Искусство эпохи палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:
-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.
-Рассмотреть виды палеолитического искусства.
-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧФИНАЛЛАСТ2.docx

— 136.61 Кб (Скачать файл)

 

  1. Мадлен (15 – 8 тыс. лет). Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали за стадами оленей. Высокая техника обработки камня исчезает. Зато в изобилии появляются изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают уменьшаться, превращаясь в микролиты. Среди изображений много символов: круг, спираль, меандр, свастика. Это значит, что человек научился обобщать свои представления о вещах. Вершиной мадленского искусства является пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самую знаменитую из них, Альтамиру, называют Сикстинской капеллой первобытности. Пещера находится в Северной Испании, состоит из ряда подземных залов длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты многочисленными изображениями животных: бизонов, кабанов, лошадей. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве») [7 стр. 267].

В пределах своего образа жизни, своих занятий, первобытный человек должен был быть хорошим мастером, иначе он бы не смог выстоять в условиях жестокой борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти безоружный. Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения. Если присмотреться к орудиям труда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука такого мастера была уже достаточно умелой, она прошла длительную школу труда [6].

 

6. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА

 

 

Не секрет, что имеет  место быть колоссальное различие в  продолжительности меду ранним палеолитом и другими этапами первобытности. Чем ближе к нам хронологический  период – тем меньше он длился, тем  быстрее и чаще изменения в  человеческой жизни. Это объясняется  тем, что до позднего палеолита человек  современного физического типа (homo sapiens) и его культура еще не были сформированы. Другое дело – поздний палеолит. Здесь мы можем определенно говорить о человеческой культуре, как материальной, так и духовной, поэтому поздний палеолит занимает ключевое место в каменном веке.

Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается  биологическая эволюция людей и  появляется настоящий человек –  homo sapiens.

Во-вторых, скачкообразно  увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные, такие как вкладыши, наконечники, сшитая одежда.

Нам известно о верхнем  палеолите на материале археологических  раскопок, сделанных во Франции и на севере Испании. Этот уголок Европы был относительно благоприятен для жизни человека при всех сменах климата и ландшафта. Поэтому он имел плотное население на протяжении десятков тысячелетий. Люди, жившие здесь, оставили многочисленные следы своего пребывания, но скрыли их в пещерах и гротах. В эти потайные места с прошлого века проникают французские археологи, они описали всю последовательность развития культуры в нижнем палеолите, дав его периодам названия мест, в которых были сделаны наиболее важные находки.

Культура верхнего палеолита  очень своеобразна. Основное занятие человека здесь – охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования людей. Охотничьи сообщества отличаются от земледельческих и скотоводческих обществ [7 стр. 381]. Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Испании, во Франции в Сибири, на Дону, в Италии, Англии, Германии, в Алжире.

По данным современной  науки, человек верхнего палеолита  являл собой homo sapiens – то есть по своей физической конституции был подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Роды начинали объединяться в племена, где возникал матриархальный уклад.

Казалось бы, у этого  примитивного человеческого общества не должно было быть никакого искусства. Однако оно было и тому есть доказательства. Искусство - один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше государства и собственность, сложных взаимоотношений и чувств, старше земледелия, скотоводства и обработки металлов. Но когда-то это искусство было очень примитивным. Не видя его и рассуждая отвлеченно, мы могли бы предположить, что это были беспомощные каракули, вроде каракулей двухлетнего ребенка. Так ли это на самом деле? [6].

 

 

7. ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

 

 

В эпоху мезолита (XII – VIII тысячелетия до н.э.) значительно изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли, другие пришли. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда и оружия, приручили собаку. Все эти перемены оказали значительное влияние на сознание первобытного человека, отразившееся и в искусстве.

Об этом свидетельствуют  наскальные рисунки в горных районах  Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. До этого в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь фигуры людей. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, наносят последний, смертельный  удар или удирают от разъяренного раненного животного. Тогда же появились  изображения военных столкновений между племенами. Изображения женщин встречаются редко. Они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Которые поражают детальность композиции и количеством персонажей, иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего второстепенного что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, суть происходящего. Человек для него – это, прежде всего воплощенное движение [10 стр. 248].

К концу мезолита человек изобретает очень полезный в хозяйстве глиняный горшок. На влажной глине кончиками пальцев можно нанести волнистые линии и палочкой – черточки. Для красоты и чтобы укрепить гончарное изделие магией. Так возникает орнамент [7 стр. 74].

 

 

8. ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

 

 

Таяние ледников в неолите  (12000 – 8000 т. Л. Т. Н..) привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за охотничьи угодья и захват новых земель.

Наскальная живопись в  эпоху неолита становилась все  более схематичной и условной - изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление  характерно для разных районов земного  шара.

Наскальное искусство  существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных пространствах от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Ее развитие можно проследить от VIII – VI тысячелетий до н. э. до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847 – 1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре.

Помимо схематизма они  отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками  людей и животных встречаются  разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали  и так далее), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Изображение живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло  важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власти над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства [10 стр. 92].

На некоторых неолитических произведениях, полностью торжествует некая геометрическая схема – изображение-значок, изображение-иероглиф, изображение-орнамент, только отдаленно напоминающие человека или животное. Возможно, усиление схематизма связано с тем, что слабеет вера в изображение как в «двойника», как в доподлинную реальность. И на первый план выходят другие возможности, заложенные в изображении: обозначения, сообщения на расстоянии, рассказа о событии. Здесь лежат истоки пиктографии – рисуночного письма.

Схематизируя и обобщая  видимые предметы, человек неолита  развивал свое умения абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования. Он составляет представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, замечет повторяемость сходных форм в природе, сходства между разными предметами. Все это он применяет к тем вещам, которые изготовляет сам. Так развивается искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляют нечто единое. Изображение превращено в орнамент и в свою очередь выступает как утилитарный предмет.

Прикладное искусство  такого рода зарождалось и в палеолитическую эпоху, в неолите же оно получает более широкое развитие, а затем переходит и в эпоху бронзы эпоху бронзу и на поздних стадиях первобытно-общинного строя становится господствующей формой изобразительного творчества, почти совсем вытесняя «самостоятельные» живопись и скульптуру. Последние получают новое могущественное развитие уже в эпоху цивилизации, в больших древних государствах [6].

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Со временем цели искусства  становились все более реальными, земными и только художественное творчество оставалось сферой совпадения целей и идеалов.

На первых порах большое значение имели рука, тело, органы речи. С их помощью первобытный человек непосредственно выражал свое чувство, свое видение мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не только изображением предметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека. Искусство было преломленным в сознании первобытного человека миром. Оно наиболее показательно для характеристики первобытной культуры [9 стр. 215].

Искусные руки дали человеку возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но в тоже время они были достаточно примитивны. Примитивность сказывается в отсутствии чувства общей композиции, согласованности, и никакого намека на «среду», «обстановку». Видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом – в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их взаимозависимостей.

Но все же чем он руководствовался, создавая все эти произведения? Почему он тратил на них время? Возможность  их для нас объяснима, но в чем  была их необходимость для самого человека?

Видимо у человека это была необходимость в познании и в освоении окружающего мира, она толкала его к определенным действиям. И познание, и упражнение в охоте были для первобытных людей магическим актом, священным и вполне утилитарным. Убивая глиняного зверя, люди верили, что таким способом овладеют его живым «двойником». Изображая лошадь с отвисшим животом и налитыми сосцами, надеялись повлиять на плодородие лошадей.

Это еще не было полноценной религией, искусством и познавательной деятельностью, но было первоначальным синкретическим единством всех этих форм сознания. Причем больше всего походило все-таки на искусство – по характеру и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось. Вероятно, можно в этом смысле сказать, что искусство старше религии и старше науки [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Столяр А.Д. Происхождение первобытного искусства. М., 1986.
  2. Угринович Д. М. Искусство и религия М., 1982
  3. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. – 3-е изд., испр. – М.: «Академия, 2007. – 368 с.
  4. Введение в курс истории первобытного общества: Учебное пособие / М.Ф. Обыденнов, Г.Р. Шагапова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 186 с.
  5. Белякова О.Ю. «История первобытного искусства» http://www.portal-slovo.ru/art/36075.php
  6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Москва Искусство 1985г.
  7. Учебный курс по культурологии. . Под редакцией Г. В. Драча. Ростов – н/Д.; Феникс, 1996 ., 576с.
  8. Селиванов В. В.. К вопросу становления образа человека в искусстве палеолита. Новосибирск Наука 1983.
  9. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 1999. – 446 с.
  10. Энциклопедия Т. 7. Искусство. Ч. 1/Глав. Э68 ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. -688 с.
  11. Шлеев В. Основные этапы развития первобытного искусства. Всеобщая история искусств", т. 1. М., 1956.
  12. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: научно-популярное справочное издание. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2000. - 396 с.

Информация о работе Искусство эпохи палеолита