Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
При
всем этом летопись была важнейшим
политическим документом современности
и являлась сильным оружием в
политической борьбе. Идеализированный
образ летописца, который, "добру
и злу внимая равнодушно", записывает
бесстрастной рукой происходящие события,
очень мало соответствует
В конце XIII - начале XIV в. развилось летописание в Твери, примерно с 1326 г. оно началось в Москве, большое развитие оно получило в Новгороде и Пскове, а также Ростове, Суздале и в некоторых других центрах. Не сохранилось памятников рязанского летописания, которое, несомненно, также существовало.
Как
на пример отражения политической борьбы
в летописании XIV в. можно указать
на освещение одних и тех же
событий в московских и тверских
летописях. Так, конфликт между тверским
князем Михаилом Ярославичем и московским
Юрием Даниловичем в 1313-1319 гг. тверская
летопись описывает очень подробно,
изображая тверского князя
Характерно,
что события Куликовской битвы
были по-разному освещены в летописях:
очень подробно в московском летописании
и очень коротко в
Летописание
по-прежнему отличалось многими местными
особенностями не только в политической
концепции, но и в самих его
приемах. Весьма своеобразны новгородские
летописи, в которых наиболее сильно
отразилась демократическая струя.
Новгородские летописи очень просты,
конкретны в изложении, в них
заметно большое внимание к обыденным
событиям городской жизни. Как военная
хроника читается псковская летопись,
отразившая героическую историю
города-воина, стоявшего на западном
рубеже Русской земли и ведшего
упорную борьбу против иноземных
захватчиков. Возвышенно и высокопарно
звучит московское официальное летописание
с особенно сильной религиозно-
При всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Где бы ни составлялась летопись, какие бы местные политические интересы она ни защищала, в ней все равно красной нитью проходит тема общности Русской земли, ее борьбы против иноземных завоевателей, понимаемой летописцем как борьба в защиту православия и христианства. Интересно, что война Москвы против Новгорода была облечена также в религиозную форму борьбы против отступничества Новгорода от христианства, для чего был использован факт связей боярской аристократии Новгорода с Литвой и католической церковью. Патриотизм в его своеобразной религиозной окраске, типичной для средневековья, является ярко выраженной чертой русского летописания.
Этот
патриотизм нашел свое проявление также
и в одной замечательной
Труд летописца имел огромное общественное значение. Недаром в каждом княжестве, в каждой земле, даже при отдельных церквах, вели летописные записи, по заказу светских и духовных властителей создавались летописные своды.
Московские
записи появляются с основания первого
каменного Успенского собора (1326 г.).
Около 1408 г. в Москве был составлен
уже не местный, а общерусский
летописный свод (Троицкая летопись, погибшая
во время московского пожара в 1812
г.), а в связи с созданием
нового большого Успенского собора в
конце XV в. возник Московский летописный
свод 1480 г.- одно из самых значительных
произведений русского летописания. Когда
суздальско-нижегородский
Закончив свой труд, составитель летописи монах Лаврентий (по имени которого летопись и получила название "Лаврентьевской") обратился к своим читателям с проникновенными словами о том, что "радуется купец, прикуп створив (т. е. получив прибыль), и кормчий, в отишье пристав, и странник, в отечьство свое пришед", и сравнил эту радость с радостью "книжного списателя", который "дошед конца книгам", а затем прибавил:
"Господа,
отцы и братья! Оже (если) ся
где буду описал, или переписал,
или не дописал (где ошибся),
чтите, исправливая Бога деля
(читайте, исправляя ради бога)
Как
было сказано, летописание находилось
в руках феодальных кругов и отражало
их классово-политические интересы. Поэтому
наряду с патриотизмом и идеей
защиты Русской земли, ее силы и процветания
в летописях отчетливо видна
проповедь классового мира и подчинения
народных масс властям. Описания народных
восстаний даются во враждебном тоне,
летописцы говорят с осуждением
о "черни", всячески стараются
показать ее низкие нравственные качества
и, наоборот, идеальными героями рисуют
представителей господствующего класса.
Само слово "смерд" нередко употребляется
в летописях в ругательном
смысле. Реальная действительность острых
классовых противоречий заставила
однажды летописца с
В
то же время в летописи проникали,
обычно в переработанном виде, и
некоторые мотивы народной идеологии.
Это сказывалось более всего
в использовании форм устного
народного творчества при изложении
материала, но, кроме того, иногда и
в освещении отдельных событий,
особенно в новгородских летописях,
где временами видно явное
сочувствие летописца народным массам.
Так, например, в рассказе об одном
восстании летописец прямо
В рамках средневекового летописания получила развитие историческая мысль, расширился исторический кругозор, появились новые виды исторических произведений. К ним относятся прежде всего "Хронографы", посвященные уже не только русской, а всемирной истории, освещаемой с религиозно-богословских позиций. По мнению некоторых исследователей, первый "Хронограф" был составлен в 1442 г. выходцем из Сербии Пахомием Логофетом на основании южнославянских, переводных с греческого и русских сочинений. "Хронограф" был, по-видимому, составлен в связи с отказом русской церкви признать Флорентийскую унию и имел целью обличить византийских правителей, согласившихся на унию.
Ведущим
направлением общественно-политической
мысли XIV-XV вв., отразившейся как в
летописях, так и в других литературных
произведениях, была выраженная в религиозной
форме идея общерусского единства и
сильной княжеской власти в союзе
с церковью. Это была феодальная
идеология по своему классово-политическому
содержанию, выражавшая прогрессивное
в то время движение к созданию
единой феодальной монархии. С наибольшей
силой эта идеология
В народных массах веками накапливались многие практические знания и наблюдения над природой, вырабатывались различные технические приемы. В XIV-XV вв. мы можем отметить их дальнейшее накопление и развитие, связанное в первую очередь с ремесленным производством и сельским хозяйством.
Ремесленные мастера обладали необходимыми навыками и знаниями в области свойств различных материалов, хотя эти знания, по-видимому, еще не обобщались. В первое столетие после монголо-татарского нашествия многие технические приемы строительства были утрачены, но со второй половины XIV в. русские мастера стали вновь возводить сложные сооружения. Они решали, например, практические задачи устойчивости и равновесия сооружений, о чем свидетельствуют, например, такие новгородские памятники, как Евфимьева палата и звонница 30-х гг. XV в. Мастера широко применяли системы рычагов; на них были основаны конструкции стенобитных "порок".
Занятия
многих миллионов крестьян сельским
хозяйством вырабатывали передававшиеся
из поколения в поколение
Вместе
с тем внимание образованных людей
того времени привлекали различные
необычные явления природы, которые
они пытались объяснить преимущественно
в духе господствующей религиозной
идеологии. Свидетельства этому
мы видим в летописных текстах. Произошло,
например, в 1291 г. затмение Луны - и летописец
толкует это как
Интерес
к строению Земли и Вселенной
привел к появлению особых сочинений.
В одном рукописном сборнике Кирилло-Белозерского
монастыря, датируемом примерно 1424 г.,
содержатся статьи: "О широте и
долготе земли", "О стадиях
и поприщах", "О земном устроении",
"О расстоянии между небом и
землей", "Лунное течение" и
т. п. Как отмечает исследователь
истории русской науки Т. И. Райнов,
статьи о широте земли, о земном устроении
и пр. "отличаются совершенно трезвым
натуралистическим характером"