История Федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

     Еще один момент, который я хотел бы отметить - огромное число субъектов  Федерации. Как уже упоминалось  выше, РФ - самая большая Федерация  в мире по количеству членов. Это  создает определенные трудности  в отношениях Центра и регионов. Основную долю внимания федеральных  властей приковывают к себе либо богатые регионы, важные с экономической  точки зрения, либо неблагополучные  регионы, нуждающиеся в экстренной помощи. Основной же массе субъектов  уделяется очень мало внимания. Проблема уменьшения количества субъектов может  быть.

     Параллельно можно разрешить еще одну проблему - асимметрии РФ. Ни в одной федерации  нет такого многообразия различных  видов ее членов, как в России, в которой их насчитывается целых 6 (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). Лично мне, да, я думаю, и  многим другим, непонятно зачем было создано и конституционно закреплено такое многообразие разновидностей субъектов. Ведь по своему статусу в  Конституции они все равноправны, а даже если признать Федеративный Договор и другие внутрифедеральные  договоры имеющими силу, то субъекты делятся  на 3 группы (республики; края, области, города федерального значения; автономная область, автономные округа), но никак  не на 6.

     Такое разнообразие также создает, по моему  мнению, определенные трудности, которые  можно достаточно легко разрешить. Города Москва и Санкт-Петербург, с  моей точки зрения, вообще не следовало  отделять от, соответственно, Московской и Ленинградской области, так  как их раздельное существование  порождает многочисленные проблемы (начиная от объединения в городах  федерального значения органов государственной  власти и местного самоуправления в  одном, так сказать, «в лице» и  заканчивая проблемами снабжения этих городов продуктами). Кажется, в этих субъектах уже осознали необходимость  объединения. Идем дальше. Так как  статус области ничем не отличается ни в одном из документов от статуса  края, то, на мой взгляд, не имеет  смысла их различать и следует  преобразовать 6 краев в 6 областей. Терминологическая разница здесь, я думаю, не важна, а историческим названием субъектов можно пожертвовать для эффективности и удобства функционирования органов государственной  власти. Затем можно говорить о  необходимости реформирования российских автономий.

Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ непосредственно входят в  РФ, а потому не являются автономиями  в полном смысле этого слова. Остальные  автономные округа, входящие в другие субъекты РФ, я считаю, следует либо ликвидировать, либо выделить и преобразовать  в самостоятельные субъекты, наделив  статусом области. Это нужно сделать  с учетом экономических, социальных, национальных и иных факторов. Таким  образом, вместо 6 различных видов  субъектов РФ в результате постепенного реформирования должно остаться только 2 - республики и области. Последним  же шагом должно стать преобразование республик в области, тем самым  РФ превратится в симметрическую федерацию, что стало бы логическим завершением воплощения принципа равноправия  субъектов в жизнь.

 

Заключение

     Принцип федерализма жизненно важен для  интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным  отношениям быстро выявилась необходимость  многих специфических форм и методов  такого перехода. Федерализм призван  стать твердой гарантией исторически  сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия  и самоопределения народов, росту  национального самосознания, а с  другой стороны, сочетанию их интересов  с интересами всего общества. Особо  следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

     Федерализм  в его современном прогрессивном  прочтении не противостоит ни идеям  самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам  регионов, их стремлениям к повышению  своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются  его достоинства: общий крупный  рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия  для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства  федерализма проявляются не автоматически

     C сожалением приходится констатировать, что российский федерализм в своем развитии страдает, и страдал множеством недостатков и пороков. В законах и нормативно-правовых актах Р.Ф. и ее субъектов содержится значительное число противоречивых положений, отсутствует унификация терминов. Возникает большое число конституционных коллизий. Их появление было предопределено всем ходом развития нашего государства. Значительную часть из этих коллизий породила Конституция Р.Ф., содержащая много неясных и двусмысленных формулировок, а также слабость и нерешительность федеральных властей, не сумевших противостоять натиску регионов. Конституции и уставы субъектов Федерации поэтому в значительной части не соответствуют федеральному законодательству, а зачастую и прямо противоречат ему. Попытка уточнений неясностей и восполнения пробелов федерального Основного Закона договорным путем полностью провалилась и еще больше усугубила ситуацию. Ко всему этому добавляется активное сопротивление некоторых регионов стараниям федерального Центра навести порядок в субъектах.

     Однако  хочется заметить, что эта ситуация со временем исправляется, и развитие федеративных отношений в Р.Ф. приходит в нормальное русло. С недавнего  времени наметилась тенденция укрепления федеральной власти и установления контроля за действиями региональных властей, что дает надежду на улучшение. Россия взяла курс построения отношений  по принципам уравнительного подхода, который определяет помощь «слабым» и «сильным» субъектам Российской Федерации в равной доле. И если присмотреться, то не сложно заметить тенденцию перехода Российского  государства на принцип территориального деления территорий (данная оценка носит только мой субъективный характер).

     В тоже время десятилетний период развития российского федерализма при  всех своих минусах имеет и  ряд плюсов, чего нельзя не отрицать. Прежде всего, удалось избежать распада  государства, установить более или  менее стабильные и нормальные отношения  Центра и регионов, а в последующем  погасить региональный сепаратизм и  худо-бедно разграничить предметы ведения  и полномочия РФ и субъектов Р.Ф..

     Так же хочется заметить, что судьба российского федерализма находятся  в руках нынешнего и будущих  поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, сочетались с  динамизмом их реализации, гибкостью  и подвижностью применяемых форм и методов. Федерализм, свободный  от таких изъянов, способен выдержать  испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

     Список использованной литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12 декабря  1993 года с изм. и доп.  – М. : Кодекс, 2010. – 32 с.
  2. Указ президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года (Источник – КонсультантПлюс)
  3. Федеративный договор: Документы, Комментарий / Л.Ф. Болтенкова, Г.А. Гаджиев, Б.С. Крылов и др. - М.: Республика, 1992.
  4. Указ президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года (Источник – КонсультантПлюс)
  5. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. (Источник – КонсультантПлюс)
  6. Алпатов Ю. М. Российский федерализм и местное самоуправление 2010 г.
  7. Аринин А. Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М.: Северо-Принт,
  8. Бурбина Н.В Федерализм России// Журнал Федрализм. 2009.№2
  9. Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998.
  10. Захаров А. Асимметричность федерации. М.: Юрид. лит., 2009. 
  11. Золотарева М.В. Добрынин В.Г. Федерализм в России // Федерализм 2007. №1
  12. Иванов В. В. Российский федерализм и внутригосударственная договор-ная политика. Красноярск: КГУ, 2008.
  13. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития 2005 г.
  14. Собрание  сочинений Костомарова  «Мысль о федеративном начале древней Руси» 1996
  15. Некрасов С.С. Некоторые проблемы российского федерализма// Журнал российского права. 1999. № 10
  16. Щапова Т.Ф. « Федеративное начало Руси»  Москва 1997
  17. Шевцов В. С. Федерализм и Россия 2008 г.
  18. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

Информация о работе История Федерализма в России