Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай или святой Власий — Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Взгляды историков XVIII-XX веков на феномен двоеверия……6
ГЛАВА 2. Глава 2. взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия……………………………………………………………………….13
2.1. Б.А. Рыбаков и его взгляды на двоеверие……………………………….13
2.2. И.Я. Фроянов и его взгляды на двоеверие……………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
По словам Б.А. Рыбакова, «невольно следуя за церковникам, мы нередко преувеличивали различие между христианством и язычеством и низводили последнее до уровня примитивного суеверия»20. Он полагает, что «христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же первобытной идеологии». Согласно концепции Б.А. Рыбакова, «главное отличие христианства заключалось в том, что свой исторический путь оно проходило в условиях резко антагонистического классового рабовладельческого общества, а затем в трудной обстановке кризиса и перехода к феодализму»
Исходя
из этого можно сделать вывод
что, не смотря на то, что Рыбаков
и Фроянов приводят похожую доказательную
базу, взгляды на природу двоеверия у них
совершенно различны. Б.А. Рыбаков исходит
из концепции того что ко времени принятия
христианства на Руси сложились феодальное
государство и христианство спускалось
сверху – и рассчитано было на укрепление
княжеской власти, И.Я. Фроянов же полагает
что население Киевской Руси было свободным
и непосредственно участвовало в управлении
государственными делами на вечевых собраниях.
Территориальная община решала вопрос
о власти, призывала и изгоняла князей.
Таким образом, государство на Руси возникло
до разделения общества на классы, и принятие
христианства происходило путем наложения
его на языческую основу вследствие чего
все обряды и традиции долгое время сохранялись
в народе.
Заключение.
Итак, изучив
работы историков, можно сделать
вывод, что проблема двоеверия существует,
поскольку существует множество
разных точек зрения по факту ее
существования, и ее содержанию, отраженных
в современной науке. Разные представления
о времени и политике могли
по-разному наносить отпечаток на
произведения.
Исследовав
мнения историков XVIII-XX веков мы пришли
к выводу, что в дореволюционной историографии
в основном подчёркивалась положительная
роль христианизации и необходимость
Крещения. В советской историографии писалось
о расцвете язычества в период принятия
христианства, однако также подчёркивались
положительные итоги Крещёния. В современной
же науке в основном проходит мысль о том,
что христианство хоть и принесло на Русь
основы христианской морали, но являлось,
по сути, религией враждебной Византии,
известной своим вероломством.
Более
глубоко исследовав взгляды Б.А.
Рыбакова и И.Я. Фроянова мы пришли
к выводу что не смотря на похожую доказательную
базу которые приводят исследователи
взгляды на двоеверие у них различны.
Б.А. Рыбаков исходит из концепции того
что ко времени принятия христианства
на Руси сложились феодальное государство
и христианство спускалось сверху – и
рассчитано было на укрепление княжеской
власти, И.Я. Фроянов же полагает что население
Киевской Руси было свободным и непосредственно
участвовало в управлении государственными
делами на вечевых собраниях. Территориальная
община решала вопрос о власти, призывала
и изгоняла князей. Таким образом, государство
на Руси возникло до разделения общества
на классы, и принятие христианства происходило
путем наложения его на языческую основу
вследствие чего все обряды и традиции
долгое время сохранялись в народе.
Споры вокруг двоеверия
продолжают существовать. Решатся ли
они, это вопрос лишь времени и
развития технологий по изучению истории.
Надеемся, что проделанная нами работа
поможет в дальнейшей разработке
проблемы двоеверия.
Список
используемой литературы:
Источники:
Интернет статьи:
Информация о работе Взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия