История России на рубеже 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:03, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, говоря об отдельных стихах, выявить общие черты поэзии Фета, уяснить, чем отличается Фет от своих предшественников и что нового, и важного внес он в большую русскую литературу. Разобрать и понять всю лирику поэтической души А.А. Фета, тем саамы понять его мировоззрение и погрузиться в эпоху его жизни.

Задачи исследования
1. Проследить историю развития творчества А.А. Фета.
2.Определить темы и характер в творчестве А. Фета.
3.Исследовать систему образов-символов, характерных для лирики А. Фета.

Содержание

Теоретическая часть
Введение …………………………………………………………
. Эпоха, в которой жил А.А. Фет …………………………………
. Биографические особенности, которые послужили толчком для проявления художественного мира поэта …………………………………...
3. Основные темы и мотивы лирики А.А. Фета …………………..
3.1. Поэзия в лирике А.А. Фета …………………………………..
3.2. Тема любви в лирике А.А. Фета …………………………….
3.3. Образ любви-воспоминания в лирике А.А. Фета ………….
3.4. Черты импрессионизма в лирике А.А. Фета ……………….
3.5. Тема природы в лирике А.А. Фета …………………………..
3.6. Сонет в лирике А.А. Фета ……………………………………
II. Практическая часть
Периоды творчества А.А. Фета.
Первый период 1840-1963 г.г. «Лирический пантеон»
Разбор стихов ……………………………………………………..
Второй период – поэтическое молчание 1863-1883 г.г.
Разбор стихов ……………………………………………………..
Третий период 1883-1892 г.г. «Вечерние огни»
Разбор стихов…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

В этих звуках на жаркие слезы твои 

Кротко  светит улыбка любви. 

О дитя! как легко средь незримых зыбей 

Доверяться  мне песне твоей. 

("Певице", 1857)    

 Назначение  поэта - воплотить невоплощенное,  быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:

 

Дать  жизни вздох, 

дать  сладость тайным мукам, 

Чужое вмиг почувствовать своим, 

Шепнуть о том, пред чем язык немеет, 

Усилить бой бестрепетных сердец - 

Вот чем певец лишь избранный владеет, 

Вот в чем его и признак и  венец!

("Одним  толчком согнать ладью живую...", 1887) 

 

3.3. Образ любви-воспоминания в лирике Фета

 

Любовная лирика А. Фета представляет собою весьма уникальное явление, так как практически  вся обращена к одной женщине  — безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ей особый эмоциональный колорит.

Смерть Марии  окончательно отравила и без того «горькую» жизнь поэта— об этом говорят нам его стихи. «Восторженный  певец любви и красоты не пошел  за своим чувством. Но чувство, испытанное Фетом, прошло через всю его жизнь до глубокой старости. Любовь к Лазич мстительно прорвалась в лирику Фета, сообщив ей драматичность, исповедальную раскованность и сняв с нее оттенок идилличности и умиленности».

Мария Лазич погибла в 1850 году, и более сорока лет, что поэт прожил без нее, были наполнены горькими воспоминаниями о его «сгоревшей любви». Причем эта традиционная для обозначения ушедшего чувства метафора в сознании и лирике Фета наполнялась вполне реальным и потому еще более страшным содержанием.

 

В последний  раз твой образ милый  

Дерзаю  мысленно ласкать,  

Будить  мечту сердечной силой  

И с  негой робкой и унылой  

Твою  любовь воспоминать...

То, что не смогла соединить судьба, соединила поэзия, и в своих стихах Фет вновь и вновь обращается к своей возлюбленной как к живому, внимающему ему с любовью существу,

 

Как гений ты, нежданный, стройный,  

С небес  слетела мне светла,  

Смирила ум мой беспокойный,  

На  лик свой очи привлекла.

 

Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Здесь господствует образ любви-переживания, зачастую слитый с образом природы. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием » любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

 

Долго снились мне вопли рыданий  твоих, —  

То  был голос обиды, бессилия плач;

Долго, долго мне снился тот радостный  миг,  

Как тебя умолил я — несчастный палач... 

Подала  ты мне руку, спросила: «Идешь?»  

Чуть  в глазах я заметил две капельки слез;

Эти искры в глазах и холодную дрожь   

Я в  бессонные ночи навек перенес.

 

Обращает внимание на себя устойчивый и бесконечно разнообразный  мотив любви и горения в любовной лирике Фета. Поистине сгоревшая Мария Лазич опалила и поэзию своего возлюбленного. «О чем бы он ни писал, даже в стихах, обращенных к другим женщинам, мстительно присутствует ее образ, ее короткая жизнь, сгоревшая от любви. Как бы ни был подчас банален этот образ или его словесное выражение, он у Фета убедителен. Более того, он составляет основу его любовной лирики».

Лирический  герой называет себя «палачом», подчеркивая  тем самым осознание своей  вины. Но он — «несчастный» палач, так как, погубив возлюбленную, погубил и себя, свою собственную жизнь. И потому в любовной лирике рядом с образом любви-воспоминания настойчиво звучит мотив смерти как единственной возможности не только искупить свою вину, но и вновь соединиться с возлюбленной. Лишь смерть способна вернуть то, что отнято жизнью:

Очей  тех нет — и мне не страшны  гробы,  

Завидно мне безмолвие твое,  

И, не судя ни тупости, ни злобы,  

Скорей, скорей в твое небытие!

 

Жизнь потеряла для героя смысл, превратившись  в цепь страданий и потерь, в «горький», «отравленный» кубок, который ему предстояло испить до дна. В лирике Фета возникает трагическое по своей сущности противопоставление двух образов — лирического героя и героини. Он жив, но мертв душою, а она, давно умершая, живет в его памяти и в стихах. И этой памяти он сохранит верность до конца своих дней.

Пожалуй, любовная лирика Фета — это единственная область творчества поэта, в которой  нашли отражение его жизненные  впечатления. Наверное, потому стихи  о любви так отличаются от тех, что посвящены природе. В них нет той радости, ощущения счастья жизни, которые мы увидим в пейзажной лирике Фета. Как писал Л. Озеров, «любовная лирика Фета — самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны, ни прямой речи, ни косвенной, ни форте, ни пианиссимо. Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».  

Черты импрессионизма в лирике Фета

Импрессионизм — особое направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впечатление, то есть изображение не предмета как такового, а того впечатления, которое этот предмет производит, фиксация художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний. Особым признаком этого стиля было «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах».

Стремление  Фета показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает поэта  с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства.

«Для всех прикасающихся  к лирике Фета через столетие после  ее создания важна, прежде всего, ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны  и прозрачная мудрость осени, — писал  Л. Озеров. — Читаешь Фета — и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет.

В стихотворении, написанном в сентябре 1892 года —  за два месяца до смерти, — Фет  признается:

Мысль свежа, душа вольна;

Каждый миг  сказать хочу:

«Это я!» Но я молчу.

Поэт молчит? Нет. Говорит его поэзия». 

 

 

4. Тема природы в лирике А.А. Фета    

 Стихи Фета  о природе разнообразны, не похожи, но у всех у них есть общее:  во всех них Фет утверждает  единство жизни природы и жизни  человеческой души. Вот одно из моих любимых: «Жду я, тревогой объят». Оно о тревожном ожидании любимой. В этом максимально напряжённом состоянии слух человека предельно обострён. Он слышит шорох упавшего листа; звук жука ,налетевшего на ель, подобен для него звуку лопнувшей струны. Тревога не только в душе человека, она разлита  и в природе, и  коростель «хрипло» зовёт свою подругу, словно у него от волненья тоже горло пересохло. Удивительны последние 2-е строчки:

 

Ах, как пахнуло весной!

Это, наверное, ты.    

 

Герой ещё не увидел свою возлюбленную,  не услышал шороха её шагов, он вдруг почувствовал запах весны - это природа возликовала от её появления .    

 Стихи Фета  позволяют увидеть красоту трепетных,  меняющихся на наших глазах  состояний природы, наполненность  и неповторимость каждого мгновенья. Вот, например, совсем коротенькое стихотворение «Весенний дождь»:

 

Ещё светло перед окном,

В разрывы  облак солнце блещет,

И воробей  своим крылом,

В песке  купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли,

Стоит за ней опушка леса.    

 

 

  Поэт фиксирует  каждое «сиюминутное» проявление жизни, которое через мгновенье окажется уже другим. Вот мелькают крылья воробья, купающегося в песке. Через миг он вспорхнет и улетит, и поэт останавливает для нас этот миг. Или стоит опушка леса « в золотой пыли». Ведь через минуту облако скроет солнце, пелена дождя перестанет просвечиваться, и лес  потускнеет. А сейчас он стоит радостный, свежий, нарядный. Задержать, остановить этот миг, уловить этот оттенок и стремится поэт. Жизнь состоит из тысяч радостных подробностей, которые поэт умеет увидеть и которыми щедро делится с читателями, как бы говоря ему: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись». В воспевании этой красоты Фет видел назначение поэта.

 

 

   Фета можно назвать  певцом русской природы. Приближение  весны и осеннее увядание, душистая  летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и  без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По  листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь  проснулся, веткой каждой,

Каждой  птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать,   что   с   той   же   страстью,

Как   вчера,   пришел   я   снова,

Что   душа   все   так   же   счастью

И   тебе   служить   готова;

Рассказать,   что   отовсюду

На   меня   весельем   веет,

Что   не   знаю   сам,   что   буду

Петь, — но   только   песня   зреет.

 

5. Сонет в лирике А.А. Фета    

 Когда говорят о сонете, то сразу вспоминают строки «Суровый Дант не презирал сонета, В нем жар любви Петрарка изливал...». Пушкин с чеканным изяществом не просто перечислил выдающихся сонетистов, но как бы и указал на истоки сонета, обозначил его достижения, назвав и русского поэта — Дельвига. Сонет — эта лаконичная, строгая форма лирико-философского стихотворения, особенно широко распространенная в западноевропейских литературах, оказалась не чуждой и русской поэзии.И пушкинский «Сонет» с эпиграфом из Вордсворта «Не презирай сонета, критик...», намеренно полемичный, утверждал в ней права сонета. История русского сонета, появляющегося в эпоху классицизма, по-своему отражает всю историю нашей поэзии. В разные периоды ее интерес к сонету то усиливается, то ослабевает. Но форма, предполагающая высокое мастерство, совершенство владения словом, умение всего в четырнадцати строках сказать многое, уверенно развивается и внутренне обогащается с развитием всей русской поэзии. Возникший в Италии, сонет, распространяясь, приобретал в каждой литературе свои национальные черты, в творчестве каждого поэта являл свое неповторимое своеобразие. И русский сонет, в лучших его образцах, несомненно яркая, выразительная страница не только русской, но и мировой лирической поэзии.    

 Отдельным  циклом включил сонеты в свою  вторую книгу стихов, вышедшую в 1850 году, А. А. Фет. Его сонеты продолжают пушкинскую традицию, им присуща музыкальность и естественность, свойственные всей лирике Фета.    

 К числу  лучших принадлежат фетовские переводы сонетов Мицкевича. Один из них — «Свидание в лесу» — Фет перевел амфибрахием, придав стихотворению учащенное, прерывистое дыхание, хоть и далекое от ритмики традиционного сонета:

 

О, дай  же мне руку! Позволь целовать эти  ноги!

Дрожишь? Что с тобою? — не знаю; в лесу я, гуляя,

Пугаюсь, чуть лист зашумит или птица ночная.

Ах, знать, мы преступны, коль сердце так  полно тревоги!    

 

 Отступления  от ямба в сонете — ««грех»,  который допускал не только  Фет. Писать сонеты не ямбом  пробовали многие, хотя гораздо характерней не эти отступления, а неизменные возвращения к самому  распространенному стихотворному размеру русской поэзии.

 
II. Практическая часть

 

 

1. Периоды творчества А.А. Фета.

 

Творческая  биография А.А. Фета четко делится  на три периода.

Первый период – с 1840 года (Первый сборник «Лирический  Пантеон») до 1863 года.

После с 1863 года – по 1883 год – двадцать лет  поэтического молчания (Фет- помещик, Фет- крепостник – эпитеты 30гг. 20 века).

С 1883 года расцвет  «позднего» Фета – четыре прижизненных (1883,1885,1988,1891) сборника и один посмертный названные «Вечерние огни». 

  Итогового собрания своих стихотворений Фет не издал, хотя готовил планы такого издания. Это сделали его друзья-поэты К. Р. и Владимир Соловьев в 1894 году. Советские литературоведы доработали состав итогового сборника. Авторитетным составом считается редакция Бориса Бухштаба (1959 г.) 

 

    1.  Первый период С 1840-1863 г.г.

 

1840 г. «Лирический пантеон» 

     

В юношеском  сборнике девятнадцатилетнего поэта  отразились его увлечения Шиллером, Гете, Жуковским, Пушкиным и модным в то время поэтом Бенедиктовым. Позднее сам А. А. Фет очень  строго отнесется к этому сборнику, почти ничего из него не перепечатывая, но и первый поэтический опыт уже говорил о рождении большого поэта. 

В «Отечественных записках» появился положительный  отзыв о «Лирическом пантеоне»  молодого критика, друга В. Г. Белинского, Н. П. Кудрявцева. Сам Белинский в письме к В. П. Боткину в 1840 г. отмечал, что « Фет. много обещает», в печатных отзывах ближайших лет он неоднократно выделяет Фета, говоря, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», а среди его многочисленных стихотворений «встречаются истинно поэтические». 

 

1850 г. «Стихотворения А. Фета» 

Информация о работе История России на рубеже 19 века