Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:57, шпаргалка
Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:
18. Христианизация Чувашского края, начавшаяся после присоединения Среднего Поволжья к России в XVI в. сталкивалась с большими трудностями т.к. с одной стороны, чуваши были сильно привержены языческим верованиям, а с другой – испытывали мусульманское влияние со стороны казанских татар. Более успешным процесс христианизации стал во II пол. XX в., после введения т.н. «системы Ильминского» основанной на подготовке образованных кадров священнослужителей из коренных народов Поволжья и переводе богослужения на родные языки. К началу XX в. в Чувашском крае уже имелась довольно значительная прослойка чувашского духовенства и национальной интеллигенции. Однако, не смотря на успех миссионерского дела, чувашское духовенство, в определенной мере, чувствовало неприязнь со стороны некоторых представителей русского духовенства, которое рассматривало чувашских священников как нежелательных конкурентов в борьбе за доходные приходы. Как вспоминал деятель чувашского просвещения и будущий обновленческий епископ Даниил (Филимонов): «Когда я поступал в священники, в Казанской духовной консистории, один священник сказал мне: «куда вы, чуваши, лезете? Вы отнимаете хлеб у наших детей». По словам епископа Даниила: «Господствующее положение русского духовенства в чувашских уездах устанавливалось историческим путем и поддерживалось следующими условиями: 1) это духовенство пользовалось полным покровительством и содействием государственной власти. 2) Оно представляло из себя очень крепко сплоченную, обособленную от окружающей среды группу, которая прочно спаяна единомыслием профессиональным положением, сословными предрассудками, родственными и школьными связями. Начиная с сельской просфорни и кончая епархиальными архиереями, – все они проникнуты были одним духом гордости и господства над крещенным чувашами, как побежденными инородцами, коих они в душе презирали, хотя при глазах и называли их «Василий Иванович», «Петр Петрович», но за глазами «Васька и Петька» или просто «чувашишки» 3) Живя с малых лет среди чуваш, это духовенство великолепно знало психологию чувашского народа, мастерски умело обходиться с ним и устраивало свое материальное благополучие как ему угодно и 4) Оно вцепилось в православную чувашскую массу, так глубоко прочно, как клещ впивается в человеческое тело. Оторвать его от насиженного места было также трудно, как оторвать например, немецких баронов от Прибалтийского края. Были, конечно, здесь и весьма хорошие, светлые личности, настоящие пастыри христовы, которые относились к чувашам по братски.В связи с таким положением, среди чувашского духовенства и интеллигенции начинают раздаваться голоса о необходимости иметь для чувашей отдельную епархию или, по крайней мере, собственного епископа-чуваша. Впервые это пожелание было озвучено в 1909 г. на инородческом миссионерском съезде, происходящем в селе Шонталы Бугульминского уезда, однако дальнейшего развития эта мысль не получила т.к. в условиях дореволюционной России об этом не могло быть и речи.После Февральской революции создались объективные условия для осуществления этих замыслов. В мае 1917 г., на I-м общем собрании представителей мелких народов Поволжья было предложено учредить особый Казанский митрополичий округ, а митрополитом избрать известного миссионера, епископа Андрея (Ухтомского) Всеобщий Чувашский съезд представителей от духовенства, мирян, военных, учителей, происходивший в Казани в августе 1917 г. утвердил 2-х кандидатов во епископа чувашского: протоиереев К.П. Прокопьева и Д.Ф. Филимонова. Предполагалось, что Прокопьев будет епископом Цивильским, а Филимонов – Ядринским Вопрос о чувашском епископе широко обсуждался и в национальной прессе.
19.Буржуазные реформы 60-70гг.21 в в Чувашском Крае. С 1589 г. г.Цивильск возникший как военно-опорный пункт, как крепость, каких только реформ, реорганизаций, перестроек не претерпел.Система административно - территориального деления Чувашии складывалась постепенно, начиная со времен вхождения ее в состав Российского государства (1551 г.). На территории Чувашии образованы три уезда, в том числе Цивильский, с центром в городе Цивильске. Управлял уездом и городом воевода. Воевода был всем: начальником и военачальником, прокурором и судьей. Уезды были разделены на волости, во главе которых стояли сотники.Большие реформы в органах местного самоуправления были проведены при Петре I (1682-1725 гг.). В 1699 году в уездных городах были образованы земские избы. В 1724 году их сменили городские магистраты, с 1727 года их называли ратушами. При Петре I уезды России были сгруппированы в крупные административно-
Такова уж история России. Приходит ли новый царь, происходят ли перевороты, революции, обязательно под видом обновления - новые реформы, реставрации, перестройки. То же произошло после распада СССР. Появились новые законы местного самоуправления. 20 сентября 1990 года Исполком городского Совета упразднен и образован Президиум. В соответствии с новыми законами с 30 марта 1992 года Президиум городского Совета народных депутатов упразднен и образован малый Совет, а 13 марта 1994 года городской Совет вообще прекратил свою деятельность. С 23 декабря 1996 года прекращены полномочия депутатов городского самоуправления. Цивильская городская администрация стала структурным подразделением администрации.
20. Собственно национальных политических партий у чувашей не было, однако среди крестьян большое влияние имели социалисты-революционеры (эсеры). В годы революции 1905—1907 гг. практически во всех «чувашских» уездах Казанской и Симбирской губерний имели место выступления крестьян не только с экономическими, политическими, но и национальными требованиями. Только в 1906 г. произошло 270 волнений. Наиболее крупное выступление чувашских крестьян имело место в феврале 1907 г. — в селе Чемеево Ядринского района.
Представители чувашской интеллигенции в декабре 1905 г. добились от властей разрешения на издание в Казани первой легальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» («Весть-). Первый номер газеты вышел в свет в январе 1906 г. под редакцией Н. В. Никольского, впоследствии известного чувашского историка и этнографа. Газета распространялась по подписке среди чувашей Среднего Поволжья и Приуралья. Но в 1907 г. она была закрыта властями.
С наступлением реакции в 1907 г. резко усилилось национальное угнетение. Сокращались расходы на просвещение, запрещалось издание и распространение литературы на родном языке, в рукописях остались созданные в годы революции произведения многих чувашских поэтов, писателей и композиторов.
Начавшаяся в 1906 г. столыпинская реформа, разрешившая крестьянам выделяться из общины со своим наделом, в чувашских селениях была малорезультативной. Чуваши традиционно крепко держались общинной жизни, хуторов не заводили. Столыпинская реформа, однако, сказалась на резком увеличении переселения чувашских крестьян в Сибирь. Но обещания правительства по выделению чувашам-переселенцам лучших земель и долгосрочных ссуд не были выполнены.
В 1909—1914 гг. произошли многочисленные выступления чувашских крестьян против аграрной политики властей. Наиболее крупное из них имело место в 1913 г. в Ядринском уезде, в деревне Большие Атмени («Атменевское восстание»). Восставшие крестьяне выступали против проведения работ по выделению на хутора и отруба. Полицейский отряд подавил восстание, устроив кровавую расправу над крестьянами.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война лишила многие тысячи чувашских крестьянских семей кормильцев. По данным 1917 г., из селений Чувашии в годы войны было мобилизовано в армию 42,8% трудоспособных мужчин. Чувашские солдаты воевали на всех фронтах войны. Немало чувашей было в составе Экспедиционного корпуса, сражавшегося во Франции и на Балканах.
22. Реформаторы в царском правительстве прекрасно понимали, что традиционная сельская община в России является одним из главнейших тормозов капитализации сельского хозяйства и перевода его на рельсы товарного производства,ориентированного на рынок. Такой курс характеризуется как “рыночный”,объективно буржуазный курс реформаторского крыла в правительстве.Русская крестьянская община, сохранившаяся в деревне со средневековья,выступала в это время как организм общественной жизни деревни,нивелирующий социальные отношения внутри крестьянства,тормозивший социальное и имущественное расслоение крестьян-общинников,
23. Большим потрясением для нашего народа стала начавшаяся в августе 1914 года первая мировая война. Здесь, как и по всей стране развернулась широкая кампания в поддержку русской армии во имя победы над коварным врагом. Эти события нашли свое отражение в документах уездных по воинской повинности присутствий, управлений уездных воинских начальников.Посильную помощь оказывали солдатам на фронте и женщины. Так, в Чебоксарах с первых дней войны под руководством предводителя дворянства Л. Эннатского начал свою работу Чебоксарский дамский комитет. Комитет взял шефство над 308 пехотным Чебоксарским полком. Уже к декабрю 1914 года комитетом было отправлено в полк 325 комплектов белья, в каждый из которых входили рубаха, кальсоны, чулки или портянки .В ответном благодарственном письме от 26 декабря 1914 года за № 2115, адресованном Чебоксарскому уездному воинскому начальнику полковнику Г.П. Слюсаренко, командир полка полковник Топуриа писал: «Нет цены присланным посылкам, ибо они ценны своею своевременностью, своим исключительным моментом, когда полк, завершивши в семидневном бою возложенное на него дело и сделавши форсированный марш, пообносился и нуждался именно в том, что воспоследовало из родных Чебоксар. Здесь, в окопах, вдали от родного угла, в томительно длинныя темныя ночи, под неприветливым свинцовым небом – здесь в грязь и холод, часто на непросохшей шинели, когда чувствуется особенная сильная усталость, - живое ободряющее слово с родины, подарки оживляют чувство, вливают энергию, и деловой будничный день становится праздником: как не бывало усталости, забыты неминуемыя невзгоды походной жизни; слышатся шутки, остроты; полк живет и долго помнит этот день, и не забудет никогда. Ныне этот праздник полку устроила отзывчивая душа русской женщины в лице дамскаго комитета родных Чебоксар. Чебоксарский дамский комитет развернул широкую пропагандистскую компанию среди женщин города по сбору вещей, продуктов питания для действующей армии. Помимо простого сбора вещей комитет занимался также непосредственно изготовлением комплектов белья и активно привлекал к этому жительниц Чебоксар. Вместе с тем комитет систематически организовывал и проводил «кружечный сбор» среди жителей города, в котором активное участие принимали известные люди города: Ф.П. Ефремов, Ф.Ф. и В.Ф. Дрябловы, А. Алатырцев, Н.М. Ремезов и многие другие. Причем этот сбор проводился строго с разрешения губернских властей. Так, председатель дамского комитета, предводитель дворянства Л.Эннатский обратился в Казань с просьбой о проведении 19-20 июля 1915 года в Чебоксарах кружечного сбора «для проведения работы по изготовлению респираторов». В ответ от Казанского главноначальствующего Боярского поступила телефонограмма «Сбор на респираторы разрешаю. Боярский Немцы, прибегая в войне с нами к разным зверствам, в настоящее время ввели в употребление удушливые газы. Но если мы пошлем нашим героям обезвреживающия приспособления – повязки-противогазы, то немецкая выдумка будет нестрашна. Чебоксарский дамский комитет приступил к изготовлению противогазов и для усиления денежных средств организует 19 и 20 сего июля кружечный сбор. Противогазы изготовляются в помещении Чебоксарского благородного Собрания ежедневно, кроме праздничных дней, с 5 до 7 часов вечера, куда приглашаются все лица, желающия принять в деле участие» В имеющейся в деле квитанции, датированной 31 июля 1915 года за № 25 указано, что «Получено в Дворцовую кладовую противогазов 512 от Чебоксарскаго дамскаго комитета» Значимым мероприятием, проводимым дамским комитетом, были беспроигрышные лотереи, которые обычно приурочивались к большим праздникам Рождеству, Пасхе и др. Объявления о проведении таких акций также расклеивались по городу В ходе лотерей разыгрывались незначительные, по современным меркам, вещи и предметы быта: кружка жестяная, корзинка базарная, статуэтка гипсовая, карандаш и многое другое. Всего в среднем до 1500 наименований. Лотерейные сборы, как и все другие финансовые и материально-вещевые поступления использовались строго по целевому назначению: на нужды армии и оказание помощи семьям фронтовиков. За этим строго следила специально-созданная контрольно-ревизионная комиссия.Так, порой во многом себя ограничивая, чебоксарские женщины, отдавая всю теплоту своих сердец, вносили неоценимый вклад в общее дело победы над врагом.Это лишь небольшой эпизод в более чем тысячелетней истории России, одно архивное дело, а сколько интересного и поучительного содержится в нем