Кризис государственной власти и распад Советского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности – ликвидацией советской системы государственного управления, распадом Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

Содержание

1. Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г.

1.1. Государственное устройство по Конституции 1977 года.
1.2. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов
1.3. Попытки реанимирования советской системы

2. Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской системы власти
2.1.Устранение КПСС из системы управления страной

2.2 Переход государственной власти в условиях распада СССР

2.3.Последствия распада СССР

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .ручная работа.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

 Главной  задачей новой правящей элиты было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала. 

Решения горбачевской администрации очень  часто не опережали и направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы «перестройки» не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще предстояло пройти большой и трудный путь.

     На  апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС был  дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития страны.

Первоначально политика перестройки была направлена на ускорение социально-экономического развития при сохранении существующей системы управления.

Первые  два года перестройки — 1985—1986 гг.— не внесли существенных перемен в положение местных Советов народных депутатов. Но наметились определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы статуса местных органов власти.

После принятия в 1977 г. Конституции в 1979—1980 гг. был издан ряд законодательных актов, определявших полномочия Советов всех уровней. Но на практике повысить роль местных Советов не удалось: тенденции к централизации и бюрократизации были гораздо сильнее.8 Местные Советы по-прежнему не имели собственных источников финансирования. Они оставались бессильными и безгласными. Без предварительного обсуждения в партийных органах они не могли рассмотреть ни одного вопроса. При формировании постоянных комиссий Советов в них оказывалось большое количество представителей аппаратных структур. В итоге к середине 80-х гг. прогрессировал кризис Советов.

Результатом этого теоретического осмысления проблемы статуса местных органов власти явилась новая редакция программы  КПСС, принятая в марте 1986 года, рассматривавшая советы в контексте идей более полном осуществлении социалистического самоуправления народа.

Первые  робкие попытки реформы Советов  относятся к 1987 г. К этому времени  стали уже очевидны основные направления  изменений: реформа 

избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности. 

Эксперимент по реформе избирательной системы  был приурочен к выборам в  местные советы в июне 1987 г. В нем  участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента состояла во введении многокомандатной системы, при том, что число кандидатов могло превышать число мандатов. Этот эксперимент не дал каких-либо определенных результатов. Более чем скромные результаты принесло и расширение гласности в работе местных Советов. Дальнейшая трансформация местных Советов вызвана прежде всего резкими переменами в политической жизни страны.

     К 1987 г. стало очевидным, что ускорение  в качестве стратегии не реализуется. После январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС М.С. Горбачевым была сформулирована новая, более широкая по охвату общества задача, получившая название «перестройка», а термин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики1. 

Начинает  осуществляться политика гласности (ограниченной свободы слова), направленная, прежде всего, на критику ряда аспектов функционирования КПСС и ее лидеров. Политика гласности подготовила конституционную реформу (1988 гг.).

Смысл ее состоял в создании новых высших органов власти — Съезда народных депутатов, избираемого всенародным  голосованием на альтернативной основе, и Верховного Совета, избираемого депутатами Съезда и действовавшего в промежутках между Съездами. Но у него это не выходит, предлагается ввести новый пост главы государства, и в марте 1989 г. Горбачев был избран первым Президентом СССР. 
 
 

_____________________________________________________________

    8Ершова Н. С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т. И., Арутюнян Л.А. М., 2004. - С. 151–155. 

Уже первые альтернативные выборы 1989 г. принесли перемены — потерпели неудачи партийные руководители ряда крупных городов, в том числе Москвы и Ленинграда. Советы были плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности. Депутаты хотели одновременно и принимать законы, и исполнять их. Председатель Совета должен был разрываться между работой на сессии и руководством городским хозяйством. Участились конфликты между различными уровнями власти. Назревала муниципальная реформа.

Первыми необходимость закона о муниципальном самоуправлении осознали союзные власти. Разработка подобного закона началась еще в 1988 г. Отдавая дань прошлому, местное самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа. Но закон содержал и ряд важнейших новаций. Местное самоуправление стало пониматься только как территориальное. Радикальной мерой послужила ликвидация «двойного подчинения» исполнительных органов местного самоуправления, однако от этой меры очень быстро пришлось отказаться1. В качестве основы местного хозяйства закон утверждал коммунальную собственность. 

     1.3.Попытки  преодоления кризиса. 

     В 1988 г. практические перестроечные действия сосредоточились на конституционной  реформе, которую можно разделить  на два этапа: 1988—1989 гг. — этап становления парламентской формы правления, который проходил под лозунгом «Вся власть Советам!»; 1990—1991 гг. — этап становления президентской формы правления.

    Практическое  воплощение идей политической перестройки  получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

     Высшим  органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, в составе 2250 человек, который собирался один раз в год. Из своего состава он избирал Верховный Совет как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти в составе 544 человек.

 

     Верховный Совет состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первая палата избиралась Съездом из числа депутатов от территориальных избирательных округов и от общественных организаций, вторая — из числа депутатов от национально-территориальных округов и от общественных организаций. Съезд избирал из своего состава тайным голосованием постоянно действующий Верховный Совет СССР сроком на пять лет с ежегодным обновлением 1/5 состава, Председателя (высшее должностное лицо государства) и первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.

    Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета (Приложение 3).

     Верховный Совет был первым за советское  время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян; подавляющее большинство его членов составляли ученые, журналисты и работники управления. Законодательные изменения, принятые с целью сохранения властных полномочий номенклатуры, дали тактический выигрыш сторонникам М.С. Горбачева, но привели к их стратегическому поражению. Политическое руководство страны оказалось неподготовленным ни теоретически, ни организационно к кардинальной смене курса, и начатые им преобразования привели к углублению экономического и политического кризиса в стране2.

    Выборы  народных депутатов зимой - весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР .

 

По замыслу  М.С.Горбачева съезды народных депутатов  должны были собираться 2 раза в год и решать основные политические и экономические вопросы, в том числе о переустройстве государственного управления.

 

Несмотря  на компанию по демократизации и привлечению  граждан к управлению, власть постаралась  контролировать выборы народных депутатов СССР. Одна треть депутатов была направлена на Съезд от общественных организаций. Самой крупной общественной организацией в СССР была КПСС, которая и выдвинула наибольшее число депутатов. От КПСС народными депутатами стали все партийные лидеры. Среди остальных общественных организаций, выдвигавших народных депутатов были: ВЛКСМ, ВЦПС, Союз театральных деятелей СССР, Союз кинематографистов СССР и т.д.

 

Депутаты, избиравшиеся народом по одномандатным  округам, проходили многоступенчатую процедуру выдвижения. Депутаты, избиравшиеся по территориальному признаку, выдвигались по округам, сформированным в зависимости от количества населения. Депутаты по региональному признаку, имевшие право избираться затем в Совет национальностей, избирались равным количеством от каждой союзной республики.

 

Съезд позволил привлечь более широкие  массы народа к управлению государством. Однако монополия КПСС не была ликвидирована. В декабре 1989 г. Съезд отклонил поправку Конституции, отменяющую 6-ю статью. Съезд избрал постоянно действующий представительный орган – Верховный Совет. Для укрепления исполнительной власти был учрежден новый пост главы государства – Президент СССР. М.С.Горбачев – первый президент СССР (декабрь 1989 г.). Избрал его Совет народных депутатов.

 
 
 
 
 

     _____________________________________________________________

     9Баталов Э. Перестройка и судьба России. //ОНС - 2005 - №2;

 
 

2 Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской  системы  власти

 
 
 

     2.1.Устранение КПСС из  системы   управления  страной

    В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов  отменил ст.6 Конституции СССР и  избрал М.С. Горбачева Президентом  СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности .

    В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и  КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем  контроля за бывшей государственной собственностью. Реформы М.С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения .

 

     В 1989 г. оппозиционная консервативному большинству Верховного Совета СССР Межрегиональная депутатская группа активно лоббировала необходимость учреждения поста президента страны.

     Начало 1990 г. ознаменовалось процессом формирования многопартийной системы. В январе 1990 г. в самой монолитной прежде КПСС возникла оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали покидать ряды партии. В то же время начали формироваться новые партии: Республиканская, Демократическая, Конституционно-Демократическая, Либерально-Демократическая и др., также появились многочисленные политические группы различного характера и политической ориентации (например, движение «синих», позиционировавшееся в спектре консервативно-демократических традиций). Наряду с этим активизировалась деятельность существовавших организаций — профсоюзов, трудовых коллективов, советов предприятий и т.п., в целом разделявших идеи центра. КПСС стремительно теряла монополию на власть.

     Учитывая  складывающуюся обстановку, М.С. Горбачев и его окружение предприняли опережающие действия. Партийные реформаторы при этом пытались не допустить, несмотря на давление общественности, кардинальных изменений структуры государственной власти. Но стремление к решению двух альтернативных задач — демократической модернизации структуры государственной власти и сохранения партийной монополии на нее — неизбежно были обречены на неудачу3.

Информация о работе Кризис государственной власти и распад Советского Союза