Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41
В
Декларации об образовании СССР отмечалось,
что вхождение в него доступно
“всем социалистическим советским
республикам, как существующим, так
и имеющим возникнуть в будущем,
новое союзное государство
На протяжении всей первой половины 1923 г. шла подготовка проекта Конституции СССР. Согласно проекту, подготовленному комиссией, все республики в составе нового Союза, включая РСФСР, оказывались в равном положении по отношению к центральным органам власти. Среди представителей Украины и Белоруссии возникли опасения, что влияние Союза будет более сильным, нежели РСФСР, которое все-таки удавалось обходить. Был представлен ряд проектов, которые фактически были направлены на сильное ограничение центральных органов власти. Когда работа комиссии заходила в тупик, арбитром выступали партийные органы.На XII съезде РКП (б) (апрель 1923 г.) развернулась жесткая борьба. Раздавались обвинения в адрес ряда руководителей в великорусском шовинизме. На съезде отчетливо проявилась позиция республик на создание союза равных государственных единиц, призванного обеспечить свободное развитие национальных республик: на съезде была выработана структура органов власти, определено количественное представительство республик в палатах ВЦИК.На XII съезде РКП (б) и II съезде Советов СССР были заложены основы нового государства. Все последующие конституции Союза только развивали и дополняли то, что было решено этими съездами. Почему государственное здание, которое возводилось на столь мощном, как казалось, фундаменте смогло простоять только 69 лет и рухнуло в условиях мира и разрядки международной напряженности? Выдающийся психолог Л.С. Выготский отмечал, что понять процесс можно, “только зная конец процесса, результат, направление, куда и во что развивалась данная форма. Имея конец пути, можно легче понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов” .
Прежде всего, необходимо определить: чем был на самом деле СССР? Если он был федерацией, то почему в официальных документах, и прежде всего в Конституции, это не нашло отражения? В то же время РСФСР в составе СССР — по сути своей унитарное государство - именовалось федерацией. Почему в момент крушения СССР не возникло сколько-нибудь серьезного движения в его защиту? В какой мере связано крушение политического режима с распадом СССР? Какова степень зависимости политических процессов, и в частности процесса государственного строительства, от национальных политических традиций и идеологической обусловленности характера создаваемого государства? Какую роль сыграли отдельные личности, в чьих руках была сосредоточена власть и которые оказывали определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства? СССР являл собой уникальное соединение трех начал государственного устройства: он одновременно был государством унитарным, федеративным и конфедеративным. Это и определило развитие тех центробежных процессов, которые стали трагедией целого поколения людей. Хотя были все основания употреблять термин “федерализм” применительно к СССР (он был создан на основе договора формально самостоятельных государств, имел целый ряд федералистских атрибутов), но этот термин в отношении СССР в официальных документах никогда не употреблялся.
Конституция
СССР 1936 г. помимо глав IV и VI, посвященных
союзным республикам, содержала
главу VII, определявшую прерогативы
высших органов государственной
власти автономных советских социалистических
республик. В Конституции СССР 1977
г. глава 11 посвящалась автономным областям
и автономным округам. И это не
случайно. Изначально СССР мыслился его
создателями как “одно союзное
государство”, которое по мере развития
все больше и больше развивается
в направлении централизации
и усиления центральной власти. Это
было устойчивой традицией России,
которой перманентно
СССР обладал признаками федерации. Во-первых, он был единым государством, состоящим из нескольких государственных образований - союзных республик.
Во-вторых,
союзные республики имели собственную
территорию, которая, хотя и чисто
теоретически, не могла быть изменена
без их согласия, свою конституцию,
органы государственной власти. В
нормальных федерациях эти органы имеют
высокую степень
Парадокс государственного устройства СССР заключался в том, что превалирование принципов унитаризма и конфедерализма над принципами федерализма создавали качественно новую ситуацию, не известную в прошлой мировой практике государственного строительства и политического устройства. Конфедерация всегда имеет два вектора развития: в сторону федерализма или в сторону распада. Всё зависит от того, какая тенденция на данном историческом этапе имеет больше шансов для реализации. Унитаристская направленность политики центра только усиливала потенциально заложенные в конфедеративном начале возможности разрушения государственного единства.
В заслугу СССР ставится экономический подъем союзных республик и рост национального самосознания. С этим трудно не согласиться. Но в XX столетии большинство стран, включая даже весьма отсталые африканские колонии, проделали значительный путь в своей эволюции, а многие ранее отсталые азиатские государства превратились в достаточно развитые государства, по экономическому и научно-техническому потенциалу опережающие даже европейские республики бывшего Союза. Важнее другое - направленность национального самосознания. Как показали события в бывших союзных республиках после их выхода из состава СССР, в этом самосознании преобладал не общесоюзный приоритет, а узко национальные идеи. Больше нечем объяснить потоки беженцев русского и русскоязычного населения из многих бывших республик. Подобного явления не наблюдалось даже после распада Российской империи. Но что действительно реально сформировалось за годы Советской власти в национальных республиках, и не только союзных, так это местная хозяйственная и политическая элита, четко понимающая свой партикулярный интерес и не преминувшая воспользоваться первой возможностью реализовать его на практике.
2.2. Федерализм в современной Росси
После
распада СССР спасти ситуацию можно
было несколькими путями, но правящая
верхушка выбрала путь создания подлинной
федерации. Однако федералистское начало
было самым слабым. Во-первых, потому
что оно было формальным и официально
не оформленным, поскольку федерализм
для союзного руководства не был
желанным политическим идеалом, как
это было в США, Канаде, ФРГ, или
системообразующим принципом
Это,
безусловно, решающая причина. Все остальные
только с ней связаны. Среди них
можно указать экономическое
и научно – техническое отставание
СССР от ведущих зарубежных стран, невозможность
обеспечения уровня и качества жизни,
которое сумела обеспечить либерально
– демократическая система
Важнейшим
свойством любой системы
Предотвратить
распад России удалось предотвратить
с помощью федеративного
Целостности
Российской Федерации, однако, продолжало
угрожать то, что одна из самых крупных
по своему потенциалу республик - Татарстан
не подписала Федеративного
1
ноября 1991 г. Д. Дудаев, идя по
стопам Верховного Совета
Таким
шагом стало принятие Конституции
Российской Федерации 1993 г. Сам факт
проведения референдума по принятию
Конституции, одобрение ее большинством
населения, отражение в ее тексте
основных положений Федеративного
договора (в прежней Конституции
он был ее составной частью) недвусмысленно
свидетельствуют о