Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:44, доклад

Краткое описание

Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом культуры обслуживания в гостиничной индустрии необходимо рассмотреть историю развития услуг, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности.

Вложенные файлы: 1 файл

Servisnaja_deyatelnost.doc

— 791.50 Кб (Скачать файл)

Выработка стратегии  связана с решением следующих задач:

*  разработка стратегических  целей;

*   оценка альтернативных  путей деятельности и выбор  наиболее реалистичных и перспективных из них;

*   оценка внешних  возможностей их реализации и  внутренних предпосылок для их  решения предприятием;

*   анализ важнейших тенденций в области маркетинговой деятельности;

*   оценка деятельности  предприятия на основе различных  критериев с учетом намеченных целей и планов (финансово-ресурсных, инновационно-внедренческих, кадровых и др.);

*  подготовка детальных  оперативных планов, программ, бюджетов.

Предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. При этом возможны различные виды стратегий: продуктивно-рыночная, стратегия маркетинга, конкурентная стратегия, инновационная, инвестиционная стратегия, стратегия с опорой на человеческие ресурсы. Данные виды стратегии могут пересекаться друг с другом. Как правило, меняется их очередность и приоритетность в зависимости от конъюнктуры и внутренних возможностей фирмы.

В мировой практике предпринимательства глубоко укоренены механизмы выработки долгосрочных целей и планирования дея-

 

тельности конкретного  предприятия. Российский бизнес сферы  услуг приступил к решению  этих задач в рыночных условиях сравнительно недавно. Это обстоятельство осложняется глубоким кризисом экономики, затрудняющим выработку стратегического управления и планирования на любом предприятии. Кроме того, как указано выше, ослабление государственно-правовых рычагов регулирования хозяйственной практики, а также проникновение криминала в сервисное предпринимательство закрепили в сфере услуг тактику выживания одного дня. Нередко на сервисных предприятиях торжествуют принципы: прибыль любой ценой, а там видно будет; быстрые сделки -быстрые деньги и др. Эта психология и поведение мешают преодолеть общий кризис, наносят огромный ущерб становлению цивилизованного предпринимательства в сфере сервиса, в экономике страны в целом.

Особенно распространено убеждение в ненужности стратегического менеджмента и основ планирования производства среди руководителей малых предприятий сервиса. Долгосрочные планы порой расцениваются ими как что-то нереальное или ненужное. В этом, помимо слабой готовности работать в рыночных условиях, сказывается своеобразная реакция на засилье бюрократического планирования советского периода. Во всех этих случаях недооценка работниками стратегического 'менеджмента и планирования усугубляется недостатком профессиональных знаний по управлению предприятием, недостаточным информационным обеспечением, ориентацией на сиюминутный спрос потребителей или быстротечную моду, опорой в основном на собственный опыт и интуицию, а не на планирование и долгосрочный расчет.

Конечно, долгосрочные программы  развития разрабатываются и реализуются  на небольшом предприятии иначе, нежели на среднем и крупном. Вся организация и технологии обслуживания на малом сервисном предприятии в большей степени ориентированы на повседневный спрос, в то время как изучение и прогноз долгосрочных тенденций считаются излишними; работники предприятия чаще всего удовлетворяют маломасштабный индивидуализированный спрос в пределах пространственного и предметно-узкого сегмента рынка и т.п.                                                      

Но какую бы сторону  деятельности малого предприятия мы ни взяли: оперативное планирование производства, обеспечение ресурсами, маркетинг, — все они в той или иной степени нуждаются в масштабном, рационализированном и скоординированном Подходе к работе предприятия. При этом следует учесть, что авто-

 

 

ры даже наиболее продуманных  целей и планов не могут предугадать  все, что наступит в будущем. Поэтому  менеджер, реализуя тот или иной план, никогда не может быть избавлен от неуверенности в его результатах  — они зачастую не совпадают с  запланированными. Однако эту ситуацию следует расценивать как нормальную. Главное состоит в том, что стратегические планы позволяют минимизировать неопределенность в сознании людей, принимающих решения, повышают надежность выбранных альтернатив развития предприятия.

По мере нормализации хозяйственных процессов тактика  ухода от стратегического управления и планирования деятельности крупных, средних и малых предприятий сервиса находит все меньше сторонников у отечественных менеджеров. Сегодня многие руководители убеждаются в том, что без этих инструментов общего менеджмента сервисных предприятий их эффективное развитие не может иметь место. Решение повседневных задач бизнеса начинает постепенно подчиняться более отдаленным перспективам. К настоящему времени многие российские предприниматели сферы сервиса не только овладели умением выживать в неустойчивой и мало прогнозируемой среде, но научились самоадаптироваться, формировать и расширять вокруг себя пространство нового порядка. Это позволяет им уверенно планировать будущее свое развитие. Исследователи изучают подобное поведение бизнеса в кризисной среде в рамках теории «пульсирующего» менеджмента, учитывающего нелинейное развитие экономической конъюнктуры и общественно-политической ситуации.

Представители высших звеньев менеджмента сервисного предприятия не могут быть кабинетными руководителями. Сущность их работы требует от них постоянного взаимодействия с подчиненными, потребителями, представителями бизнеса, властных структур. Мимо их внимания не должны проходить также каждодневные оперативные вопросы обеспечения качественного обслуживания. Все это требует от них мониторинга внутренней и внешней информации о делах фирмы. Далеко не в каждом случае представитель высшего управленческого звена обязан вникать в любую мелочь, но он должен уметь точно оценивать, в каких ситуациях вопрос не может быть решен без него. Функция работы высшего звена менеджмента на среднесрочную перспективу заключается в том, чтобы его представители уделяли внимание разработке планов и программ, позволяющих усовершенствование текущего управления на предприятии, осуществляли контроль за организационной структурой и процессом обслуживания.

Для руководства любой  компании, фирмой сервиса предметом  особого внимания выступает обеспечение безопасности предприятия и бизнеса в целом. При этом речь идет о многостороннем подходе к безопасности, прежде всего таких сторон функционирования предприятия, как производственный процесс, обслуживание потребителей, работа персонала, предпринимательская активность. Данная задача приобретает особую актуальность в связи с немалым уровнем криминогенности: отечественного бизнеса, слабой правовой и культурной основой взаимодействий предпринимателей между собой. Таким образом, обеспечение безопасности нацеливается не только против криминальных элементов, но и недобросовестных сотрудников, конкурентов.

Особенно остро проблема обеспечения безопасности стоит  в тех сегментах и учреждениях  сервиса, где сосредоточиваются  огромные материально-технические, финансовые ресурсы, а также информация о них: учреждения банковско-биржевого обслуживания, крупные торговые центры и складские помещения, музеи и др.

Опыт российских сервисных  предприятий позволил выработать те принципы, которые необходимо учитывать руководству фирмы в ходе создания эффективной системы безопасности своего бизнеса:

*  комплексность, т.е.  всестороннее действие всех звеньев  этой системы — охраны, режима  входа и выхода в помещение  фирмы, кадров, документов, техники  и т.п.;

*  упреждающий характер мер обеспечения безопасности;

*  непрерывность действия  системы безопасности — она  должна действовать как во время работы, так k после закрытия фирмы;

*  активность, настойчивость,  нестандартные меры защиты;

*  законность, т.е. использование  только дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений;

* экономическая целесообразность  и сопоставимость с возможным ущербом;

*  специализация всех  мер и средств защиты;

  • координация действий работников в этом направлении, четкое взаимодействие всех заинтересованных подразделений и служб.

 

Особая забота представителей высшего звена управления сервисного предприятия -- сплочение коллектива работников, их общая мотивация, а  также создание общих условий  для ротации и карьерного роста  наиболее способных и ответственных сотрудников. Эффективные методы мотивации работников не могут реализовываться только представителями низовых и средних звеньев управления. В этом направлении важнейшие решения принадлежат ведущему руководству. К тому же персональное участие и личный пример руководителей способны стимулировать конструктивную деятельность рядовых сотрудников.

Анализ низовых звеньев  управления и ряда других направлений менеджмента на сервисном предприятии осуществляется на материале нижеследующих разделов пособия.

 

11.2. Организационная  структура сервисного предприятия

Процессы управления и выполнения работ в индустрии  сервиса реализуются в рамках организационной структуры предприятия, учреждения. Структура в данном случае отображает организационное строение предприятия, способ функционирования в нем производственных процессов, а также связей и отношений между работниками разных подразделений.

Организационная структура  сервисного предприятия позволяет ответить на такие вопросы: кто, что, где, какими средствами, когда и в какие сроки должен делать? Она задает определенный порядок распределения функций и видов деятельности между сотрудниками предприятия, а также регламентирует полномочия и объем ответственности за планирование, принятие решений, их выполнение и контроль. Практически организационная структура представлена основными отделами и подразделениями предприятия, а также связями и отношениями между людьми, потоками деловой информации и материальных ресурсов. На основе закрепленной структуры направляется и контролируется деятельность работников, отдаются распоряжения и приказы, организуются потоки потребителей.

Структура целенаправленно  вырабатывается и воспроизводится в силу того, что она:

*  позволяет рационально  разделить и специализировать  труд персонала по функциональным и содержательным задачам;

*  формирует важнейшие  каналы отношений и связей  внутри коллектива, а также работников  с потребителями;

*  определяет задачи  и обязанности каждого работника;

*  определяет взаимоотношения  между ними, а также их профессиональные роли.

ранее, в доиндустриальную и индустриальную эпоху предприятия услуг имели простейшую организационную структуру: формировалось основное подразделение, связанное с производством услуг, и другое подразделение (нередко меньшее по численности и объему труда), нацеленное на создание условий работы основного производства. Во многих случаях один работник совмещал множество производственно служебных функций.

В настоящее время  на малых, сверхмалых, частично на средних  предприятиях сервиса данная структура продолжает сохранять свое значение. Здесь имеют место следующие характеристики организационной структуры:

*  низкая степень  разделения труда, работники нередко  перегружены из-за совмещения множества служебных функций;

* руководитель непосредственно участвует в сервисном производстве;

*  почти не встречается  разделение на отделы;

* преобладают короткие  прямые информационные каналы  связи между работниками;

* доминируют неформальные" (личностные) отношения между сотрудниками;

*  координирование работы разных сотрудников устанавливается непосредственно ими путем прямых согласований и договоренностей;

*  все это предполагает  высокую степень организационной  гибкости и реактивности на изменения спроса и др.

Однако чем более  масштабно по объему работ и числу работников сервисное предприятие, тем больше в нем служб, подразделов, информационных каналов, предписанных инструкцией. Здесь более формализованы и обезличены служебные контакты, связанные с получением указаний и осуществлением контроля. Координирование связей создает значительные проблемы; низка степень гибкости реагирования на меняющиеся запросы потребителей и др. Все это заставляет представителей организационного менеджмента обращать особое внимание на структуру сервисного предприятия.

В настоящее время  на крупных, многих средних, а также  на части малых предприятий сервиса  действует дифференцированная, комплексная  организационная структура. Основное производство на множестве современных сервисных предприятий распадается на несколько подразделений, среди которых выделяются организационные единицы, относящиеся к производству основных видов услуг, а также к работам заготовительного, вспомогательного, обслуживающего характера. Так, для современного отеля характерно наличие двух важнейших звеньев обслуживания гостей: служба размещения и служба питания. Остальные службы носят вспомогательный характер, хотя порой для них характерны разветвленные подструктуры, что свидетельствует о глубоком разделении труда в индустрии гостеприимства.

Рассмотрим ниже важнейшие типы организационной структуры, часто встречающиеся на малых, средних и крупных предприятиях (в учреждениях) сервиса.

I. Линейный тип организационной структуры (рис. 6) состоит из:

*   высшего уровня  руководства (руководитель, его заместители, члены администрации);

*   вспомогательных  подразделений — группа приема  заказов, обслуживающие группы (бухгалтерия,  отдел кадров, техническое обслуживание  и др.), группы заготовителей (заготовка  сырья, материалов, товаров и др.);

  • основного подразделения, оказывающего услуги, — обслуживающий персонал и руководители их работы.

Линейный, тип организационной  структуры характерен для небольших (малых и средних) предприятий  сервиса: парикмахерских, ателье, мастерских по ремонту бытовых приборов, кафе или небольших столовых и др.

2. Функциональный тип организационной структуры (рис. 7) приобретает более сложный характер в силу пересечения множество функциональных связей и отношений между отделами и группами сервисного предприятия.

При наличии функциональной структуры второй уровень организации принимает более разветвленный характер, в зону действия которого попадают подразделения, осуществляющие обслуживание потребителей. Такая структура характерна для более крупных предприятий сервиса, которые располагают целым рядом подразделений сервисного производства, а также создают отделы, берущие на себя функции их внутреннего обслуживания, — отдел приема заказов, рекламы и информации, планово-производственный отдел, отдел технического обслуживания, финансовый отдел и др. В рамках данной структуры обычно организована работа районных поликлиник, средних отелей, магазинов.

Информация о работе Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира