История Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад

Краткое описание

Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 96.04 Кб (Скачать файл)

В России, случилось так и тому есть объяснения, зачинателями Ренессанса выступили не поэты и мыслители, гуманисты, и художники, как в Италии, находя поддержку у власти, вплоть до папского двора, а царь-реформатор с его ближайшим кругом от отпрысков бояр до денщиков, с обучением всякого из всех слоев общества ремеслам и художествам и с привлечением в том же плане мастеровых из европейских стран.     

При этом Петр I  сам учился всему, проявляя универсализм ренессансных мастеров. Волей царя и мастера он воссоздал  в России те условия, какие вызревали в Италии в течение XIII - XIV веков, Проторенессанса, в кратчайшие сроки, с началом строительства кораблей и новой столицы, с открытием школ, с подготовкой мастеровых, художников, архитекторов, с тем Россия уже в первую четверть XVIII века вступает по всем признакам и приметам в эпоху Раннего Возрождения, с зарождением светского искусства.      

Русская культура в условиях Ренессанса выделяла и вбирала в себя представителей всех народов и народностей Российской империи. Таким-то образом шел процесс  формирования русской нации из разных народов и этнических групп. Этническая культура как русских, так и других народов и народностей, сохранялась прежде всего в деревне, но в городах с различным конгломератом этносов развивалась единая русская национальная культура, пусть и в соседстве с другими культурами и языками. Таким образом, развитие новой культуры в России связано непосредственно и с формированием русской нации, в которой мы видим представителей почти всех народов и народностей Российской империи. Единая нация возникает как государственное и культурное явление.     

Разумеется, новая русская культура развивалась  изначально как аристократическая, дворянская, городская, светская, с  формированием интеллигенции, дворянской, купеческой и разночинной по сословным  признакам и просветительской и художественной по устремлениям. Новая культура зарождается именно как городская и светская культура, с распространением ее вплоть до помещичьих усадеб, в обустройстве которых принимают участие крестьяне, выделяя из своей среды, кроме землепашцев, строителей, ремесленников, музыкантов, художников и т.п. Таким образом, народ, сохраняя стародавние верования и обычаи, сказки и песни, отнюдь не остается в стороне от жизни в помещичьих усадьбах, а составляет естественный, как и природа, фон, что служит основой для развития новой русской музыки и литературы.  
 

17. Для русской культуры особое значение имело то обстоятельство, что классицизм стремился построить идеал культуры и человека не местного значения, а общечеловеческий.

Идеал русского человека становится идеалом всей мировой прогрессивной  культуры, и перед русским человеком  открываются широчайшие горизонты. Он становится гражданином мира, обретая  общий язык с лучшими людьми мира. Это и был стиль классицизма.

Характерно отличали русский классицизм от западного прежде всего две  его специфические черты. 1. сатирический, воинственный, злободневный характер многих произведений характер многих произведений русских классицистов, не позволивший им совсем удалиться  от конкретной действительности. 2. относительная  близость к народным истокам искусства. (Сумароков писал песни в духе народной лирики – вещь немыслимая для Расина и Буало)

В. Тредиаковский

Особенность его языка: запутанность конструкций, смешение латинских оборотов речи с самыми тривиальными случаями просторечия, предпочтение трудных  способов выражения, школярский педантизм.

Основание тонического стихосложения (Т. Исходит из долгой традиции старого  тринадцатисложного силлабического стиха) тонический принцип был введен под  воздействием народной песни, русского фольклора. Но! Он использует в серьезной  поэзии только женскую рифму, унаследованную русскими и украинскими силлабистами из польской поэзии; сочетание же рифм, т.е. введение мужской рифмы рядом  с женской он решительно отвергает. Создание русского гомеровского гексаметра. Т. Совершает не исторический переворот, а полуреформу. Это была переходная стадия.

А.П. Сумароков.

Сам Сумароков считал, что его  поэтическая деятельность является служением обществу, формой активного  участия в политической жизни  страны.

Основная конкретная поэтика С. – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка, - направлена против ломоносовского «великолепия». Поэзия, построения которой добивается С., - трезвая, деловитая поэзия. Она  должна говорить от лица высшего разума, и она чуждается всего фантастического  и туманно-эмоционального; она должна быть отчетливой, чтобы соответствовать  задаче быть формулой идеологии «разума» страны. Он не устает требовать простоты от поэта.

С. Настаивал на охранении лексики  рус. Яз. От неумеренных вторжений  иностранщины. Нельзя сказать чтобы  он был консерватором в словаре; он сам вводил новые слова и  словоупотребления; он допускал так  же иностранные слова для обозначения  предметов, не имевших обозначения  в русском языке, например для  импортных товаров. Но он возмущался галломанией в языке светских щеголей, пересыпавших свою речь французскими (или немецкими) словами. Это была борьба социальная и политическая.

М. В. Ломоносов

В своей стилевой реформе Ломоносов  руководствовался важнейшими задачами литературной теории классицизма —  необходимостью разграничения литературных стилей и установления прочных жанрово-стилевых соответствий — и объективной  языковой данностью первой половины XVIII в. в России. Это была ситуация своеобразного двуязычия, поскольку  все это время в России существовали параллельно две разновидности  книжного письменного языка. Одна из них — традиция древнерусской  книжности, богослужебная литература на церковнославянском языке (в XVIII в. его  называли «славенским» в противоположность  «российскому» — русскому), который, хотя и был близко родствен русскому, все же являлся другим языком. Вторая — традиция деловой повседневной письменности, несравненно более  близкая живому разговорному русскому языку, но имевшая отчетливый канцелярский характер — это был письменный язык официальных деловых бумаг, переписки и документов.

Ни та, ни другая традиция не могла  соответствовать запросам, предъявляемым  к языку изящной словесности. И, осуществляя стилевую реформу, Ломоносов  исходил из главного: многовековое русское двуязычие, функционирование славенского языка древней книжности  наряду с живым русским разговорным  языком привело к очень глубокой и органичной ассимиляции большого количества славянизмов этим последним. Поэтому Ломоносов, обосновывая  нормы литературного стиля новой  русской письменности и, следовательно, исходя из данности именно живого современного ему русского языка, положил в  основу своей реформы именно эту, «славенороссийскую» языковую общность.

Все слова русского языка он разделил на три группы. К первой он отнес  слова, «которые у древних славян и ныне у россиян употребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю» (474), то есть общие для церковно-славянского  и русского языков, по содержанию и  форме не отличающиеся. Ко второй —  практически ушедшие из разговорного обихода, но обычные в церковно-славянской письменной традиции. Наконец, в третью группу вошли исконно русские  слова, «которых нет в остатках славенского  языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, которой, пока, лишь» (474). И для этой группы тоже было исключение: «презренные слова, которых ни в каком штиле употребить не пристойно» (474). Примеров таких слов Ломоносов не приводит, но из контекста  других его работ ясно, что здесь  он имеет в виду не столько ненормативную  лексику, сколько грубые просторечные вульгаризмы типа «раскорячиться»  или «пупырь».

18. Правление Елизаветы Петровны (1740-1761) называют культурным Ренессансом России. Хотя в Академии наук, созданной в 1725 г. по инициативе Петра I, бессменно царили иностранцы (до воцарения Елизаветы там не было ни одного русского ученого), Российская Академия наук отличалась от подобных научных учреждений Запада тем, что, во-первых, не занималась богословием. Во-вторых, она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л.Эйлер и Д.Бернулли, физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции.

В указе императрицы от 1744 г. говорилось о необходимости  дальнейшего развития начального образования. В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три  академии - в Киеве, Москве и Петербурге, а также погода в Иваново. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. Событием, значение которого для развития всей российской культуры трудно переоценить, было открытие Московского университета 25 января 1755 г. с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским, причем преподавание в отличие от Европы велось на русском языке, а не на латыни.

Литература постепенно освобождается  от пут Средневековья, впитывая просветительские идеи. Но многие произведения XVIII в. дошли  до сегодняшнего дня без указания авторства, часть из них продолжала распространяться рукописным путем, грамотность  носила еще очень ограниченный характер, язык, отягощенный церковнославянской лексикой, был очень тяжеловесен, не развито стихосложение. Но уже  в Петровскую эпоху заметны первые положительные сдвиги. На смену благочестивым  повестям приходят «гистории» о славных  подвигах российской армии. Эти пока еще нескладные вирши прославляли  славные победы, как тогда говорилось, «Российской Европии». Стали заметны  те литературные произведения, где  главным героем был обычный человек  с его радостями и заботами.

19. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. 
С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.  
В Германии Ломоносов написал возражение Тредиаковскому и отослал в Петербург вместе с одной «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства»(1739) Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение. Ломоносов призывал и двустопные и трехстопные стихи. Он блестяще показал выразительные возможности ямба, и умело применил сочетание мужских и женских рифм, тогда как Тредиаковский настаивал на употреблении одних женских рифм. Не отергал Ломоносов и дактилические рифмы. Он хотел дать простор русскому стиху. 
Той же заботой о свободе выражения отмечена и последующая реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году, уже в России, зрелый ученый пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Ломоносов в качестве основы литературного языка. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы, и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. 
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкое художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для после петровской эпохи, в кторую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

 

1. Культура города и пути ее изучения

Общее представление о  культуре как целостной и исторически  развивающейся системе. Три модальности  культуры (человеческая, деятельностная и предметная), их взаимосвязь. Культура и культуры.

Историческое происхождение  города и разные типы городов в  условиях различных социально-исторических типов цивилизации. Город как  носитель особого строя культуры. Модальности городской культуры: горожане как специфическая модификация  национального характера и поведения; структура жизнедеятельности в  городе; город как произведение градостроительного искусства.

Источники изучения культуры города и краткая историография. Особое значение постижения искусства  как самосознания культуры города.

      3 Петропавловская крепость

Символ и сердце  Санкт-Петербурга — Петропавловская крепость. Именно с закладки первого камня на Заячем острове 27 мая 1703 года начался отсчет истории города. Крепость была построена по чертежам Петра I и была предназначена для защиты отвоеванных у шведов территорий. Однако по факту Петропавловская крепость в течении двух веков служила политической тюрьмой. Среди заключенных побывали сын Петра Первого царевич Алексей, Радищев, Чернышевский, почти все декабристы и участники покушения на Александра II. 

Весь ансамбль крепости выполнен в форме неправильного  шестиугольника, в центре которого возвышается Петропавловский собор, самое высокое здание в городе. Золотой ангел, который венчает  шпиль собора, считается символом Петербурга. Сейчас собор посещают в рамках экскурсии по крепости, а раньше он долгое время служил усыпальницей императорской семьи  Романовых — сам основатель города, Петр Первый, похоронен у стен собора.  

Петропавловская крепость интересна также сохранившимся  построенным Петром I кораблем, который находится в Ботном домике. Излюбленное место для фотографирования — необычный памятник царю-основателю работы скульптора Шемякина. Необычный он благодаря пропорциям - голова Петра несоизмеримо мала по сравнению с телом. Кстати, это одна из многочисленных скульптур в городе, которые приносят удачу, если потереть их в «правильном» месте. В данном случае принято касаться ног и рук Петра. На счастье также нужно обязательно кинуть монетку на памятник «зайцу, который спасся от наводнения», он установлен под Иоанновским мостом. Монетка должна упасть на бревно рядом с зайцем — тогда удача гарантирована!

  4 Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы.

Какие причины побудили Петра  основать город в устье Невы и  перенести сюда столицу государства

Информация о работе История Санкт-Петербурга