Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 09:24, реферат

Краткое описание

«Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Появление Государственной Думы в России……………………………………........3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы
(Булыгинская Государственная Дума)
1.3 Полномочия Государственной Думы
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……9
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………………11
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..…….…13
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..15
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………………21
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферааат.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"…

6 (19) октября 1917 года Государственная  дума четвертого созыва была  распущена Временным правительством  в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании. Его, как известно, в январе 1918 года разогнали большевики при деятельном участии своих партнеров по правительственному блоку -- левых эсеров.

18 (31) декабря 1917 декретом  СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Так в России закончилась эпоха «буржуазного» парламентаризма.

 

 

 

 

                                               Заключение

 

В результате политической модернизации 1906 – 1917 гг. характер государственной системы России изменился. Впервые в российской истории был введен принцип разделения властей: законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная власть –  императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная власть – Правительствующему Сенату.

Вместе с тем с появлением Государственной думы изменился процесс законотворчества, он становился более определенными и организованными, зарождалось определение закона в западноевропейском понимании этого слова. Государственная дума имела ряд характерных признаков, которые были присущи собственно парламенту. В Думе, пусть  в далеко не равной степени, но были представлены все сословия российского общества.

          Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В XX в. законодательный процесс в России существенно изменился. Российскому государству и раньше, во времена сословно-представительной монархии, было известно участие представительных органов в законодательстве. Однако два с половиной века абсолютной монархии исключили всякое участие населения в законотворчестве.

Государственная Дума первого - четвертого созывов в 1906-1917 гг. не смогла значительно изменить природу существовавшего тогда в России государственного устройства власти. Однако появились такие важные политические институты, как выборы, фракции, парламентская трибуна и гласность.

 

 

Список использованной литературы

  • Историко-биографический сайт А. И. Шингарева. - URL: http://ibyu.narod.ru/swh.html
  • Государственная Дума Российской империи 1906—1917: Энциклопедия; Ред. Иванов Б. Ю., Комзолова А. А., Ряховская И. С. — М.: РОССПЭН, 2008. 
  • Государственная Дума и политические партии России, 1906–1917., 1994
  • Новиков Ю. Выборы в I–IV Государственные думы // Право и жизнь.1996
  • Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи, 1906–1917: Ист.-прав. Очерк. М.: Кн. и бизнес, 1998
  • Гостев Р.Г. Государственная Дума Российской империи в борьбе за власть // Российская цивилизация: история и современность:, 1999.
  • Кошкидько В.Г. Личный состав Государственной Думы и Государственного Совета в первую сессию 1906 года // Проблемы политической истории России: Сб. ст. к 70-летию заслужен. проф. МГУ Кувшинова В.А. М., 2000
  • Кузьмина И.В. Профессиональный состав прогрессивного блока в IV Государственной Думе (по материалам РГИА) // Историки размышляют: Сб. ст. Вып. 2. М., 2000
  • I Государственная Дума: история создания и деятельность: Библиогр. указ. / Северо-Запад. акад. гос. службы. СПб.: Образование – культура, 2001
  • Алескеров Ф. Т., Кравченко А. С. Распределение влияния фракций в Государственный думах Российской империи (1906--1917). -- М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С. 20.
  • Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.- С. 112.
  • Ильин А.В., Хохлов Е.Б. Первый закон о выборах в государственную думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа// Правоведение. - 2006. - № 1. - С. 4-30.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАНИФЕСТ ОТ 6 АВГУСТА 1905 г. Об учреждении Государственной Думы

(БУЛЫГИНСКОЙ)

[...] Объявляем всем нашим  верноподданным:

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа – великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В Манифесте Нашем, данном 26-го февраля 1903 г., призывали Мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши Предшественники.

Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и разсмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия в Государственной Думе выборных от Великого Княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет Нами указано особо.

Вместе с сим повелели Мы Министру Внутренних Дел безотлагательно представить Нам к утверждению правила о приведении в действие Положения о выборах в Государственную Думу, с таким разсчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 г.

Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с Правительством, покажут себя пред всей Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от Нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия Государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение Господне на труды учреждаемого Нами государственного установления, Мы с непоколебимою верою в милость Божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных Божественным Промыслом дорогому Нашему Отечеству, твердо уповаем, что с помощью Всемогущего Бога и единодушными усилиями всех своих сынов, Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетней ее историей могуществе, величии и славе. [...]

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

6 августа 1905 г.

I. О СОСТАВЕ И УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1. Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к Верховной Самодержавной Власти.

2. Государственная Дума  образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.

3. По Указу Императорского  Величества Государственная Дума  может быть распущена до истечения  пятилетнего срока (ст. 2). Тем же  Указом назначаются новые выборы в Думу.

4. Продолжительность ежегодных  занятий Государственной Думы  и сроки их перерыва в течение  года определяются Указами Императорского  Величества.

5. В составе Государственной  Думы образуются Общее Собрание  и Отделы.

6. Отделов в Государственной Думе должно быть не менее четырех и не более восьми. Членов в каждом отделе полагается не менее двадцати. Ближайшее установление числа отделов Думы и состава ее членов, а также распределение дел между отделами зависит от Думы.

7. Для законного состава  заседаний Государственной Думы требуется присутствие: в общем собрании – не менее одной трети всего числа членов Думы, а в отделе – не менее половины входящих в его состав членов.

8. Расходы по содержанию  Государственной Думы относятся  на счет Государственного Казначейства. [...]

V. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

33. Ведению Государственной  Думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы Министерств и Главных Управлений и государственная роспись доходов и расходов, равно как и денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, – на основании особых по сему предмету правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего Соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о возвышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими Думами [...].

34. Государственной Думе  предоставляется возбуждать предположения  об отмене или изменении действующих  и издании новых законов (ст. ст. 54 – 57). Предположения эти не должны касаться начал государственного устройства, установленных законами основными.

35. Государственной Думе  предоставляется заявлять Министрам  и Главноуправляющим отдельными  частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, о сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, коими нарушаются, по мнению Думы, существующие законоположения (ст. ст. 58 – 61).

VI. О порядке производства дел в Государственной Думе

36. Подлежащие обсуждению  Государственной Думы дела вносятся  в Думу Министрами и Главноуправляющими  отдельными частями, а также Государственным  Секретарем.

37. Внесенные в Государственную Думу дела обсуждаются в отделах ее и затем поступают на разсмотрение Общего ее Собрания.

38. Заседания Общего Собрания  и отделов Государственной Думы  назначаются, открываются и закрываются  их председателями.

39. Председатель останавливает  того из членов Государственной Думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От Председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности