Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:14, реферат
У слова «история» существует несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».
Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История — одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет.
Введение
У слова «история» существует несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».
Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История — одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет. В VI веке возникает такое понятие, как историки-лагографы - авторы первых исторических сочинений. Одним из них был Геродот. Именно его на сегодняшний день считают отцом истории. Начиная с Геродота, в Греции и Риме появляются люди, которые будут записывать истории. С тех времён и получает распространение история как наука.
В древнегреческой мифологии существовала богиня Клио, которая покровительствовала истории. Она изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным лицом, полным глубокой мысли. У неё в руках имелся свиток и грифельная палочка, что означало, что ничего в нашем мире не исчезает бесследно.
Таким образом, можно дать определение истории. В настоящее время термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Девиз науки: Historia est magistra vitae — «История — наставница жизни». Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.
1. Предмет и задачи истории
Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. По мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний.
По сравнению с гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история познает всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.
Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов. История – наука, изучающая человеческое общество в его развитии, поэтому предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций.
Цель истории – находить факты, устанавливать их причины и следствия.
К основным задачам истории следует отнести:
2. Функции истории
История, как и любая другая наука, имеет свои функции. Функции определяют, для чего нужно изучать эту науку, какую пользу она приносит. Они носят в большинстве своем сплачивающий характер. В разных источниках выделяются разные функции. Но так или иначе наиболее существенные из них: познавательная или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая или практически-политическая; мировоззренческая.
Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования государства на различных этапах его истории в хронологических рамках. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
3. Историческая периодизация
Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления до смены способов коммуникации и экологических трансформаций.
……………………….??????
4. Формационный подход к изучению истории
Поэтому одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. В настоящее время все периодизации можно свести к двум основным типам: линейные или формационные (все человеческое общество движется от низших форм развития к высшим) и циклические или цивилизационные (человечество развивается как отдельные, замкнутые культурно-исторические типы).
Материалистическое трактование истории основывается на формационном подходе. В учении Маркса главную позицию при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории занимает понятие общественно-экономические формации. По мнению Маркса, если общество поступательно развивается, то оно должно проходить определенные этапы. Данные этапы немецкий мыслитель назвал “общественно-экономические формации”. Это понятие Маркс позаимствовал из знакомого ему естествознания. В географии, геологии, биологии этим понятием обозначены конкретные структуры, связанные одним условием образования, похожим составом, взаимозависимостью элементов.
Основы любой общественно-политической организации К. Маркс составил тот или иной способ производства. Основные производственные отношения, являются отношениями собственности. Все многообразие жизни общества на разных этапах его развития, включает в себя общественно-политическая формация.
К. Маркс предполагал несколько этапов развития общества:
-Первобытнообщинная
-Рабовладельческая
-Феодальная
-Капиталистическая
-Коммунистическая
Благодаря социальной революции происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой. Конфликты в политической сфере происходят между низшими слоями, старающимися улучшить свое положение, и высшими слоями, которые стремятся сохранить свой существующий строй.
Появление новой формации определяется победой господствующего класса, который осуществляет перевороты во всех сферах жизни. В марксистской теории значительной роли придаются революции и классовые войны. Основной движущей силой истории являлась классовая борьба. “Локомотивами истории” по Марксу являлись революции.
Так же у формационного процесса есть и недостатки.
1)Некоторые страны не
следовали чередованию пяти
2) В формационном подходе
решающей роли отводится
3) Так же в формационном
подходе присутствуют нотки
5. Цивилизационный подход к изучению истории
Противопоставить формационному подходу можно цивилизационный подход к изучению истории. Этот подход положил свое начало в 18 веке. Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, это значит “городской, государственный, гражданский”.
С точки зрения данного подхода основной структурной единицей является цивилизация. Первоначально этим термином обозначали некоторый уровень общественного развития. Появление городов, письменности, государственности, социального расслоения общества-все это являлось специфическими признаками цивилизации.
В широком понятии под цивилизацией, в основном понимают высокий уровень развития общественной культуры. Например, в Европе, в эпоху Просвещения цивилизация основывалась на совершенствовании законов, науки, нравов, философии. С другой стороны цивилизация воспринимается как последний момент в развитии культуры любого общества.
Цивилизация, как целое общественной системы, включает в себя разные элементы, которые гармонизированы и тесно взаимосвязаны между собой. Все элементы системы включают в себя своеобразие цивилизаций. Эта совокупность особенностей очень устойчива. Под воздействием некоторых внутренних и внешних воздействий в цивилизации происходят изменения, но их основа, внутреннее ядро остается постоянным. Культурно-исторические типы-с давних времен сложившиеся взаимосвязи, которые имеют некую территорию, а так же у них есть характерные только для особенности.
До сих пор приверженцы данного подхода ведут споры о количестве цивилизаций. Одни историки выделяют 13 самобытных цивилизаций, другие – и 6, и 8 типов.
В цивилизационном подходе выделяется ряд положительных сторон.
- Принципы этого подхода
можно применить к истории
той или иной страны, или их
группы. В данной методологии
есть своя особенность, в том,
что подход этот, основан на
изучение истории общества, с
учетом индивидуальности
-Данная теория предполагает,
что историю можно
-По данному подходу
предполагается единство и
-Выделяя определенные
критерии развития цивилизации,
можно оценивать уровень
-В цивилизационном подходе
главную роль отводят