Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:44, доклад
Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом культуры обслуживания в гостиничной индустрии необходимо рассмотреть историю развития услуг, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности.
Выделим еще один важный фактор, определяющий слабость постиндустриального мира. Развитие техногенной цивилизации привело к внутреннему кризису самого человека. Если в традиционной культуре существовали механизмы (религиозные, семейно-родственные и др.), позволяющие человеку преодолевать психологические конфликты, душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то в настоящее время общество слишком далеко продвинулось в духовной дезориентации и не в состоянии помочь конкретному человеку.
Например, современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой создают неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека. Все большая часть людей не справляется с психологическими перегрузками, не может приспособиться к техногенной среде. У многих возникает устойчивое утомление из-за стрессовых воздействий. Человек испытывает общую духовную дезориентацию; у него деформируется потребность в семье, детях. Когда таких людей становится много, в обществе растет число массовых преступлений и психических заболеваний, а также алкоголиков, наркоманов, людей без определенного места работы и места жительства.
Все указанные трудности развития техногенной цивилизации не могут быть разрешены совершенствованием отдельных сфер экономики, включая сервисную деятельность. Последняя не в состоянии развиваться, корректируя издержки технического прогресса или усугубляя его стратегические просчеты по отношению к человеку и окружающей среде.
Все это ставит человечество перед необходимостью выработки радикальных мер с тем, чтобы изменить неблагоприятные тенденции техногенной культуры и глобального развития. Это осознают многие политики, общественные деятели, ученые, к этому призывают участники так называемых антиглобалистских движений в разных странах мира.
2.3. Сервисная деятельность в развивающихся странах
Под развивающимися странами понимаются все неевропейские страны, за исключением США, Канады, Японии, которые в течение XX в. успешно прошли индустриальную стадию развития, перейдя к постиндустриальной фазе. Иное дело — подавляющая часть стран Азии, Латинской Америки, Африки. Все они в первой половине XX в. оставались обществами традиционного, порой архаического типа. Многие из них долгий период до этого были включены в колониальные процессы обмена с европейскими странами, сохраняя при этом свою экономическую отсталость.
В течение почти всего XX в. модель «общества изобилия» рассматривалась гражданами многих стран традиционного типа в качестве образца для подражания. Этому способствовало и то, что начиная с XVIII—XIX вв. некоторые регионы мира стали колониями и попали под воздействие капиталистической экономики. В XX в. многие освободившиеся от колониальной зависимости государства Азии, Африки, Латинской Америки начали осуществлять модернизацию, т.е. проводили системные реформы, направленные на преобразование экономики, общественных отношений, а также системы социализации и образования молодежи. При этом ставилась цель — изменить традиционную культуру, сформировать современный уклад жизни людей, трансформировать экономику и в результате получить те материальные блага и услуги, которые имеются в «обществе изобилия».
К 80-м годам XX в. часть развивающихся стран, в частности расположенные в восточно-азиатском субрегионе (Индия, Китай, Индонезия, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Тайвань и др.), демонстрируют высокие темпы современного развития, в силу чего их определяют как новые индустриальные страны. В Латинской Америке достаточно модернизированными являются Бразилия, Мексика, Аргентина.
Однако у многих развивающихся стран модернизация не удалась — в ряде случаев она завершилась возвратом к традиционализму (Иран, Камбоджа). Но для всех развивающихся стран остается характерным то или иное сочетание современных и культурно-традиционных форм развития.
Даже удачная модернизация Японии, новых индустриальных стран показала, что народам, не включенным в ареал западноевропейской культуры, невозможно воспроизвести исторический путь ее развития, получить аналогичные результаты в экономике, социальной и духовной сфере. В наиболее успешных вариантах экономического обновления азиатских стран заимствованные извне хозяйственные технологии и социальные институты оказываются причудливым образом совмещенными с традициями. То же противоречивое сочетание качеств сервиса западноевропейского типа с традиционными представлениями о благах и личном удобстве демонстрирует в развивающихся странах сфера услуг.
Многие социальные сдвиги, имевшие место во второй половине XX в. в ряде развивающихся стран, безусловно, свидетельствовали об их переходе к обществу индустриального типа. Так, в результате модернизации в них снижалось значение крестьянского труда и доля жителей села; увеличивалось число и удельный вес горожан; происходило становление рынка наемного труда; изменялась отраслевая и квалификационная структура рабочей силы, о чем свидетельствовало возрастание числа занятых на мелкотоварном, индустриально-промышленном производстве, а также в третичном секторе; росла грамотность взрослого населения в целом и т.п.
Процессы индустриализации, происходящие в развивающихся странах, способствовали повышению роли сервисной деятельности. Это обусловливалось целым рядом обстоятельств. С одной стороны, в любом периоде истории сфера услуг поглощала избыточные трудовые ресурсы, в том числе работников с низкой квалификацией, перемещающихся из села в город. С другой стороны, функционирование современных производительных сил невозможно без развитой сферы услуг.
Поэтому во всех развивающихся странах, осуществлявших модернизацию, традиционная сфера услуг не только расширялась и модифицировалась, порождая новые узкоспециализированные виды обслуживания, но по динамике роста числа занятых нередко обгоняла сферу промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, если в 50-е годы первичный сектор развивающихся стран мира оттягивал на себя 45,1% новых рабочих рук, вторичный — 24,5, а третичный — 30,4%, то в 70-е годы эти показатели составляли 36,8, 22,8 и 40,4% соответственно.
Если говорить о структурно-организационных качествах бизнеса и предпринимательства в сфере услуг, то можно отметить, что в развивающихся странах наибольшую их часть составляют мелкие предприниматели, которые, как правило, принимают личное участие в процессе производства. Живучесть мелкого производства в сфере услуг обусловлена множеством разных причин, среди которых важное значение приобретают традиции и недостаточно высокий уровень экономического развития той или иной страны в целом. Тем не менее крупный бизнес в модернизирующихся странах также интенсивно формируется. Так, в списках крупнейших монополистических объединений стран Азии, Африки, Латинской Америки фигурируют компании, чья деятельность носит не только производственный, но и сервисный характер.
В целом, по подсчетам специалистов,
в развивающихся странах среди
крупных объединений число
На начальных этапах модернизации почти всех развивающихся стран особо значимую роль в сервисе выполняют отрасли, тесно связанные с производством и потреблением вещей. Значимость торгово-обменных операций сохраняется как наследство доиндустриальной, а во многих случаях и колониальной экономики. Но постепенно услуги, нацеленные на вещное производство и потребление, дополняются, а позже уступают первое место по динамике развития услугам, нацеленным на поддержку инфраструктуры — связанным с транспортом, связью, кредитно-банковской Деятельностью и т.п. Затем активный подъем переживают виды сервиса, ускоряющие индустриальное развитие, например услуги промышленности, сельского хозяйства, ремонтные, деловые, рекламные и т.п.
На определенном этапе модернизации общество интенсифицирует оказание услуг, связанных с развитием современных потребностей человека (образовательные, рекреационные, культурно-художественные и др.). Начало их активного внедрения далеко не всегда совпадает с началом модернизации. Как правило, проходит тот или иной период времени, разный по длительности в разных странах, в течение которого имеет место накопление различных ресурсов и адаптация общественного сознания к широкому диапазону современных способов жизнедеятельности, к осознанию необходимости сохранения общественного здоровья, получения образования и индивидуального развития.
По относительной
Динамика сферы услуг в
Тенденция формирования потребительского спроса современного типа особенно характерна для развивающихся государств, расположенных на перекрестке мировых транспортных и торговых коммуникаций, втянутых в международное разделение труда на базе экспорта топливно-минерального сырья, международного туризма. В качестве таковых выступают многие страны Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и др. Обладая высокими среднедушевыми доходами, находясь под информационно-рекламным воздействием, состоятельные и среднеобеспеченные группы населения этих стран быстрее других осваивают стандарты потребления развитых мировых центров. А так как в большинстве случаев услуги невозможно импортировать, то их производство налаживается на месте.
В этих условиях интенсивное производство услуг развивается не столько за счет традиционных видов обслуживания (домашняя прислуга, ремесленные, самодеятельные виды услуг), сколько за счет ориентации спроса на индустриально обеспеченный профессиональный сервис. Имеет место постепенное снижение уровня самообслуживания и традиционных услуг. Но полного отказа от привычных благ и форм обслуживания все же не происходит. Старые потребности и новые виды их удовлетворения или новые потребности, развивающиеся в привычной колее традиционного быта, — все это продолжает сосуществовать и дополнять друг друга.
Особенно экзотическое сочетание старых и новых потребностей населения, а также традиционных и новых форм жизни можно наблюдать на Ближнем Востоке, в частности в странах — членах ОПЕК, которые расположены на Аравийском полуострове, в зоне Персидского залива и т.п. В этих нефтедобывающих государствах скачкообразное расширение финансовых возможностей во многом опередило сдвиги, как в общественном производстве, так и в сознании потребителей. Прыжок из родоплеменных и феодальных отношений в современность произошел здесь при жизни одного поколения, сохранившего в значительной мере старые, освященные обычаем привычки и потребности. Высокие доходы коренного населения вкупе с традиционными потребительскими установками привели к возникновению буквально армии домашней прислуги, узкоспециализированных торговцев и т.п.
Если говорить о материальных благах, то исследователи выявили ряд факторов, замедляющих эволюцию структуры потребительского спроса в развивающихся и отсталых странах. К ним относится, прежде всего, низкий среднедушевой уровень потребления, крайне неравномерное распределение покупательной способности населения. В том же направлении развиваются серьезные различия в потреблении городского и сельского населения.
Вместе с тем продолжают оставаться существенно различными потребительские предпочтения населения развитых стран Запада и развивающихся государств. В условиях модернизации стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки появляются средние слои и формируются массовые ориентации на новые услуги. Но в целом уровень жизни среднего класса (уровень доходов и оплаты труда, условия жизни) остается здесь заметно ниже, чем в Западной Европе или США.
Если квалифицированный мастер США или западноевропейской страны в состоянии стать обладателем личного коттеджа или автомобиля, наполнить дом бытовой техникой, то его коллеги из динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии лишены этих возможностей. Здесь велика прослойка квалифицированных работников, живущих аскетично, а также людей, живущих в нищете. Это связано не только с недостаточно высоким общеэкономическим развитием, но и с сохранением традиционной шкалы представлений о жизненном комфорте, с невысокими притязаниями людей в области материального благосостояния.
Услуги и сервисная
Информация о работе Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира