Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 09:24, реферат

Краткое описание

«Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Появление Государственной Думы в России……………………………………........3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы
(Булыгинская Государственная Дума)
1.3 Полномочия Государственной Думы
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……9
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………………11
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..…….…13
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..15
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………………21
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферааат.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Статья 8-я содержала принципиально важное положение, дававшее императору исключительное право инициативы пересмотра Основных законов. Государственная дума такого права была лишена, а, значит, априори не имела возможности правовыми методами изменить форму правления.

Законодательная власть распределялась между императором, Государственным советом и Государственной думой. Согласно статье 86 Основных законов «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора» . Принятые Государственной думой законы подлежали утверждению Государственным сове-том и только в случае его одобрения, поступали на подпись царю. Император имел право вето. Однако согласно ст. 112 Дума могла возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае его отклонения царем, но не в текущую сессия, а в следующую.

Император сохранял достаточно широкие полномочия: инициативу пересмотра Основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключением мира, объявление местности на военном и исключительном положении, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и объявление амнистии. Исполнительная власть полностью контролировалась императором. Министры назначались царем и были ответственным перед ним, а не перед Думой. Статья 87-я позволяла царю издавать между сессиями Думы указы и манифесты, имеющие силу закона, чем он неоднократно пользовался на практике. Правда, применение этой статьи имело ограничение. Царь не мог, ссылаясь на эту статью, вносить изменения в Основные законы, в Положение о выборах в Государственную думу и Государственный совет, в Учреждение Государственного совета или Государственной думы. После возобновления заседаний законодательных палат правительство должно было внести тот или иной указ в виде соответствующего законопроекта в Государственную думу. Если этого сделано не было, то действие указа прекращалось. Император поучил право роспуска Думы, но по закону обязан был одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва.

Полномочия Думы не ограничивались законодательной сферой. Она влияла на формирование двух третей государственного бюджета страны. Ее рассмотрению и утверждению подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений с некоторыми исключениями. Но, несмотря на это, полномочия Думы в финансовой сфере позволяли ей проводить вполне определенную политику. Право утверждения бюджета, хотя бы и в урезанном виде, являлось реальным правом. Дума также могла осуществлять определенный контроль за работой правительства преимущественно в форме обращения к министрам с запросами. Данным правом депутаты пользовались достаточно широко. За недолгий срок работы Первой Государственной думы депутатами был подан 391 запрос о незаконных действиях правительства. Новая редакция Основных законов устанавливала и несменяемость судей, что на правовом уровне вводило в России принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви.

 

 

 

 

 

                                    II. Первая Государственная Дума (1906 г)

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г.

Выборы прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.

Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков— 97, 105 беспартийных и 7 прочих.4

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (в присутствии Николая II в Зимнем). Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии. Товарищами председателя — князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Основной деятельностью депутатов Государственной Думы являлось обсуждение законов, представленных властью. Парламентская процедура (правила проведения обсуждений и принятия решений) должна была регламентироваться Наказом Государственной Думы. Думы первых двух созывов так и не приняли Наказа полностью: Первая Дума рассмотрела только три статьи Наказа, Вторая - четвертую и часть пятой (и эти статьи фактически исполнялись). Полностью Наказ был принят только Третьей Думой. За соблюдением процедурных норм следил Председатель.

Центральным вопросом Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули идею "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"). Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию  «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33-мя депутатами  был подан законопроект, разработанный  эсерами о немедленной национализации  всех природных богатств и  отмене частной собственности  на землю. Большинством голосов  Дума отказалась рассматривать  столь радикальный проект, "ведущий к чёрному переделу". Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.

8 июля 1906 Царское правительство  под предлогом, что Дума не  только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её. Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического.

После ее роспуска около 200 депутатов, среди них кадеты, трудовики и социал-демократы собрались в Выборге, где приняли воззвание Народу от народных представителей. В нем говорилось, что правительство сопротивляется наделению крестьян землей, что оно не имеет права без народного представительства собирать налоги и призывать солдат на военную службу, делать займы. Воззвание призывало к сопротивлению такими, например, действиями, как отказ давать деньги в казну, саботирование призыва в армию. Против подписавших «Выборгское воззвание» правительство возбудило уголовное преследование. По решению суда все «подписанты» отсидели по три месяца в крепости, а затем были лишены избирательных (а по сути дела, гражданских) прав при выборах в новую Думу и на другие общественные должности.

                                    III. Вторая Государственная Дума (1907 г)

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г.

Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя — Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М. Е. Березин (трудовик). Секретарем — М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

Во второй Государственной Думе 20 марта 1907 г. впервые прошло обсуждение записи государственных доходов и расходов (бюджета страны). Интересно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы депутатов с правительством в ходе обсуждения законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права обсуждать. У Второй Думы также состоялась всего одна сессия. Вторая Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода ее деятельности.

В целом II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д.

По инициативе кадетов Дума отказалась от прений по основным положениям правительственной декларации, с которой выступил П.А.Столыпин и главная идея которой заключалась в создании «материальных норм», в которых должны найти воплощение новые общественно-правовые отношения.

Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство.

Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. 1 июня 1907 П.Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя».

На основании этого надуманного повода Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона (с юридической точки зрения это означало государственный переворот). Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П.Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 означал завершение российской революции 1905-1907.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)

 

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907.

Третья Государственная Дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум.

В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала 441 депутата: крайних правых депутатов — 50, умеренно-правых и националистов — 97, октябристов и примыкавших к ним — 154, «прогрессистов» — 28, кадетов — 54, трудовиков — 13, социал-демократов — 19, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, Польское коло — 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

Председателями Думы 3-го созыва были: Н. А. Хомяков (октябрист) — с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.

Товарищами председателя — кн. В. М. Волконский (умеренно правый), бар. А. Ф. Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С. И. Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М. Я. Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г. Секретарем — Иван Созонович (правый).

Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности