Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат
"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.
Иван Абрамович нередко покупал картины прямо в мастерских художников, а также у парижских маршанов. Он регулярно совершал поездки в Европу, чтобы посетить известные выставки и музеи. С особой обстоятельностью Морозов приобретал новую французскую живопись, словно собирая настоящий музей. Его коллекционерские способности всегда были системными: он никогда не действовал импульсивно. Всего лишь за десять лет Морозов пополнил свою коллекцию практически на шестьсот картин и тридцать ценных скульптур, половина из которых была создана русскими мастерами.
Морозов-коллекционер никогда не пренебрегал советами консультантов. Среди его советчиков были художники В. Серов, С. Виноградов, И. Грабарь и критики Я. Тугендхольд и С. Маковский. Кроме того, он обладал собственным чутьем. Суммы, тратившиеся Иваном Абрамовичем на приобретение шедевров, были просто баснословными. Специально для своей коллекции Морозов перестроил собственный особняк, приспособив его комнаты для нового увлечения – собирательства. Здесь его великолепная коллекция была представлена наиболее выигрышно. Для посторонних людей особняк Морозова всегда был закрыт: попасть туда могли лишь его хорошие знакомые. Иван Абрамович никогда не пытался привлечь внимание прессы и в исключительных случаях демонстрировал свое собрание критикам. При этом его известность как коллекционера продолжала расти.
Однако революция, а также последовавшие за ней события, не позволили оставаться в Советской России владельцам самых крупных художественных собраний страны. Многие из них были вынуждены бежать в 1918 году, чтобы спасти собственную жизнь. Иван Морозов оставался на территории России дольше остальных. В декабре того же года его легендарная коллекция была национализирована властями, а его особняк стал «Вторым Музеем западной живописи». Сам же Иван Абрамович занял пост заместителя хранителя своей коллекции, на протяжении нескольких месяцев сопровождая посетителей по залам с картинами.
Иван Абрамович Морозов (27 ноября[2] (11 декабря[3][уточнить]) 1871 года, Москва, Российская империя — 22 июля 1921 года, Карлсбад, Чехословакия) — московский предприниматель, купец — директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892—1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (Ковров), член Совета Московского купеческого банка, член Московского биржевого комитета, председатель Московского купеческого собрания (1898—1899 годы), выборный Московского биржевого общества, член Российского общества химической промышленности («Руссокраска» с 1914 года), один из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства («Коксобензол» с 1915); меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; благотворитель — член Совета 1-го Тверского попечительства о бедных, член попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского коммерческого института, а также общества вспомоществования студентам Высшего Технического училища[1][4][5][6]. Старовер, перешедший в православие[1]. Принадлежит к купеческой династии Морозовых.
7 августа 1870 года у родителей
Ивана рождается первый сын
— Михаил, крещённый 12 августа в
московской Единоверческой
Иван Абрамович Морозов родился 27 ноября[2] (по другим данным 11 декабря[3]) 1871 года в Москве и был вторым сыном потомственного почётного гражданина Абрама Абрамовича Морозова (1839—1882) и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой) (1848—1917)[3][4][5]. Крещён 2 декабря в Единоверческой Троицкой Введенской церкви у Салтыкова моста[2].
Представители всех четырёх ветвей морозовского рода. Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов. Начало 1860-х.
Иван Абрамович Морозов — внук Абрама Савича Морозова (1807—1856)[4], правнук Саввы Васильевича Морозова (1770—1862) — основателя династии, создателя многочисленных фабрик. В 1872 году при очередном разделе имущества Морозовых бумагопрядильные фабрики в Твери переходят к Абраму и Давиду Абрамовичам[2]. Директором основанного братьями «Товарищества Тверской мануфактуры» становится Абрам Абрамович Морозов — отец Ивана[2].
13 февраля 1873 года рождется младший брат Ивана — Арсений (1873—1908)[2].
С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у пейзажиста-передвижника Егора Моисеевича Хруслова (1861—1913) и Константина Коровина[5].
25 февраля 1882 году, на 43-м году
жизни после тяжелой болезни
скончался отец Ивана[2]. Наследуя
состояние мужа, Варвара Морозова
берет на себя управление
В 1885 году Варвара Морозова покупает владение князей Долгоруких на Воздвиженке и заказывает архитектору Роману Клейну построить особняк в классическом стиле[2]. В этом же году у Варвары Алексеевны и Василия Соболевского рождается сын Глеб (Глеб Васильевич Морозов; 1885 — после 1926)[2]. В 1887 году открывается Психиатрическая клиника для душевнобольных имени Абрама Абрамовича Морозова на Девичьем поле, на которую Варвара Алексеевна Морозова жертвует 150 тысяч рублей[2]. У Варвары Алексеевны и В. М. Соболевского рождается дочь Наталья (Наталья Васильевна Морозова, 1887—1971)[2].
10 ноября 1891 года, проходя
учёбу на историко-
Портрет Михаила Абрамовича Морозов (фрагмент).
Валентин Серов. 1902 год.
Пока Иван проходит обучение, у Михаила и Маргариты Морозовых рождаются дети: Георгий (Юрий; 1892), Елена (1895), Михаил (Мика; 1897)[2]. Михаил Морозов оканчивает университет (1893) и печатает на собственные средства несколько исторических исследований под псевдонимом «Михаил Юрьев»: «Карл V и его время» (1893), «Спорные вопросы западноевропейской исторической науки» (1894)[2]. В 1894 году в Москве открывается вторая выставка МТХ. Константин Коровин выставляет «Парижский бульвар» и «Северную идиллию»[2]. Михаил Морозов покупает эти работы, положив начало своей коллекции[2]. Арсений Морозов в это время стажируется в Англии[2].
Иван Абрамович Морозов
В 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию[2][4]. В 1895 году поселяется в Твери и берёт на себя руководство (директор-распорядитель[4]) Тверскими фабриками, так как братья — Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом[5]. С 1904 по 1916 годы ему удалось умножить капитал предприятия втрое[4][5]. Максимальную прибыль фабрики получили во время Первой мировой войны благодаря заказам на хлопчатобумажные ткани, полотно и сукно для русской армии.
Портрет И. А. Морозова.
Константин Коровин. 1903 год.
Проживая в Твери, Морозов иногда приезжает в Москву к брату Михаилу, в доме которого, начиная с 1893—1894 годов, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин[4].
Начиная с 1898 года Иван Абрамович строит здание театра для рабочих Тверской мануфактуры, 14 января 1900 года состоялось его открытие, называлось оно «Чайная и зал для спектаклей»[1][6]. В 1898—1899 годы он — председатель Московского купеческого собрания[1].
Здание Президиума Российской академии художеств на Пречистенке
(особняк Ивана Абрамовича Морозова).
В конце 1899 года — начале 1900 годов он перебирается в Москву[4][5]. Покупает у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке (улица Пречистенка, 21[4]), уцелевшую после пожара 1812 года[2][5]. Ведёт светскую жизнь, посещает дом брата Михаила и сам устраивает званые вечера, на которых знакомится со многими литераторами, артистами и художниками[5]. Под влиянием новых знакомых начинает интересоваться современной живописью и коллекционированием[5].
В 1900 году в Музее Художественного училища барона Штиглица проходит вторая выставка картин журнала «Мир искусства»[2]. Михаил Морозов за 300 рублей покупает у Михаила Врубеля картину «Царевна-Лебедь»[2]. Некоторые картины, представленные на этой выставке, были позже куплены Иваном Морозовым («Пушкин в Михайловском» Валентина Серова, «Купальщицы» Константина Сомова)[2].
Иван Морозов положил начало своей коллекции покупкой картин русских пейзажистов[5]. В 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств открывается выставка картин журнала «Мир искусства», в рамках который проводится посмертная выставка Исаака Левитана. Михаил Морозов за 18 тысяч франков покупает «Интимную феерию» Поля Бенара и «Мужчину, срывающего плоды с дерева» Поля Гогена, а Иван Морозов — «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова[2]. По другим данным, первой покупкой Ивана Морозова стало полотно Исаака Левитана[4].
В 1903 году Иван Абрамович покупает первый предмет западноевропейской живописи — холст Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьенне» (1873, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва)[4][5] за 11,5 тысячи франков[2]. В этом же году на средства, пожертвованные представителями семьи Морозовых, открывается Институт имени Морозовых на Девичьем поле для лечения страдающих опухолями (архитектор Роман Клейн)[3]. И. А. Морозов вместе с братом Михаилом внесли по 30 тыс. руб[3]. Всего Морозовыми было внесено 150 тыс. руб[3]. В настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена[3].
Портрет Евдокии Морозовой (фрагмент).
Валентин Серов. 1908 год.
24 июля 1903 года у Ивана Морозова и Евдокии (Доси) Кладовщиковой, бывшей хористки ресторана «Яр», рождается дочь Евдокия[2].
22 сентября 1903 года неожиданно
заболевает брат Ивана —
Амбруаз Воллар (1866—1939).
С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу не пропускает ни одной значительной выставки, ни «Салона Независимых», ни «Осеннего Салона», покупая картины во время вернисажей, у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) (Амбруаза Воллара (1866—1939), Дюран-Рюеля, Друо, Бернхеймов, Конвейлера и т. д.), или же прямо в мастерских художников[4][5]. Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советами консультантов, среди которых были художники Валентин Серов, Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд[4][5].
Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своём особняке, перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева[4][5]. Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени, Аристид Майоль, Пьер Боннар[4]. Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию[1][5].
С 1905 года Иван Абрамович становится членом Комиссии по рабочему вопросу при Московском биржевом комитете[3]
В 1906 году Иван Морозов одолжил несколько картин русских художников Сергею Дягилеву для выставки «Два века Русского искусства», организованной в парижском «Осеннем Салоне». Благодаря этому Иван Абрамович был выбран почетным членом Салона и получил Орден Почётного легиона[2][5]. На этом салоне он знакомится с художником Морисом Дени, которому в 1907 году заказывает панно для концертного зала своего особняка[2].
«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне, 1873, Пушкинский музей.
27 июля 1907 года Иван Морозов
венчается с Евдокией
Иван Морозов принимал участие в благотворительных акциях[4]. Наряду с другими московскими капиталистами пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица), входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами московского коммерческого института[4].
Весной 1908 года открывается выставка «Салон Золотого руна», на которой Иван Морозов покупает за три тысячи рублей (семь тысяч франков) «Ночное кафе в Арле» Ван Гога[2]. В этом же году на «Осеннем салоне» Морис Дени показывает панно на тему «История Психеи», написанные для морозовского особняка, а Матисс выставляет тридцать картин; Морозов за тысячу франков покупает «Сидящую женщину» Матисса[2]. Сергей Щукин приводит Ивана Морозова в мастерскую Матисса[2].
Пабло Пикассо — «Девочка на шаре».
На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным[4]. Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи[4]. За триптих «Вид из окна. Танжер.», «Вход в Казба» и «Зора на террасе» Морозов заплатил 24 тыс. франков[4]. Из работ Пикассо в морозовском собрании были три полотна, среди них — «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре»[4]. У Воллара за 300 франков Иван Морозов покупает «Странствующих гимнастов» Пикассо[2].
24 декабря 1908 года от заражения
крови скоропостижно скончался
младший брат Арсений Морозов[
Иван Абрамович Морозов.