Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Содержание

Введение 3
Культура восточного славянства 5
Культура Киевской Руси 11
Культура русских земель и княжеств в период раздробленности 20
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

В результате    в    регионах     складываются     собственные художественные школы,  а в художественную культуру вливаются новые черты,    связанные    с    местными    бытовыми    особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого  периода  развивается  так же быстро,  как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии  святых),  различные послания,  исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в  Чернигове,  Владимире,  Смоленске  и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения  пронизывает  идея  единения  Руси  перед лицом  внешней  опасности.  Неизвестный  автор  оставил  бесценный письменный памятник «Слово  о  полку  Игореве»,  рассказывающий  о походе   в   1185  году  Игоря  Святославича  на  половцев.  Главный упрек адресуется князьям, которые  «своими  крамолами  начали  ...наводить  поганых на землю Русскую, ...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство  не  может  успешно  обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени...  Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за  землю  Русскую,  за  раны  Игоря, храброго Святославича!».

В основу   повести   легли   традиции   русского    народного творчества.  Самый  лирический  момент произведения – монолог-плач Ярославны,  верной и преданной жены  Игоря.  По  старой  языческой традиции, она  обращается  к  природным стихиям как к одушевленным силам:  «О ветер,  ветрило!  ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских   воинов   сынами  Даждьбога.  Часто  использует  эпитеты, характерные для устного народного творчества:  серый волк,  чистое поле, черная земля.

«Слово о полку  Игореве»  оказало  огромное  влияние  на  всю русскую  культуру.  Оно  стало образцом для создания  «Задонщины» – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского  на  Куликовом поле.  В  XIX  и  XX  веках  литераторы  и  художники не перестают обращаться  к  событиям  того  времени.  Хорошо  известны  картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

 

Заключение

Развитие русской культуры в IX — начале XIII вв. представляет собою непрерывный поступательный процесс, процесс, который, накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи — новгородские фрески, в архитектуре — владимиро-суздальское зодчество, в литературе — летописи и «Слово о полку Игореве». Проникновение в культуру высших классов общества народных начал делает вторую половину XII в. и начало XIII в. особенно значительными в истории русской культуры.

Вопреки реакционным утверждениям некоторых немецких историков искусства  о том, что русская культура до татаро-монгольского завоевания находилась на очень низком уровне развития, что  росток византийской культуры, пересаженный на русскую почву, не развивался, а  хирел, — вопреки этим утверждениям следует признать, что вся история  русской культуры до татаро-монгольского завоевания свидетельствует о необычайной  творческой силе русского народа, о  ее все нарастающем поступательном движении. Только исключительно тяжелым  гнетом татаро-монгольского ига может  быть объяснена та задержка в культурном развитии Руси, которая наступила  с середины XIII в. — с того самого времени, когда как-раз особенно интенсивным становится культурное развитие Европы, защищенной русской  кровью от опустошительного урагана  с Востока.

Татаро-монгольское нашествие  не «завершило собою естественного  процесса постепенного упадка», наоборот, оно внешней силой, искусственно, катастрофически затормозило интенсивное  развитие древнерусской культуры. Именно поэтому татаро-монгольское нашествие  было воспринято на Руси, как космическая  катастрофа, как вторжение потусторонних  сил, как нечто невиданное и непонятное.

То же впечатление от татаро-монгольского завоевания, как от мировой катастрофы, скорбь и горе от гибели величайших культурных ценностей русского народа отразились в многочисленных литературных и летописных откликах на нашествие  Батыя.

Но русская культура, достигшая своего весеннего цветения накануне татаро-монгольского ига, придавленная копытами татарской конницы, сохраняла силы для будущего развития. Народные начала, вошедшие в нее накануне татаро-монгольского ига, заложили прочные основы для последующего образования национальных культур трех великих братских народов: русского, украинского и белорусского.

Список литературы

  1. Д. С. Лихачев Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI-XVII вв. М.;Л. АН СССР.: 1945
  2. "Краткий очерк истории русской культуры". Академия наук СССР, 1967г.
  3. Ледовских Н.П. История русской культуры: Учебное пособие. – Рязань, 1999
  4. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Муравьев А.В., Сахаров А.М., М., «Просвещение», 1984
  5. Я познаю мир. История.  Чудакова Н.В., Громов А.В., М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997

Информация о работе Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия