Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:45, реферат
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обще¬ствоведении существует множество разноре¬чивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра¬зование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, кото¬рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
твор¬ческих усилий. Но в культуре человек не только дей¬ствующее, но и
самоизменяющееся существо. Созда¬вая мир предметов и идей, он создает и
самого себя.
ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-
нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием
передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального
творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке
«правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный
фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению
на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П.
Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и
изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х годах несколько сборников
русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского
(1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший
обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического,
камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая
красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы,
симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой
эмоционального воздействия.
Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве
он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными
силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом
музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его
последних произведениях.
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его
программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из
литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй
половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все
дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все
сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного,
определенного содержания».
Список использованной литературы
1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура,
изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII - XX веков. Ред.
Аксенова. – М.: Аванта+, 1999г.
2. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989.
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.
4. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времён
до 1861 года. – М.,1989.
5. “Очерки истории русской культуры XIXв.” под редакцией Волынкина Н.М.
Москва “Просвещение”.