Женщина в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - дать общую характеристику жизни женщины в средневековой Европе.
Исходя из цели, в работе решаются задачи:
представить Средневековье как этап всемирной истории;
дать понятие «средние века»;
рассмотреть основные черты западноевропейского феодализма;
охарактеризовать три сословия феодального общества;
раскрыть положение и роль женщины средневековой Европы в экономической, политической, семейной жизни.

Содержание

Введение 2
1. Средневековье как этап всемирной истории 4
1.1. Понятие «средние века» 4
1.2. Основные черты западноевропейского феодализма 5
1.3. Три сословия феодального общества 6
2. Женщина Европы в средние века 8
2.1. Средневековые представления о природе женщины 8
2.2. Женщина и право 13
2.3. Женщина и религия 15
2.4. Женщина в политической жизни средневековья 20
2.5. Женщина и труд 24
2.6. Женщина и семья 26
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)


Содержание


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древние мудрецы говорили, что если мы хотим понять смысл  и задачи своего времени, мы должны сначала научиться понимать смысл всей Истории. По их мнению, в истории не происходит  ничего случайного, а все события имеют свою логику развития. Каждая ступень эволюции человечества – Античность, Средние века современность – имеет свои задачи, а также несет последствия предыдущей.

Эпоха средневековья  отстоит от наших дней на  сотни  лет.  Однако  было бы наивным полагать, что она ушла в прошлое бесследно. Она гораздо ближе к нам, чем  это кажется, - и, возможно, самое  солидное наследие  касается сферы  частной жизни человека. Нужно помнить, что далекое Средневековье – это эпоха, когда были заложены многие основы современного мира.     

Средневековая культура была важной ступенью в формировании  современных представлений о  женщине и женской природе. Именно средневековье  представило наиболее  развернутую  и  аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине.

С христианской культурой  в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, - виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя  стереотипы женственности,  нередко использует примеры средневековых персонажей - прекрасной возлюбленной Данте Беатриче, отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской, куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской.

Исследование экономического, юридического, социального статуса средневековой женщины, несомненно, позволяет лучше понять и положение женщины в современном обществе:  в экономике и политике, образовании и семейной жизни.

Настоящий интерес к  истории средневековой женщины,  проснулся не так давно - лишь  в  последние два-три десятилетия.       

Отдельные работы,  посвященные частным аспектам жизни средневековой женщины,  появлялись в отечественной историографии, особенно это  касается темы семьи  и  брака в средневековье и на границе нового времени (Ю.Л. Бессмертный, М.Л. Абрамсон, П.Ш. Габдрахманов, А.Л. Ястребицкая). Историография «женской истории» западноевропейского анализируется в  историографических обзорах соответственно Л.П. Репиной.

Объектом исследования является женщина средневековой Европы. Предметом – положение и отдельные стороны жизни и деятельности женщины средневековой Европы.

Цель данной работы - дать общую характеристику жизни женщины в средневековой Европе.

Исходя из цели, в работе решаются задачи:

  • представить Средневековье как этап всемирной истории;
  • дать понятие «средние века»;
  • рассмотреть основные черты западноевропейского феодализма;
  • охарактеризовать три сословия феодального общества;
  • раскрыть положение и роль женщины средневековой Европы в экономической, политической, семейной жизни. 

Поставленные задачи и особенности материала определяют следующие методы исследования: обобщение и систематизация материала литературных источников по теме работы.

Структура данной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

1. Средневековье как этап всемирной истории

1.1. Понятие «средние века»

Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий.

Итальянские гуманисты - лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, средним веком. Для них «средний век» - это «темный век». В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. В XVII в. в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. 1

Понятие «средние века»  в гуманистической и последующей буржуазной историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определенности. Начальной вехой средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306 - 337), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно датировали конец средних веков.

Для одних такой датой  было падение Константинополя (1453 г.), для других - открытие Америки (1492 г.), для третьих - начало Реформации в  Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали средние века как время общественного и культурного регресса, невежества и мракобесия.

Реакционные направления  в буржуазной историографии, наоборот, идеализируют и модернизируют средневековье, поднимая на щит именно то, что порицали просветители, - католицизм, схоластику корпоративный строй.

1.2. Основные черты западноевропейского  феодализма

Классическое средневековье  в Европе (X-XIII вв.) являлось расцветом феодализма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» - наследственное земельное владение за службу. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто представлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода2.

Большинство народов  вступило на путь феодализма, миновав  рабовладельческий строй. Феодализм  знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости.

Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.

Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной  собственностью, иерархическую структуру  общества. Хотя в настоящее время понятие феодализма в буржуазной историографии существенно изменилось, тем не менее указанная юридическая концепция осталась в силе.

Главными признаками феодализма историки считают политическую раздробленность, ослабление суверенитета, вассалитет, иерархическую структуру политической власти, корпоративность.

1.3. Три сословия феодального  общества

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и  работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землёй и управлять другими людьми.

В сословие работающих вошли  как потомки обедневших свободных  людей из числа варваров и римских  граждан, так потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не смогли их покинуть.

Помимо воюющих и  работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или  крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол.

Только христианская любовь и ее служители – духовенство  – могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь  кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих3.

Сословное миропонимание было в эпоху Средневековья нормативным явлением, а не просто идеологическим мотивом на службе господствующего класса. Согласно трактату «О порядке ведения парламента», на его заседания с XIII в. по указу английского короля вызывались представители трех социально-правовых групп: высшего духовенства, светской аристократии (графы и бароны) и горожан (городов).

В сословно-представительных совещаниях других средневековых государств Западной Европы (французских Генеральных штатах, испанских кортесах, рейхстагах Священной Римской  империи германской нации) также участвовали депутаты от трех сословий – духовенства, дворянства, горожан (но не крестьян, вопреки классическому трехчастному делению общества). И лишь в кортесы Кастилии во время Реконкисты в палату третьего сословия вместе с горожанами входили представители свободных крестьянских общин.

Во Франции эпохи  позднего Средневековья общество состояло из дворянства, духовенства и третьего сословия, включавшего и коммерсантов, и ремесленников, и крестьян, но тогда такое деление уже смотрелось явным анахронизмом4.

На протяжении Средневековья  Европа перешла на такую ступень  всемирной истории, какой не достигали  другие общества. Если в начале Средних  веков Западная Европа была более  отсталой и в экономическом, и в культурном отношениях по сравнению с поздней Римской империей и с Византией, то затем, к концу Средневековья, она начала их опережать.

В ней обнаружились внутренние силы, которые позволили Западной Европе превратиться в центр всемирно-исторического развития и после Великих географических открытий подчинить своему влиянию практически весь мир.

 2. Женщина Европы в средние века

2.1. Средневековые представления  о природе женщины

Представления о природе  женщины имеют древнюю историю; андроцентрическая культура на протяжении тысячелетий  формировала идеалы  и  культурные образцы, в которых  женщине  отводилась  роль создания менее совершенного,  чем мужчина.

Отношение к ней общества закреплено в догматах христианской религии. Апостол Павел объявляет  женщин существами зависимыми, ставит их ниже мужчин: «…ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа»5.

На средневековую  концепцию природы женщины оказала наибольшее влияние трактовка двух эпизодов  из библейской истории - о сотворении человека и о грехопадении.

Те, кто постулировал несовершенство женщины в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях,  апеллировали к следующим спорным моментам повествования о сотворении  человека  (Быт.  1-2):  во-первых,  женщина создана Богом не одновременно с мужчиной,  а после него, для него и из его  ребра;  во-вторых,  в  рассказе  о  сотворении человека не упоминается,  вдохнул ли Бог Еве живую душу.

В библейской  трактовке  грехопадения  (Быт. 2) Ева нарушила заповедь,  данную Богом,  и склонила к греху Адама.  Именно ее,  а  не мужчину,  смог  прельстить  змей-дьявол. Большую  виновность  женщины доказывали и тем,  что Господь определил большее наказание именно ей — в скорби и болезнях рожать детей, иметь влечение к мужу своему и быть в полном подчинении у него.

Обвинение женщины  в  том,  что  она  была главным   виновником  первородного  греха,  определялось  самой   сутью средневекового миросозерцания,  в котором грехопадение осмыслялось как победа телесного,  природного над духовным, собственно человеческим. А поскольку первое отождествлялось с женским, а второе - с мужским, постольку  в  этой  системе ценностных координат женщина была обречена нести главную ответственность  за  грехопадение.  

Вместе с тем в  Книге  Бытия есть тезис,  который в дальнейшем,  в собственно средневековой традиции, стал краеугольным камнем теологической апологии женщины: «В день шестой Бог создал человека по своему образу и подобию и сделал человека  мужским  и  женским»  (Быт. 5:2).  Здесь,  как  мы видим,  нет ни слова о более позднем сотворении женщины;  природа  же человека трактуется   как   андрогиническая,  мужеженская.

В Евангелии от Матфея Мария не  только биологическая,  но  и  духовная  мать Иисуса.  Таким образом,  женщина не только  погубила  человечество,  но  и  спасла  его,   подарив жизнь Спасителю.

Среди наиболее благосклонно  относившихся к  природе женщины отцов церкви следует назвать Амвросия Медиоланского (ок. 339 - 397). 6

Августин Блаженный (354 - 430), крупнейший философ и богослов периода патристики, оказавший существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии, полагал,  что  и  мужская,  и женская  душа  созданы  по  образу  и  подобию  Бога;  что же касается телесных оболочек души,  то это справедливо только в отношении мужчины - женское  же тело пассивно и несовершенно.  Поэтому в мужчине душа и тело образуют гармоничный союз,  тогда как в женщине они  конфликтуют; по  этой  причине  женщина  была ближе к сатане,  чем Адам.

Информация о работе Женщина в Средневековой Европе