Крупнейшая армянская община России. Культура и быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:02, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть роль армян в истории Кубани.
На основе данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Как происходит освоение Кубани армянским народом.
Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев.
Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры.
Описать традиции и обряды.

Содержание

Введение 3
1 Переселение армян на территории Краснодарского края 4
2 Армяне и казаки. 22
3 Крупнейшая армянская община России. Культура и быт 2 8
Заключение 39
Приложение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Армяне на кубани, кубановедение.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

По мнения исследователей, армянское население в Крыму до XV в. составляло более 300 тыс. человек и было сосредоточено в основном в портовых городах. Так, в середине XV в. только в Кафе проживало около 50 тыс. армян. Армяне вели торговлю, в основном с Константинополем, являвшимся связующим звеном между Русью и Византией, и с этой целью имели торговый флот. Для защиты городов от нападения с моря имелся также военный флот.

Многочисленные армянские храмы и монастыри,  развитая водопроводная сеть, крепостные и портовые сооружения – причалы, склады, маяки – дают представление о материальной и духовной жизни армян в Крыму.

Ввиду многочисленности армянского населения (при главенстве Кафы) XII – XV вв. было два армянских поселения: одно охватывало территорию от Кафы до Мангупа (район Бахчисарая), другое – от Мангупа на запад до крепости Каушан. Полная самостоятельность и самоуправляемость  до XV в. поддерживалась у крымских армян наличием собственных вооруженных сил, способных отражать набеги половцев (кипчаков).

Историки считают, что лишь нескоординированность действий между воеводами Ивана III и крымскими армянскими князьями позволили казанским татарам в конце XV в. прорваться к Крыму и завоевать его. Падение Крыма - «Морской Армении» по Бартольду – явилось стратегическим просчетом для Русского государства, через земли которого проходили татары, поскольку с падением Византии в 1453 г. и возникновением Османской Турции появилась реальная возможность дальнейшего распространения турецкого влияния через татарский Крым на территори Росии с юга. Россия, как писал С. М. Соловьев, - естественный враг Турции (Чтение и рассказы по истории России. М., 1990. С.547).

Именно с конца XV в. (1475 г.) – после падения армянских княжеств и уничтожения их торгового флота – итальянские (генуэзские) купцы берут в свои руки торговлю между Европой и Крымом. После 1475 г. на многие годы замирает строительство: разрушив все что можно было разрушить, татары не умели ничего построить. Как известно, для строительства некоего подобия дворца в Мангупе татарский хан вынужден был призвать евреев-мусульман, чтобы те из обломков и развалин соорудили ему резиденцию.

Армяне всегда славились как мастера-строители, зодчие, специалисты по камню и металлообработке, как кузницы, ирригаторы, ювелиры, кожевники, плотники, ткачи, особенно по коврам, сапожники. В Крыму они, помимо этого, занимались строительством торговых и военных кораблей и торговали от Индии и Персии на востоке до Нидерландов, Германии и Англии на западе.

В XV в. 10 крупных банкиров-армян в Кафе кредитовали торговые операции со многими странами мира.

Армяне в Крыму Выращивали виноград и производили высококачественное  вина и поставляли их в основном в Европу и Россию. Вино здесь употреблялось вместо воды, как об этом свидетельствует немецкий путешественник Э. Клеман (XVIII).

В XII – XV вв. наиболее известен был в Крыму княжеский род Пахлавуни, родственный царской династии Аршакуни в Армении. Этот род владел большими земельными угодьями и значительной частью торгового и военного флота. За ним по значению шли княжеские фамилии: Сурхатянц, Манчупенц, Мугаленц, Дариджанян, Агамалян и др.

В XV – XVIII вв. начался массовый отток армянского населения  Крыма в Россию: На противоположном берегу Керченского пролива основывается Анапа, усиливаются Харьков Тула, строится Пенза и Арзамас, Нахичевань на Дону. Большое количество армян из Константинополя и Крыма поселяются в Москве, особенно при Иване IV Грозном (1530 – 1584 г). Известные русские дворянские фамилии, имеющие армянские родоначальников, такие, как Салтыкова (Чалтыкян), Беклемешевы (Бек-Лемяшан), Дохтоуровы своим возвышением обязаны вниманию царя Ивана IV Васильевича, который был не в меру крут, но в меру справедлив. Именно при Иване Грозном в связи с покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств и Ливанской войны (1558 – 1583 г.) происходит массовое поступление крымских армян на службу в русскую армию, начинает складываться русское дворянство армянского происхождения. Русское царство (с 1547 г.) во главе с Иваном Грозным становиться для армян тем поприщем, на котором можно достойно проявить себя и заслуженно выдвинуться.

С вхождением Крыма в состав России (1753 г.) земледельческий и торговый капитал начинает сосредотачиваться в руках таких армянских фамилий, как Степаняны, Оберовы, Спендиаровы, Топаловы, Бенклиевы и др. Во время Крымской войны (1853 – 1856 г.) армянские промышленники Крыма взяли на себя большую часть снабжение Севастополя боеприпасами и военной техникой, а в 1860 – 1870 гг. оказали значительную материальную поддержку при строительстве железной дороги в Крыму.

Более или менее стабильное положение армянских колоний в Крыму в VIII – XV вв. способствовало развитию культуры, архитектуры, градостроительства. В школах, действовавших при храмах и монастырях в Кафе, Сурхате, Сурб-Хаче («Святой крест»), Айасе, Мангупе, Варденике (Вардане), Каушане, Алхуште («Красная пещера»), Кирче (Керчь), кроме армянского языка преподавались: история, церковное песнопение, богословие, философия, каллиграфия, учение о летосчисление и календарных системах мира, искусство миниатюры, музыка, риторика, природоведение, медицина.

Недалеко от Кафе были расположены школа Пустыни Святого Антона и Академия (Семинария, «Чемаран») при монастыре Сурб-Хач (XIV – XV вв.). В Пустыне преподавали философ-оратор Саркис, а в Академии – Степанос Тохатеци и Акоп Кафаеци, которые пользовались широкой известностью не только по Крыму, но и в Константинополе и в Арении.

Церковные школы при храмах в Сурхате и Сев-Джуре (Карасубазар, Белогорск), как и в Кафе, особенно развились с присоединением Крыма к России (1783 г.), поскольку русское правительство предоставляла армянам  Крыма определенные привилегии при учреждении школ. Вследствие этого часть армян из Нового Нахичевана (Нахичевань на Дону, Ростов) возвращается в  XIX в. в Крым.

Московская Лазаревская семинария берет шефство на армянскими школами Крыма. В Сев- Джуре, в частности, учился известный армянский композитор Кара-Мурза (1853 – 1902 г.), развивший свою деятельность в Тифлисе и Баку.

В XIX в. армянские школы возникают в Феодосии, Симферополе, Керчи, Армянке, Евпатории, Ялте, где преподаются, наряду с армянским, русский язык и литература, история Армении и России, арифметика, этика, грамматика, география и другие дисциплины.

В храмах и монастырях Крыма еще в VIII – XV вв. получает развитие школа переписчиков рукописей и рисовальщиков миниатюр, украшавших рукописи, по примеру школ в Армении, в частности школы Тороса Рослина в Армянской Киликии (XIII). Сохранилось свыше 300 рукописей крымских армян, украшенных миниатюрами на темы средневековых сюжетов, отличающихся  тонкой детализаций рисунка и стойкостью красок; они охраняться в Матенадаране – в Музее древних рукописей в Ереване.

В средневековой армянской литературе значительное место занимают стихотворцы-лирики Крыма и среди них Симеон, Хаспе, Вардан, Вртанес, Кафаеци (Кафийские), Мартирос Кримеци (Крымский).

Армяне Крыма настолько преуспели в области медицины, что являлись лекарями-врачами у всех без исключения крымских ханов с XV по XVIII в. Кстати, в X – XV вв. личными врачами князей Киевской Руси тоже в большинстве были армяне. Знаменитый «Дохтур» - врач Ивана Грозного (константинопольско-крымский армянин) – свои заслуги получил дворянство и дал начало роду Дохтуровах В России.

Археологические раскопки, проведенные в 1910 – 1911 гг. в Херсонесе (Крым), вскрыли руины строений того «героического периода» в истории город, когда Вардан Пилипик (Филипик) во главе армянских княжеских дружин бросили вызов Юстиниану в Константинополе и стремительным нашествием сверг его. Строения эти VIII – XI вв. (по некоторым данным, IX – XI вв. ) почти не отличаются (например, бани) от аналогичных сооружений Армении (Ани, свидетельству И. А. Орбели (баня и скоморох XII в. Избр.труды. Ереван. 1963. С.319), даже бронзовая ступка обнаруженная в херсонской бане, оказалась схожей с армянской  ступкой их Амберда.

В руинах Крестообразного храма в Херсонесе в 1902 г. были обнаружены две армянские надписи  XIII в. (см. Марр Е. Я. Заметки о двух армянских надписях, найденные в Херсонесе. Изв. Арх. ком. 10. СПб. 1904. С.2).

 

Геноцид. Трагедия всех времен.

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Действия, квалифицируемые Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948, как акты Геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренных этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам и в колониальных войнах после второй мировой войны 1939 - 45. Однако термин Геноцид был впервые введен в обиход в начале 30-х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы первой мировой войны ( 1914 - 18), а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны.

Первым геноцидом XX века считается уничтожение 1.5 миллиона армян в течение 1915 – 23 гг. в Западной Армении и других частях Османской империи, организованное и планомерно осуществленное младотурецкими правителями.

К Геноциду армян следует отнести и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении и в Закавказье в целом, совершенные турками, вторгшимися в Закавказье в 1918, и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сент.- дек. 1920, а также организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуши в 1918 и 1920 соответственно. С учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX в., число жертв Геноцида армян превышает 2 млн.

Актами геноцида являются массовые убийства, избиения, истязания, изнасилования армян в Сумгаите в февр. 1988 и в Баку в янв. 1990, совершенные бандами кавказских татар (азербайджанцев ), шовинистов при полном попустительстве властей и правоохранительных органов Азербайджана. Эти акты полностью подпадают под первые три пункта второй статьи Конвенции ООН 1948 о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Поэтому вдохновители, подстрекатели, организаторы и исполнители этих актов в Сумгаите и Баку, в т.ч. лидеры тогда еще неформального Народного Фронта Азербайджана, должны привлекаться к уголовной ответственности как международные преступники.

Имеются сходства между Геноцидом армян в 1915-23 в Османской империи и 1988-90 в Азербайджанской ССР. В обоих случаях Геноцид был применен в качестве ответа на стремление армян самоопределиться на своей земле, вернуть себе право на свою национальную территорию и воссоединить свою разобщенную родину. В обоих случаях имели место действия, разные по масштабам, но одинаковые по характеру, определяемые Конвенцией 1948 как акты Геноцида, в том числе и насильственная депортация армянского населения.

Признание факта Геноцида армян в 1915-23 в Турции имеет принципиальное значение для армянского народа, ибо Геноцид был применен с целью покончить с Армянским вопросом. Из признания факта Геноцида следует признание законного права армянского народа на свои территории и материальную компенсацию за нанесенный ущерб и страдания.

 

 

2 Армяне и казаки.

По армянским тропам казачьей истории.

Казаки в Армении появились примерно так же, как и во всех остальных районах Северного и Южного Кавказа. Всё определялось воинской службой казаков отечеству.

Считается, что первые отряды казаков появились на территориях Армении еще во времена Петра Первого, который использовал их для боевых действий во время своего Каспийского похода. После завершения этой операции некоторые казаки осели на землях современной Армении.

Массово казаки стали появляться в Ереванской губернии в последние годы правления Александра Первого и в течение почти всего времени правления его младшего брата Николая Первого. Причин для этого было множество: это и осуществление плана по укреплению российского влияния на Южном и Северном Кавказе в период так называемой Кавказской войны, и российско-персидская война 1826-1828 гг., и война с Османской империей 1828-1829 гг., и Крымская война.

Последняя из перечисленных войн была наиболее масштабной и требовала наибольшего количества ресурсов, в том числе и людских. Учитывая, что казаки жили близко к местам боевых действий (Кубань, Дон и так далее), они активно включились в бои. После окончания войны многие казаки осели в климатически благоприятных районах Закавказья: в Армении, Азербайджане и Грузии.

Изначально много казаков селилось в российских селах Ереванской губернии, но по истечении некоторого времени казаки стали организовывать свои станицы. Основными местами их расселения были поселки Новопокровка и Гергеры Русские (позднее поселок был преименован в село Пушкино), села Привольное и Новоалександровка. В Восточной  Армении примерно сотня казаков основала станицу Николаевка.

После присоединения Закавказья Российская империя нуждалась в том, чтобы надежно обезопасить свои границы от иностранных посягательств и набегов кочевых воинствующих общин. Для этого, в  основном, и  привлекались казаки. Вдоль границы был сооружен ряд постов, поселков и станиц.

После крестьянской реформы Александра Второго 1861 года множество освободившихся крестьян из более суровых районов направились на еще не освоенную русским плугом кавказскую землю. Те же из них, кто желал поселиться близ казачьих общин или в станицах, были обязаны по настоянию атаманов вступать в ряды казачьего войска, а казаки, в свою очередь, обязывались выступать защитниками имущества и жизней новоприбывших.

Казачья дивизия в Ереване

Новая волна казачьего переселения на армянские земли пришлась на период русско-турецкой войны 1877-1878. Основными переселенцами в это время были терские и донские казаки. И опять их основной целью было обеспечение безопасности мирного населения и границ.

После войны, в период активного заселения Карсской области подданными Российской империи большими группами туда направились и казаки. Располагались казачьи гарнизоны и ставки либо в селениях русских переселенцев (в том числе молокан), либо рядом с таковыми. Это, например, Михайловка, Хорошее, Гренадерское и Ольговка.

В итоге, количество казаков в третьей четверти 19 века стало настолько внушительным, что имперское правительство решило создать 2-ю Кавказскую казачью дивизию, штаб которой располагался в Ереване. Формировалась же эта дивизия из казаков, прибывших с кубанских, донских и прочих близлежащих земель. В частности, в состав дивизии входили 1-ый Полтавский конный казачий полк атамана Сидора Белого, Уманский казачий полк, 2-ой казачий пластунский батальон, 1-ая Кубанская казачья батарея и 1-ый Ейский конный казачий полк.

Информация о работе Крупнейшая армянская община России. Культура и быт