Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:27, реферат
Актуальность. История развития и становления женского образования в Российской империи является наименее изученной темой в истории образования. На протяжении долгого времени она является научно-педагогической и научно-исторической проблемой. Она имеет современное звучание, ею интересуются не только ученые, но и обычные люди, так как она интересна и актуальна. Много книг написано, посвященных проблеме женского образования, да и сейчас многие авторы публикуют свои издания, в которых они затрагивают эту проблему, рассказывая не только об исторических сведениях, но и делятся своими мыслями и переживаниями по этому поводу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Первые попытки создания женских учебных заведений в России.
1.1 Образование женщин в начале XVIII века………………………………..4
1.2 Создание средних женских учебных заведений во второй половине XVIII века………………………………………………………………………….7
2. Характеристика учебных заведений для девушек
2.1 Смольный институт…………………………………………………………………………..12
2.2 Мариинский институт……………………………………………………..................................14
2.3 Женские гимназии………………………………………………………………………….16
2.4 Бестужевские курсы………………………………………………………...................................18
3. Проблемы женского профессионального образования в XIX веке………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
После смерти Елены Павловны в 1873 году покровительницей института стала до 1894 года Великая княгиня Екатерина Михайловна. Здание было расширено архитектором И. Коковцевым. Большое внимание уделялось изучению музыки, этим ведал А.Г. Рубинштейн.
В 1894 году после смерти Великой княгини Екатерины Михайловны институт был передан в Ведомство Собственной его Императорского Величества Канцелярии по учреждениям Императрицы Марии.
Последний выпуск в Мариинском институте состоялся в 1918 году.
2.3 Женские гимназии
В 1857 году у Н.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, за незначительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.
По его замыслам женское училище должно было состоять под покровительством императрицы Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь главному совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю, а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни, назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.
К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц, но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.
Учебный курс включал в себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцы и рукоделие. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.
Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.П. Петров, позже - И. Рашевкий, А.Н. Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.
Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы».
В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.
Следует отметить, что в Мариинских гимназиях7 складывались своеобразные виды и формы внеклассной работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы, встречи с писателями и литературными деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов.
Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.
30 сентября 1918 года
было принято «Положение о
единой трудовой школе РСФСР»,
а с 1 октября того же года
учебные заведения всех
2.4 Бестужевские курсы
Бестужевские курсы8 - Петербургские высшие женские курсы, первый женский университет в России. Основаны по инициативе кружка передовой интеллигенции во главе с А.Н. Бекетовым. Открыты в 1878 как независимое учебное заведение.
Состояли из 3 отделений: историко-филологического, физико-математического и специального математического (естественного). Официальный учредитель и первый директор (1878-82) - профессор истории К.Н. Бестужев-Рюмин (по имени которого курсы и получили неофициальное название). Педагогический совет возглавлял Бекетов. Срок обучения 3 г., с 1881 - 4 г.
Принимались женщины
со средним образованием, не моложе
21 года. Обучение платное. В 1886-89 по
распоряжению министра
Выпускницы получали право (законы 1901 и 1906) преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и в четырёх младших классах мужской средней школы. С 1911 "бестужевки" могли сдавать государственные экзамены в университете, получая соответствующие права. В 1918 Б.к. реорганизованы в Третий петроградский университет, который в 1919 вошёл в состав Петроградского университета.
3. Проблемы женского профессионального образования в XIX веке.
Первые шаги по подготовке квалифицированных женских кадров была вынуждена сделать общественность России, осознавшая необходимость более энергичного решения объективно назревшей проблемы.
Благотворительность была наиболее доступным и распространенным видом общественной деятельности. Число благотворительных организаций и учреждений в десятки раз превышало число просветительных, педагогических и учительских обществ. К концу XIX века они содержали в общей сложности 933 заведения «дешевого и бесплатного обучения» (воскресные, подготовительные, ремесленные, профессиональные школы)9.
Отсутствие прочной правовой основы (первый закон об обществах и союзах в виде временных правил был принят только 4 марта 1906 г.) отдавало эти организации произволу администрации. Процедура открытия просветительного общества была настолько сложна, а утверждение его устава обставлено такими условиями и проходило через столько инстанций, что основать новое общество было делом чрезвычайно трудным. Используя различные обходные пути (открывая отделения, комитеты, комиссии при уже существующих обществах), демократическая общественность все более расширяла сферу своей деятельности, охватывая все ступени и отрасли образования, достраивая звенья, отсутствовавшие в государственной системе образования.
Численность общественных организаций неуклонно росла, диапазон деятельности расширялся, появлялись ее новые направления и разновидности.
Характер деятельности этих разнообразных общественных организаций во многом зависел от местных условий и потребностей. Ее масштабы и содержание непосредственно определялись составом и численностью членов общества, теми средствами, которыми оно располагало.
Эти общества открывали школы, курсы, профессиональные и ремесленные училища, организовывали посреднические бюро для организации трудоустройства нуждающимся в работе женщинам. Так, Московским Обществом распространения практических знаний между образованными женщинами были открыты школы и курсы кройки и шитья, рукоделий с мастерскими при них, кулинарная школа со столовой, школы черчения и рисования, коммерческого счетоводства, курсы каллиграфии, стенографии и машинописи. Такие же курсы по обучению кулинарному искусству, машинописи, стенографии, переплетному мастерству, столовую с платными и бесплатными обедами для нуждающихся организовало в Нижнем Новгороде аналогичное общество, открывшееся в 1914 году. Всего в учебных заведениях, открытых обществами с 1889 по 1912 гг., прошли обучение более 9 тысяч женщин.
Женскому образованию уделяли большое внимание и другие общества: ставившие своей целью борьбу за равноправие женщин, женские общества взаимной помощи, благотворительные организации, которые также открывали различные учебные заведения, устраивали выставки и съезды. Так, вопросам женского образования была посвящена работа одной из четырех секций I Всероссийского женского съезда, созванного в 1908 году Русским женским взаимно благотворительным обществом. Созданная в 1907 году российская Лига равноправия женщин — одна из крупнейших женских организаций России — в 1912—1913 гг. организовала Всероссийский съезд, посвященный специально вопросам образования женщин.
Развернули свою работу вновь созданные и уже действующие общества и организации, товарищества передовой промышленной интеллигенции (просветительские, благотворительные, попечительские), задачей которых становится деятельность, включающая организацию и открытие женских профессиональных заведений различных типов, разработку вопросов теории и практики женского профессионального образования.
Конкретными направлениями деятельности общественных организаций в области женского профессионального образования были:
-открытие и содержание
-устройство «вспомогательных» учреждений музеев, наглядных пособий, выставок ученических работ;
-организация популярных
-открытие съездов и совещаний;
-проведение статистических
-разработка вопросов
-издательская деятельность (выпуск учебников, пособий, руководств).
Наиболее полно эти направления реализовывались в деятельности Императорского Русского Технического общества (ИРТО), взявшего на себя пропаганду, популяризацию и распространение общего и профессионального образования рабочих, в том числе и женщин-работниц, и его Постоянной комиссии по техническому образованию, в состав которой входили такие выдающиеся ученые и деятели, как Е.Н. Андреев, Ф.Ф. Бейльштейн, Р.Б. Бернгард, Б.Н. Бестужев-Рюмин, И.А. Вышнеградский, А.Г. Неболсин и др.
Видя в профессиональном образовании женщин серьезный фактор экономического развития России, в 1890 году авторитетные члены Общества пришли к заключению преобразовать отдел при Постоянной комиссии в Общество поощрения женского профессионального образования. С 1890 по 1893 год его председателем был А.Г. Неболсин, в 1893 году его сменила С.А. Давыдова, остававшаяся на этом посту до 1914 года10.
Общество собирало материалы по женскому профессиональному образованию в России, издавало справочные книги по этому вопросу. Обществом поощрения женского профессионального образования была создана программа обучения рукоделиям и выработан тип образцового женского профессионального училища (школа фон Дервиза в Петербурге).
Деятельность Общества обратила внимание Министерства Народного просвещения на положение женской профессиональной школы, и 26 октября 1899 года министр просвещения И.П. Боголепов внес в Государственный Совет предложение об учреждении при ученом Комитете по техническому и профессиональному образованию отдела по женскому образованию. Благодаря деятельности Общества количество казенных субсидий женским профессиональным школам достигло сорока тысяч рублей ежегодно11
В 1899 году было учреждено Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию. Председателем Совета общества и его почетным членом был избран И.А. Стебут. По его инициативе в 1905 году в России было открыто 11 женских школ сельского хозяйства и домоводства, школы молочного хозяйства, школы садоводства, а также Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы и чтения12.
Кроме обществ, содействующих развитию отдельных направлений в женском профессиональном образовании, в России на рубеже XIX — XX столетий были еще Русское женское взаимоблаготворительное Общество (1898), Общество охранения здоровья женщин (1899), Общество попечения о молодых девицах (1899), Российское Общество защиты женщин (1890) и др.
Бюджет почти всех общественных организаций, поддерживавших развитие женского профессионального образования, складывался трудно. Государственные субсидии зачастую были более чем скромными, единственные пожертвования поступали от промышленных компаний и товариществ, крупных предприятий: Российско-Американской Резиновой мануфактуры, Товарищества Российской бумагопрядильни, Экспедиции Заготовления государственных бумаг, Общества Путиловских заводов, от известных промышленников Н.А. Варгунина, И. Дурдина, Я.Я. Фейгина и др. На крупные пожертвования С.Г. Строганова и А.П. Штиглица были построены в Москве и Петербурге рисовальная школа и училище технического рисования (туда принимались и женщины). После смерти барона А.П. Штиглица завещанный им капитал в более чем шесть миллионов рублей был передан Петербургскому училищу технического рисования13.
Активную помощь в деле распространения профессионально-технического образования рабочих оказал известный промышленник Н.А. Варгунин. Он содействовал в устройстве и изыскании средств на содержание специальных школ и классов при РТО. В 1895 году им были открыты женские специальные классы.
Информация о работе Женское образование в Российской Империи