Крупнейшая армянская община России. Культура и быт
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:02, реферат
Краткое описание
Цель данной работы - раскрыть роль армян в истории Кубани. На основе данной цели мною были поставлены следующие задачи: Как происходит освоение Кубани армянским народом. Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев. Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры. Описать традиции и обряды.
Содержание
Введение 3 1 Переселение армян на территории Краснодарского края 4 2 Армяне и казаки. 22 3 Крупнейшая армянская община России. Культура и быт 2 8 Заключение 39 Приложение Список литературы
Во время своего длительного
пребывания на территории Армении многие
казаки становились местными жителями,
а многие даже вступали в смешанные браки.
В то же время казачье войско Армении пополнялось
за счет местного населения, армян.
По данным «Военно-исторического
журнала», в метрической книге ереванского
собора было много записей, фиксирующих
факт совместных браков казаков и армян,
что говорит о пополнении рядов казаков
детьми полуармянского происхождения.
Количественный пик присутствия
казаков в Армении пришелся на период
Первой мировой войны. В тот момент, согласно
данным «Военно-исторического журнала»,
практически все казачьи формирования
отправили в Закавказье своих воинов.
Приводятся данные, что только Кубанское
казачье войско предоставило в зону боевых
действий 11 полных дивизий, корпус кубанских
пластунов, 5 конно-артиллерийских батарей,
а Терское казачье войско прислало несколько
полков и батарей. К этим формированиям,
по данным экспертов журнала, примыкали
казаки, рожденные уже в Армении, которых
условно называют «карсские» казаки.
Много казаков, погибших во
время Первой мировой войны, было похоронено
на армянских кладбищах в разных селениях.
Например, в таких, как Пинадуз и Башкей.
По приблизительным данным в то время
количество казаков, находившихся в Армении,
приближалось к пятидесяти тысячам человек.
Причиной исчезновения казаков
с земель Армении служит начало Гражданской
войны в России. Почти все казачье население
переселилось на Северный Кавказ, где
принимало участие в боевых действия на
стороне Антона Ивановича Деникина.
После исчезновения казаков
с армянских земель о них здесь не упоминалось
практически до самого конца девяностых
годов прошлого века. По данным газеты
армянской общины Ростова-на-Дону «Нахичевань-на-Дону»,
в 1997 году в Армении было не более пятисот
казаков, которые не были объединены в
одну общину. Но и при таком малом количестве
в казаках числились люди армянского происхождения.
Так, в селе Привольное (на 1997 год – 125 казаков)
куренным атаманом был Арутюнян, а в городе
Ванадзор (на 1997 год – 35 казаков) – Агаханян.
В Армении сохранились казачьи
посты и церкви, памятники и мемориальные
комплексы, воинские захоронения и братские
могилы с именами воинов-казаков. 9 октября
2005 года в районе «Канакер» г.Еревана был
воздвигнут «Памятник Казаку», а 30 декабря
2008 года состоялось открытие восстановленной
казачьей заставы «Анипемза» на участке
Ленинаканского погранотряда.
Армяне в казачестве - это разведчики,
пластуны, переводчики, отдельные полки
и дружины, о чем имеются архивные документы
и различные публикации. Были армянские
атаманы, назначенные Государем России,
под руководством которых воевали различные
казачьи части, в том числе и донские казаки.
Например, генерал-лейтенант, князь Валериан
Мадатов (уроженец Карабаха) воевал совместно
с атаманом Матвеем Платовым и является
героем Отечественной войны 1812 года. О
том, что под командованием князя Мадатова
успешно воевали и казаки, отмечено указами
царя Александра (8.01.1810г., 1.09.1910г.), царя
Николая (9.07.1829г.), канцлера Милорадовича
(31.10.1823г.) - всего 25 указов. Указами Государя
Российского наказными Атаманами были
назначены: атаман Терского казачества
и будущий министр внутренних дел России
М.Лорис-Меликов, атаман Амурского казачества
С.Лазарев. Были и другие атаманы, например
Тер-Гукасов, С.Арутюнов и др. В конце концов,
не нужно забывать, что и армяне и казаки
пережили в своей истории геноцид. Эти
традиции продолжаются и сейчас, после
реабилитации казачества. Внуки и правнуки
тех армянских казаков, решили продолжить
их патриотическое служение России, взаимодействуя
с российскими атаманами, работают в области
возрождения казачества и укрепления
дружбы народов Армении и России.
Достаточно символично, что
20 августа 2010 года в г.Гюмри президенты
Российской Федерации и Республики Армения
Дмитрий Медведев и Серж Саргсян лично
приняли участие в торжественном открытии
памятного комплекса «Холм Чести» 155 офицерам
Русской Императорской Армии (часть из
которых — казаки), погибшим в ходе русско-турецких
войн XIX века.
Несмотря на высокий уровень
российско-армянских отношений в целом
и бережное отношение к истории русско-армянского
боевого братства, теме казачества уделяется
недостаточное внимание. И если в Российской
Федерации казачьи войска внесены в государственный
реестр, то казаки в Армении действуют
пока лишь на уровне общественных организаций.
Конечно, многие говорят о том, что как
таковых армянских казачьих войск и не
было, но они не учитывают огромное количество
казаков-армян, в том числе знаменитых
полководцев. Таких, как М.Лорис-Меликов,
В.Мадатов, А.Тормасов, В.Калпакчи, И.Дорохов,
Д.Дохтуров, А.Ермаков, Я.Кульнев, А.Кутаисов,
Г.Кушелев и многие другие. А найденные
в архивах упоминания о казаках-армянах
датируются XII веком!
Кроме этого, на территории
Армении проживают и потомственные казаки
— потомки некогда воевавших здесь воинов.
3 Крупнейшая армянская
община России. Культура и быт.
Армяне в Краснодарском
крае — крупнейшая армянская община России.
Региональная группа кубанских армян
формировалась на протяжении нескольких
веков и на основе миграционных потоков
из различных государств и регионов, что
сделало её очень разнородной. Эта разнородность
ещё более усилилась в 1990-е годы, в период
распада СССР и обострения этнических
конфликтов и экономической разрухи в
Закавказье, когда Краснодарский край
стал домом для многих десятков тысяч
армянских беженцев и переселенцев из
Азербайджана, Армении, Грузии. В то же
время большинство современного армянского
населения Краснодарского края — не мигранты,
а местные жители. Так, например, примерно
15 % общины, живёт в крае со времен Средневековья
(Х-ХV вв.), в связи с падением древнего Армянского
царства Багратидов, ещё 46 % обосновались
в регионе между 1860—1916 гг., как правило
это были армяне из Трапезундского вилайета
Османской Империи и лишь оставшиеся 39
% относятся к так называемым «новым поселенцам»,
которые обосновались в Краснодарском
крае в советские и постсоветские годы.
Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском
крае проживало свыше 182 тыс. армян (34,2
% от общей численности армян в РСФСР),
согласно переписи 2002 года — ок. 275 тыс.
(24,3 % от общей численности армян в Российской
Федерации, 5,4 % населения края).
При этом в Туапсинском районе армянское
население составляет 21 %, в Большом Сочи
— 20,2 %, более 10 % населения армяне составляют
в городе Белореченске, в Анапском и Апшеронском
районах.
В период между переписями населения 1989
и 2002 годов армяне стали второй по численности
после русских этнической общностью Краснодарского
края (в 1989 году второе место после русских
занимали украинцы).
Однако по многим неофициальным данным,
реальная численность армян в крае значительно
больше официальных. Так, например, приводятся
цифры от 500 тысяч до 1 миллиона. По данным
главы Союза Армян России Ара Абрамяна,
в Краснодарском крае живёт от 650 тысяч
до 700 тысяч армян.
При этом армянское население края-это
не однородная масса, а представляет собой
конгломерат различных субъэтнических
групп, имеющих разную историю своего
появления на территории современного
Краснодарского края. Главным образом
можно выделить 3 группы армян : закубанские,
амшенские и переселенческие, или «новые».
Говоря о численности каждого из групп
приводятся следующие цифры :
Закубанские армяне (или черкесогаи) —
субътническая группа армян, поселившихся
на территории современного Краснодарского
края в 10-15 веках. их численность оценивается
в 100 тысяч человек, или 15 % от общей численности
местных армян.
Амшенские армяне — субъэтническая
группа армян, поселившихся на территории
края между 1860—1916 гг. их численность оценивается
в 300 тысяч человек, или 46 % от общей численности
общины.
Переселенческие (или новые) армяне —
группы этнических армян, поселившихся
в крае в основном в 1990-е гг., главным образом
беженцы или вынужденные иммигранты из
республик Закавказья (Абхзия, Грузия,
Армения, Нагорный Карабах, Азербайджан)
и других регионов бывшего СССР (Чечня,
Астрахань, Ростов-на-Дону и т. д.) . Общая
численность этой группы армян, оценивается
в 250 тысяч человек, что составляет 38 % местного
армянского населения.
Переселенческие группы:
- переселенцы из Абхазии (потомки старожильческих
групп амшенских армян, живут в основном
в Сочинском районе); для них характерно
наличие давних прямых контактов с армянами
на российской территории, сходство занятий,
ценностей и языковая идентичность, что
максимально облегчило их адаптацию к
новой социальной среде;
- беженцы из Азербайджана (который для
многих беженцев и переселенцев стал своего
рода транзитным пунктом), подразделяются
по географии исхода на бакинцев, сумгаитцев,
кировабадцев и др.;
- переселенцы из Грузии — из Ахалкалакского,
Богдановского (франги, эрзерумцы) и Ахалцихского
районов и в небольшом количестве — из
Тбилиси. Ахалцихский и Ниноцминдский
муниципалитеты Грузии до сих пор остаются
местами компактного проживания армян,
в том числе армяно - католического населения
(в большинстве своём они были переселены
туда после Адрианопольского мирного
договора 1829 года), а в Ахалкалакском районе
армянское население составляет этническое
большинство (выходцы из Эрзерума). В Краснодарском
крае ахалкалакские армяне поселились
в станице Казанской, в Гулькевичах, Кропоткине,
Тимашёвске;
- переселенцы из Армении и из Нагорного
Карабаха, покинувшие родные места в основном
из-за тяжёлых условий жизни, порождённых
транспортной, энергетической и торговой
блокадой, сохраняющейся со времён Карабахской
войны; часть армян — это пострадавшие
от землетрясения 7 декабря 1988 года (районы
Ленинакана и Спитака), принятые местными
властями в гостиницах и санаториях Геленджика,
Анапы, Туапсе и города Краснодара;
- переселенцы из Средней Азии — изначально
это в ыходцы из Нагорного Карабаха, Зангезурского
и Горисского районов Армении, вынужденные
уехать в Россию в результате ксенофобного
давления, которому они подверглись в
постсоветских республиках; в эту группу
можно отнести и беженцев и переселенцев
из Грозного (Чечня).
Армянский национальный
район
Армянский национальный район
— национальный район в составе Краснодарского
края (в 1925—1934 — Северо-Кавказского, в
1934—1937 Азово-Черноморского) края.
Национальный район был образован 10 марта
1925 года на территории, населённой преимущественно
армянами. Центром района было назначено
село Елисаветпольское. Первоначально
Армянский национальный район входил
в Майкопский округ. В 1930 году окружное
деление было упразднено .
С конца 1930-х годов термин «национальный
район» перестаёт употребляться, и район
называется просто Армянским.
С 1943 по 1946 год центром района б ыло с ело
Черниговское.
В 1953 году район был упразднён, а его территория
— разделена между соседними районами.
Краснодар
В Краснодаре действуют Региональное
отделение Союза армян России, Краснодарская
городская организация САР, Пашковская
армянская община (пос. Пашковский). Краснодар
является центром епархии юга России Армянской
апостольской церкви.
Новороссийск
История армянской общины Новороссийска
уходит своими корнями к основанию города.
Одним из его основателей, адмирал Серебряков
(Арцатагорцян), имел армянское происхождение.
Армянская община внесла значительный
вклад в развитие города, в разные периоды
времени армяне занимали здесь руководящие
должности, оказывали финансовую и материальную
помощь, вносили вклад в развитие деловой
активности и т. д. На сегодняшний день
численность армян, по данным Армянского
культурного общества «Луйс», составляет
около 40 тыс. человек.
В городе действует три армянских общества
«Луйс», «Дар» (Дружба армян России) и отделение
Союза армян России. Выпускается ежемесячная
газета «Луйс», действуют молодёжные кружки
пения, танцев, работает воскресная армянская
школа, а также строится большая Армянская
церковь в районе Мефодиевки. Многие армянские
бизнесмены занимаются меценатством и
благотворительностью, помогая детским
садам, школам, университетам, финансируя
строительство культурных памятников
(таких, как, например, памятник основателям
города на набережной Серебрякова). Также
в городе Новороссийске существуют две
армянские некоммерческие организации:
Международное Армяно-Казачье Объединение
Дружбы и Сотрудничества (МАКО ДС) и Фонд
по реставрации памятников ВОВ имени Героя
Советского Союза Унана Аветисяна.
Сочи
Первые армяне-переселенцы появились
в Сочинском округе в 1882 году. Это были
беженцы из Турции. В дальнейшем было ещё
несколько потоков беженцев, особенно
значительные относятся к 1905 году и периоду
Первой мировой войны.
После Спитакского землетрясения число
армян в городе также выросло.
На данный момент в Лазаревском районе
Сочи строится памятник армянскому генералу
Андранику Озаняну.
В городе действует Краснодарская Краевая
Общественная Организация «Армянская
диаспора Святой Саркис», основанная в
1992 году братьями Арменом и Амбарцумом
Мхитарянами, которые руководят организацией
по настоящее время. Основными целями
деятельности организации являются содействие
национальному и духовному возрождению,
сохранению и развитию языка, культуры
и традиций армянского народа. В п. Калиновка
Лазаревского района г. Сочи с 1993 года
организация возводит Армянскую Апостольскую
Церковь Святого Саркиса. Фундамент Церкви
был торжественно Освящен 5 октября 1993
года Главой Ново-Нахичеванской и Российской
Епархии Архиепископом Тираном Курегяном.
В таких крупных сочинских сёлах как Весёлое,
Высокое, Горное Лоо, Нижняя Шиловка армяне
составляют более половины населения.
Туапсе
Первые армяне поселились в Туапсе в ХI
веке и уже к ХV веку, на территории района
сформировалась крупная армянская колония,
с собственной административно-правовой
системой. В колонии насчитывалось 9 населенных
пунктов. Армяне в Туапсе занимались в
основном земледелием, хотя имелись так
же ремесленники и купцы. С вхождением
района в состав Российской империи в
ХIХ веке, большинство местного армянского
населения значительно ассимилировалось
в русской среде. В конце ХIХ века в район
прибывают армяне из Черноморского побережья
Малой Азии. По официальным данным на 2002
год, в Туапсинском районе проживало 12859
армян, что составляло 20,99 % населения района,
по неофициальным данным, число армян
может достигать 25 тысяч, или 40 % населения.
Темрюк
На территории Темрюка армяне обосновались
в X—XIII вв., так, например, в Темрюкском
музее хранятся два мраморных обломка
одной плиты — хачкара, датируемые XIII
— первой половиной XIV вв.
Посетивший регион в XVIII веке Иоганн Тунманн
говоря о поселении отмечал: «Темрук, маленький
город на северо-востоке от Тамани; он
лежит на том рукаве Кубани, который получил
название от этого Темрука и неподалеку
отсюда впадает в Азовское море. Он ведет
довольно значительную торговлю. Жители
его частью ясы, частью греки, евреи и армяне;
они с давнего времени платили дань крымскому
хану. Он немного укреплен, но в течение
двух последних столетий очень страдал
от набегов донских казаков. Как кажется,
его основали черкассы в монгольский период.
Он ни в коем случае не древняя Таматарха»
В ХIХ веке, а также в начале ХХ века, число
местных армян возросло за счет армян-амшенцев
из провинции Трапезунд Османской империи.
В 1990-е гг., в Темрюк прибыли несколько
сотен армянских семей из конфликтных
зон Кавказа и Закавказья. По данным местной
армянской общины, в Темрюкском районе
проживает ок. 20 тысяч армян, что составляет
ок. 15 % населения района.
Армавир.
В Закубанье большинство армян переселилось
в XV веке из Крыма, где к тому времени окончательно
сформировалось вассальное Турции Крымское
ханство и условия для проживания преобладавших
там некогда христиан (греки-румеи, армяне,
крымские готы) резко ухудшились. В 1475
г., когда турки окончательно захватили
Крым и стали истреблять мирное население,
армяне начали активно эмигрировать, при
этом часть из них нашла убежище среди
адыгов и абхазов, в то время ещё христиан
или язычников. Армяне-переселенцы, прожив
в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи,
особенности быта, весь уклад жизни адыгов,
среди которых они поселились, однако
сохранили своё этническое самосознание
и христианскую веру — армяно-григорианскую,
близкую к русскому православию. В результате
взаимопроникновения двух культур сформировалась
новая этническая группа черкесогаев—горских
армян (черкесогаев).
C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться
ислам, и для горских армян возникла угроза
потери национальной религии. В конце
1836 года они обратились к начальнику Кубанской
линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу
с просьбой «принять их под покровительство
России и дать им средства поселиться
вблизи русских». В 1837 году по решению
российского генерала на левом берегу
Кубани, против станицы Прочноокопской,
возник небольшой аул горских армян.
В 1839 году поселение черкесогаев переместилось
ближе к устью реки Уруп. Этот год считается
официальной датой появления Армавира,
первоначальное название которого было
Армянский аул. Аул с трёх сторон был окружён
глубоким рвом шириной 2,5 метра и валом.
С четвёртой стороны протекала река Кубань,
ставшая естественной границей Армавира.
Границы поселения несколько раз изменялись
в связи с тем, что с гор переселялись всё
новые и новые семьи. В первые годы в ауле
обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество
увеличилось до четырёхсот. Помимо горских
армян в поселении проживало несколько
сотен крепостных горцев (в 1859 году их
было 753 человека). Жизнь черкесогаев на
новом месте протекала по тем же законам
родового быта, которого они придерживались
в горах. Селение было разбито на кварталы,
в которых селились семьями, вышедшими
из одних и тех же аулов.
В 1848 году поселение получило официальное
название Армавирский аул в честь древней
армянской столицы Армавира.
В 1875 году через Армавир была проложена
Владикавказская железная дорога. В 1876
году аул получил статус села. В 1908 году
было начато строительство «Армавир-Туапсинской
железной дороги».23 марта (5 апреля) 1914
года «Высочайше утверждённым положением
Совета министров» село было преобразовано
в город.