Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:45, реферат

Краткое описание

1. Источники и цена Победы.
2. Всемирно-историческое значение Великой Победы.

Вложенные файлы: 1 файл

служебная подлготовка.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

Профессиональная обученность включает в себя знания, навыки и умения в различных областях знаний, необходимых сотруднику для решения стоящих перед ним задач.

Профессионально-психологическая  подготовленность сотрудника – это особое качество, которое определяется как совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих психологическим особенностям служебной деятельности и выступающих необходимым внутренним условием её успешного осуществления.

Профессионально-психологическая  подготовленность сотрудника ОВД состоит  из следующих основных компонентов:

1. Профессионально развитых психологических качеств: восприятия, внимания, наблюдательности,  памяти,  мышления,  представления, воображения, опосредуемых конкретными профессиональными задачами сотрудников органов внутренних дел.

2. Профессионально-психологических умений. Их можно свести в три группы:

а) Умения учитывать, анализировать  и создавать благоприятные психологические  условия профессиональной деятельности (например, способность учитывать  и быстро распознавать изменения  в условиях скоротечности оперативной  обстановки).

б) Умение пользоваться психологическими приёмами оперативно-служебной деятельности (например, быстрое переключение внимания при оценке поведения преступников).

в) Умение использовать психологические  средства (психотехники общения): речевое  общение и невербальные средства общения (например, передача информации с помощью слов, использование  сигналов управления).

Для руководителя ОВД эта  группа умений объединяется в управленческие умения. По умению руководителя решать возложенные на него задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям и предъявляемым  к нему требованиям, в первую очередь, судят о его соответствии занимаемой должности. Профессионально-должностные умения – это способность руководителя выполнять возложенные на него функции-задачи в соответствии с нормативными требованиями и условиями, в которых ему приходится работать.

3. Профессионально-психологической устойчивости. Для сотрудника ОВД она характеризуется способностью:

      • не поддаваться негативным воздействиям со стороны психогенных факторов;
      • принимать решения и действовать при дефиците времени, неопределённости, неожиданности, опасности и других критических ситуациях;
      • поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки;
      • быть бдительным и готовым к разумному риску в особо опасных и экстремальных условиях (эмоционально-волевая устойчивость);
      • быть готовым к работе в группе (социально-психологическая устойчивость).

В целом набор компонентов  профессионального мастерства определяется психограммой конкретного вида деятельности.

III. Психодинамическая подструктура личности обусловлена особенностями и свойствами физиологии высшей нервной деятельности. К числу этих свойств, например, относятся темперамент и работоспособность.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

Свойства темперамента, определяя  динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими психологическими особенностями  человека. Однако, свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными.

Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения  и торможения и их различными сочетаниями.

И.И.Павлов полагал, что свойствами нервных процессов определяющими тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы) являются:

    • сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется чувствительностью, выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
    • уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;
    • подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Работоспособность является интегральной характеристикой человека. Высокая или низкая работоспособность зависит от сочетания множества условий. Психофизиологические характеристики человека являются базовыми для работоспособности. Некоторые из них могут оказаться настолько важными в конкретной службе, что их недостаточность становится решающим аргументом для принятия решения о профессиональной пригодности.

Так что же важно для  эффективной работы сотрудника ОВД? Является ли высокий уровень сформированности профессионально-психологической подготовленности, мастерства сотрудника необходимым для достижения высокого результата? Можно ответить, что да, является необходимым, но недостаточным. Здесь действуют не отдельные качества, а личность в целом, поэтому не случайно к сотрудникам ОВД предъявляют особые требования, связанные не только с мастерством, но с целостным подходом к личности специалиста. При этом учитываются такие его личностные особенности, которые определяют успешность в организаторской, административной, коммуникативной, исполнительской, прогностической и других видах деятельности, а также большая роль отводится его направленности и психодинамическим особенностям.

Особого внимания в структуре  личности сотрудника ОВД заслуживает  её операциональный уровень, который проявляется, в частности, в степени овладения сотрудником профессиональным мастерством и от которого во многом зависит эффективность выполнения профессиональных функций.

Так, оптимальные сочетание  и степень выраженности профессионально  важных личностных качеств, достаточный  уровень профессионально-психологической  подготовки представляют собой основу для дальнейшего развития личности профессионала и одну из психологических  предпосылок формирования профессионализма.

Выделяют психологические  критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности  становления профессионала; факторы, вызывающие в ряде случаев снижение профессионализма (например, профессиональная деформация) и пути их преодоления.

С проблемой формирования профессионализма сотрудника неразрывно связано понятие «психологического потенциала личности» (ППЛ). ППЛ – это уровень сформированности психических свойств и качеств личности, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудника ОВД, его дальнейшего развития и творческого проявления, это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления. В значительной степени ППЛ зависит от Я-концепции конкретного сотрудника, личности руководителя подразделения ОВД. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом-Я». При профессиональной деформации «образ-Я» искажён. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства  к действию, называют индивидуальной концепцией личности.

Только   изучая   закономерности   соотношения   личности   с жизнедеятельностью, можно выявить способности и  те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Например, это могут быть умение соизмерять и мобилизовывать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек борется; умение вырабатывать социально-зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить своё место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал  личности концентрирует в себе все  резервы и возможности человека – потенциал разума, воли, чувств, тела, креативный и духовный потенциалы.

Психологический потенциал конкретизирует в себе все психические возможности человека во всём их спектре, начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями, а также личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура ППЛ включает в себя:

    • мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);
    • квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);
    • эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.

Целостность ППЛ означает:

а) способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

б) полноту представленности психических свойств и качеств  личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства  нового, компетентности, сознательного  отношения к труду и преданности  служебному долгу;

в) уровень развития ППЛ  сотрудника, так же как и степень  эффективности деятельности и взаимоотношений  среди людей, зависит не столько  от какого-либо одного свойства и его  качества, сколько от способа интеграции, внутренней сбалансированности, придающей, по сути дела новую и дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в выполнении своих  профессиональных обязанностей.

Чтобы психологический потенциал  личности сотрудника был максимально  реализован  в  профессиональной  деятельности,  сама профессиональная деятельность сотрудника должна быть психологически обеспечена. С введением  в подразделениях ОВД психологов для реализации ППЛ используются не только мероприятия воспитательного  характера, но и активная психологическая  работа, гармонично включённая в процесс  социально-психологического сопровождения  деятельности сотрудников органов  внутренних дел.

Психологическая работа предполагает совместную выработку различных  стратегий жизни и труда и  оказание помощи в обладании ими  как в потенциально психотравмирующих  ситуациях, так и в повседневных условиях.

В ходе работы психолог решает большое количество задач, связанных  с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельностно-поведенческого и непосредственно психологического характера. Он ориентирует сотрудников в широкой гамме социально-психологических проблем жизни и службы.

Важными задачами психолога  являются выявление сотрудников, имеющих  отклонения от нормального процесса социальной адаптации, и последующая их психокоррекция. Его профессиональная обязанность – обучение сотрудников самостоятельному использованию методов контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Такое обучение проводится по специальным программам и методикам (например, формирование эмоционально-волевого потенциала личности). В число таких методов входят: целенаправленное изменение направления мыслей, воздействие на психическое состояние, использование физических упражнений для регулирования психического состояния,   применение   специальных   дыхательных   упражнений, самоконтроль за внешним проявлением эмоций, аутогенная тренировка и т.п.

Система психопрофилактики в подразделении ОВД в значительной степени влияет на профессионализм сотрудников. Её сущность состоит в формировании психолого-педагогических методов и условий для успешного процесса социальной адаптации сотрудников, а также для предупреждения нервно-психических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости)  к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в подразделении. Здесь можно выделить два важных направления:

    • снижение влияния психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих сотрудников на службе и в быту (изменение обстановки, условий труда и жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощения психического ресурса и т.п.);
    • психологическая профилактика возможных отклонений, прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Наиболее сложным и  актуальным участком труда практического  психолога является психокоррекция.

Обычно выделяют два направления  индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных  мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания. Второе (нормативно-ценностная коррекция) заключается во внесении определённых направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих  эталонов, в соответствии с которыми сотрудник вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Методы групповой психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей сотрудников, их рефлексивных навыков. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Информация о работе Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов