров всех времен: нефрит, жадеит, ляпис, лазурит, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, разнообразные яшмы, родонит, обсидиан, кварц, авантюрин, всевозможные агаты, наряду с драгоценным алмазом, сапфиром, изумрудом и жемчугом служили материалом для создания ювелирных изделий различных размеров.

В 1872 г. Карл Фаберже женился на дочери управляющего императорскими мастерскими по производству мебели. У них было четыре сына: Евгений, Агафон, Александр и Николай, каждый из них в свое время присоединился к фирме.

Младший брат Карла Агафон был зачинателем производства фантастических предметов художественного и функционального назначения.

В 1882 г. Дом Фаберже впервые выставляется на выставке «Русского художественного и промышленного искусства» и получает золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму и за ряд ювелирных изделий.

16 апреля 1885 г. К. Фаберже  было присвоено звание ювелира  Его Императорского двора, он  получил право включать императорского  двуглавого орла в фирменный  знак. С 1883 г. Дом Фаберже становится  поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году Александр III заказал пасхальное яйцо как подарок императрице Марии Федоровне (первое из серии 54 тонко декорированных пасхальных яиц с сюрпризами).

В 1886 г. фирма Фаберже  выставлялась за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге.

С 1886 г. на фирме начал  работать 26-летний Михаил Першин (Перхин), сын крестьянина из Восточной  Карелии. Вскоре М. Першин становится главным  ювелиром фирмы, фирма прекращает выпускать  копии древних украшений и  переходит на выпуск изделий с эмалями - искусство, в котором М. Першин достиг небывалого совершенства под руководством К. Фаберже.

Согласно заказам барона Фолькерсама фирма с 1887 г. выпускает  столовые наборы и посуду для стола  из серебра. Мастерская по выпуску серебра  была открыта в Москве.

В 1896 г. Николай II становится императором России. Он и его жена Александра Федоровна - постоянные клиенты фирмы в течение 20 лет.

После смерти младшего брата Агафона в 1895 г. фирмой руководит Евгений. Слава фирмы растет и распространяется в Западную Европу и США и дальше на Дальний Восток. Король Сиама становится заказчиком фирмы и покупает много вещей для своей коллекции в Бангкоке.

В начале нового столетия в Париже проводилась международная выставка. Фаберже выставлялся в русском отделе выставки. По требованию царя и императрицы он выставил императорские пасхальные яйца, миниатюрные бриллиантовые изделия. Фаберже был удостоен звания мастера золотых дел Парижа и получил орден Почетного легиона. С 1903 г. Фаберже стал продавать свои изделия в Лондоне. После революции спрос на дорогие декоративные изделия снизился. Дом Фаберже закрылся в ноябре 1918 г. Мастерские экспроприировали, в них наладили производство стрелкового оружия и медикаментов. Карл Фаберже решил эмигрировать на Запад с помощью британского посольства. Фаберже попросил лишь десять минут, чтобы «надеть пальто и шляпу».

Информация о работе Ювелирное искусство России