История Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад

Краткое описание

Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 96.04 Кб (Скачать файл)

 

34. Произведения  русского классицизма составляют  не только важнейшую главу  истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры-настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы  явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным  и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Классицизм, как система  международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко  как господствующий стиль было сменено  классицизмом; конец 1750-х - еще время  расцвета первого, середина 1760-х - уже  начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного  потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся  на столетия эпоха культурного одиночества  русской архитектуры закончилась.

35. Если проследить  историю искусства и «историю  идей» XVIII века, то окажется, что  Петербург привлекал художников именно в периоды общественного подъема, когда наступал прилив, мыслей, чувств, сравнивая виды Петербурга, сделанные А. Зубовым, М. Махаевым, Ф. Алексеевым, мы ясно видим, как менялось мировосприятие людей XVIII века, отношение к городу, который, по выражению П. А. Вяземского «может служить эмблемою нашего общежития». Суровая военная столица, изображённая А. Зубовым, ещё неблизкая, но восхищающая, в перспективных видах М. Махаева становится «приятным брегом», «любезной страной». Но в конце века мироощущение стало тоньше и сложнее, и в начале XIX века чувство восхищения сменилось чувством глубочайшей любви к городу. В 1790-х годах уже зарождалось это лирическое, любовное отношение к Петербургу. Первым (опередив даже литераторов) его выразил Фёдор Алексеев, и можно считать, что тема Петербурга XIX столетия в русской культуре начата им.

«Москва-третий Рим»,-так  было сказано ещё во времена Иоанна Грозного, и для людей, живших в  конце XVIII века, Москва стала своим  Римом. И если художники всего  мира писали античные руины, видя в  них памятники человеческой славы, то русские художники и архитекторы  обратились к Московскому зодчеству-свидетельству  национального величия.

В конце XVIII столетия национальное часто уподоблялось античному, чтобы  придать ему общечеловеческое значение. Литераторы сравнивали Москву с городами классической древности, и это умозрительное  сопоставление не казалось неестественным. В живописи провести подобную аналогию было труднее. Своеобразная красота  Москвы противоречила общепринятому  классическому идеалу. Писать Москву Ф. Алексееву было нелегко. Но он внимательно  всматривался в незнакомый город  и сумел найти такие виды, которые  были типичны для Москвы. Ф. Алексеев уловил одну особенность московского  пейзажа: тесноту скопление архитектурных  строении в центре города. Но на картине  «Красная площадь в Москве» впервые  возникла реальная Москва, живописная, парадная, шумная, не заботящаяся о  «правильности» своего облика и своей  жизни.

В первых петербургских пейзажах жанровая часть предваряла собственно пейзажную, оттеняла её, а в московских определилось желание художника  соединить жанр с пейзажем. Многочисленные фигурки рассыпались по всему  полотну, цвета одежд согласованы  с раскраской зданий, и всё это  создаёт впечатление единства.

Филипп де-Сегюр. Поход  в Москву в 1812 году.

36. Типологические  особенности культуры Петербурга  первой половины XIX века. Реализация  потенциала просвещения в петербургской культуре. Рождение нового типа россиянина – русского интеллигента. Оформление архитектурного ансамбля центра пушкинского Петербурга.

После победы в войне 1812 года в России переживался удивительный общественный подъем. Вернувшиеся из Парижа в 1814 году овеянные славой войска встречали цветами, наградами и  подарками. В честь побед строили  триумфальные арки. Жизнь в Петербурге чрезвычайно оживилась. Вернувшихся  героев везде ждали с нетерпением. Их рассказы слушали с упоением. А их рассказы были повестями о  совсем другой жизни. В городе стали  создаваться кружки, общества. Уже  не для того, чтобы заполнить досуг, а чтобы получить информацию к  размышлению, формирующую общественное мнение. 1825 год был уже не за горами. Но внешне все было благополучно. В  Петербурге происходили большие  изменения. Раньше, чем в других частях России здесь стали появляться основанные на наемном труде промышленные предприятия, стали применяться машины. В Петербурге к середине 1830-х годов было уже  около 300 фабрик и заводов. Особенное  развитие получили фабрики, которые  изготавливали ткани, хлопчатобумажные и шерстяные, на импортном сырье. Появились кожевенные, мыловаренные, табачные, красочные, пивоваренные фабрики  и заводы, тоже работавшие на импортном  сырье. Появились заводы, изготавливавшие  производственные машины. Петербургский  порт, который находился тогда  на Стрелке Васильевского острова, стал наиважнейшим в стране. Через  него осуществлялось две трети Российской внешней торговли. Деревянные сооружения порта были перестроены в камне. В 1810-1811 годах было открыто движение по новым водным системам - Мариинской и Тихвинской, которые соединили  реки бассейна Балтийского моря с  бассейном Волги. В 1828 году был построен Северо-Двинский канал, соединивший  приток Волги Шексну с притоком Северной Двины Сухоной. Этим каналом Петербургу открывался выход к бассейну Белого моря. По этим оживленным водным системам пошли грузы из районов северной Европы, а также из Поволжья, Урала  в Петербург для нужд петербургской  промышленности и на экспорт. Из Петербурга по этим водным системам вывозили импортные  грузы и продукцию петербургских  фабрик и заводов. 30 октября 1836 года по только что проложенной железной дороге прошел первый пассажирский поезд  на конной тяге из Петербурга в Царское  Село. Через два года железная дорога была продолжена до Павловска и по ней пошли уже паровозы. Город  рос и развивался. С увеличением  промышленных предприятий, транспорта, оборотов торговли, государственных  учреждений в Санкт-Петербурге необычайно выросло население. За четыре десятилетия XIX века оно удвоилось и достигло 500 тысяч человек, превысив население  Москвы. В тридцатых-сороковых годах XIX столетия вся территория левого берега Невы до Обводного канала, который  был тогда границей города, была застроена. Три четверти населения  жили на Адмиралтейской стороне к  северу от Фонтанки и на Васильевском острове.

 

37.В начале XVIII в.  происходило быстрое развитие  Русского государства. В это  время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского завоевания. Дав известный толчок развитию производительных сил, реформы не преодолели однако, до конца эту отсталость, так как проводились в целях укрепления и расширения крепостнических отношений.

- В первой четверти XVIII в. издавалось много светской  научной литературы — переводной  и оригинальной, был создан новый  гражданский алфавит, на котором  теперь печатались книги, открывались  светские школы.

В 1701 г. в Москве в Сухаревой  башне была открыта школа математических и навигационных наук. В ней  изучали арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию и, кроме того, специальные  науки: навигацию — для специалистов морского дела, фортификацию, необходимую  военным инженерам, астрономию, географию  и землемерие. Школа отличалась от прежних русских учебных заведений: главными предметами в ней были светские науки, а не священное писание. Количество учащихся в школе колебалось в  пределах 200—300 человек. Они были главным  образом из низших сословий: дети дьяков, подьячих, солдат, посадских людей; дворянские дети составляли небольшой  процент учащихся. Это объяснялось  нежеланием дворян учиться, их косностью, привычкой к праздности. Дети простых  людей приходили учиться добровольно, дворян же приходилось присылать  в школы принудительно.

38. Поэтическая  родина гения русской литературы  – 90-летие в этом году отмечает  Музей-заповедник «Михайловское». Красота этих мест скрасила пушкинскую ссылку, сюда он неоднократно возвращался, вблизи этого «милого предела» завещал себя похоронить. Об этих местах великий поэт сказал, что они «знакомы вдохновенью». Именно за ним и сейчас сюда приезжают художники. На их ежегодном пленэре побывали «Новости культуры».

Пушкинские горы вот уже  более полувека принимают у себя студентов-первокусников Петербургского института живописи, скульптуры и  архитектуры имени Репина. Через 50 дней летней практики они представляют свои художественные впечатления на отчетной выставке. Она как раз  сейчас проходит в Научно-культурном центре Пушкинского заповедника.

«То они писали весь год  в мастерских портреты, а здесь  они пишут взаимосвязи со средой. Какие-то оттенки возникают дополнительные. Голубоватые – от неба, зеленоватые  – от травы», – говорит доцент кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургского государственного академического института  живописи, скульптуры и архитектуры  имени И.Е. Репина Александр Иванов.

Или «сказочные» – от ночи. Сосну, что стоит на Савкиной горке, студент Евгений Ячный решил  изобразить именно после заката. А  потому и назвал работу – «Ночная  сказка».

«Зачастую мы привыкли видеть дневные состояния, солнечные, где-то пасмурные. Хотелось выразить что-то такое  ночное, неуловимое. Порой, проходя  мимо какого-то места, можно заметить что-то сказочное, мне захотелось это  отразить», – признается студент  первого курса живописного факультета Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени  И.Е. Репина Евгений Ячный.

 

24 Петербургское  Просвещение - национальный вариант  европейского Просвещения

Складывавшееся в Петербурге и распространявшееся отсюда по другим городам страны русское Просвещение  должно было, как и на Западе, иметь  своей духовной доминантой рационализм -- благодаря общности исторических задач и прямой опоре на европейский  культурный опыт. Так оно и оказалось; рационализм становился направляющей силой во всех областях петербургской  жизни: в политической деятельности, образовании, искусстве -- тому можно  привести бесчисленное множество примеров. Развитие города проходило на базе строгой геометрической планировки. Все это создавало предпосылки  для формирования особого духовного  склада жителей этого города, который  станет основой особого типа россиянина - петербуржца.

Вместе с тем  петербуржцы оставались русскими людьми, Петербург -- русским городом, петербургское  Просвещение являлось национально-своеобразным вариантом европейского Просвещения, ибо какими бы резкими и жесткими (а подчас жестокими) ни были способы  внедрения достижений западной цивилизации  в русскую жизнь, ее европеизация оказывалась не вытеснением «русскости», а ее преображением, приспособлением  к новым духовным константам. Константы  эти, конечно, не «православие и самодержавие», как полагали славянофилы, их предшественники  в XVIII веке и утверждают их современные  последователи, а социально-психологические  черты, сложившиеся и укрепившиеся в условиях многовекового господства монархического строя и православного  культа под влиянием других факторов -- особенностей природной среды (характера  ландшафта, климата), условий социального  бытия, специфических форм деятельности, взаимоотношений с соседними  народами. Поэтому ни политические («самодержавие»), ни конфессиональные («православие») признаки не могут характеризовать  своеобразие русской, как и любой  другой, нации («народности», согласно уваровской триаде). Признаки эти переменные, не затрагивающие существа, инвариантных черт национального характера, а  он может выражаться и в религиозности, в верноподданнической любви  к князю, царю, императору, но и в  светском, чисто нравственном и собственно эстетическом сознании, в гражданственно-свободолюбивых демократических идеях; потому при всех идеологических различиях Н.Карамзин и А.Радищев, А.Хомякови В.Белинский, Н.Чернышевский и Вл.Соловьев, Н.Бердяев и В.Ленин были в равной мере носителями русского национального характера. И поэтому петербургское Просвещение было не заемным, чужеродным «русскости» и несовместимым с нею явлением, а специфическим проявлением нового исторического типа цивилизации, который сам по себе не имеет никакой национальной окраски, но обретает ее всякий раз при воплощении своих принципов в ту или иную конкретную национальную почву -- немецкую, американскую, японскую или российскую.

Особенность нашей  отечественной ситуации состояла в  том, что в России не было длительной -- четырехвековой -- переходной эпохи, которая в Западной Европе осуществила  движение от средневекового спиритуализма  к рационалистическому Просвещению; в том, что Просвещение вырастало  в России на своеобразной духовной почве, выработанной веками господства православной культуры; в том, что  Просвещение осуществлялось в России не оппозиционными силами, а инициативой  государей, становясь своего рода государственной  политикой. Просвещение проникало  в Россию через «окно», открытое Петербургом, противопоставив тем  самым протекавшие в нем культурные процессы жизни всей остальной страны. Просвещение делало этот город, еще  чужеродный России, своего рода «революционером», инициатором и руководителем  ее мучительного поворота с традиционного  пути на новый путь, чуждый массе  народной, странный и неприемлемый для всех консервативных сил, но исторически  необходимый, который поэтому раньше или позже и с большими или  меньшими издержками прошли, проходят сейчас или еще пройдут все  народы Земного шара.

Реализация программы  Просвещения, осуществлявшаяся в Петербурге под прямым руководством, а во многом и по инициативе продолжательницы дела Петра Екатерины Великой, имела  несколько направлений: основным следует  считать организацию все более  широкой системы образования, развитие издательского и библиотечного  дела, научной мысли и художественного  творчества. Наиболее высокой ценностью  обладают, как доказывал Я.Козельский, полемизируя с Ж.-Ж.Руссо, основные формы знания -- «искусство и наука», в том числе и «содержащая  основания ко всем другим наукам»  философия.

 

39. Рождение нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. Дворянские интеллигенты.

Вековая история Петербурга привела к рождению нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. В социологическом аспекте интеллигент  — это представитель умственного  труда; в таком понимании интеллигенты есть в каждой стране и на всем протяжении истории цивилизации. Однако в культурологическом контексте понятие это имеет  другой смысл.

Понятие интеллигенция по своему происхождению является категорией русской культуры. В других европейских  языках нет слова интеллигенция, оно вошло в обиход потому, что  стало обозначать неизвестное до того миру, отсутствовавшее в средневековой  России специфическое социально-культурное явление. Во всех словарях мира слово  интеллигенция в близком нам  смысле употребляется с пометкой рус. как специфическое явление  русской культуры.

Информация о работе История Санкт-Петербурга