Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века (2 часа)
Предмет и задачи курса.
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика).
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

     1.   Первым  органом, специально созданным для управления Казахстаном, был Казахский отдел при Наркомате по делам национальностей РСФСР, образованный 11 мая 1918 г. По мере освобождения территории края от белогвардейцев восстанавливалась Советская власть и уже через год – 10 июля 1919 г. декретом СНК был образован Кирревком. Его главной задачей стала подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования советской государственности Казахстана.

     В программе большевиков был пункт  о праве наций на самоопределение. Партия «Алаш» в своей программе предлагала создание национального государства «Алаш-Орда», которое должно было войти в состав демократической России в виде национальной автономии.

       Кирревком существовал до октября  1920 г.  26 августа 1920 г. ВЦИК и  СНК РСФСР приняли Декрет «Об образовании автономной Киргизской (Казахской) ССР в составе РСФСР». 4-12 октября 1920 г. в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов КАССР. Съезд избрал верховные органы власти, принял «Декларацию прав трудящихся КАССР». В ней было провозглашено право свободного национального развития для каждой нации, но многие положения остались декларациями. А.Байтурсынов назвал созданную автономию «кукольной республикой»: государственность была создана, но придать ей тот статус, которого добивалась казахская интеллигенция, советское правительство опасалось.

     Тем не менее, создание казахской советской государственности имело важное значение: были собраны воедино казахские земли, в 1924-1925 гг. было проведено размежевание республик Средней Азии и Казахстана, восстановлено название «казахи», «Казахская АССР». Казахстан оставался автономной республикой до декабря 1936 г., когда он получил статус союзной республики. Формальный статус республики в составе СССР изменился весьма существенно. Однако в плане суверенизации республика оставалась все той же бесправной и жестко подчиненной центральной власти.

     2. В прошлой лекции мы говорили о том, что в условиях гражданской войны большевики сумели удержаться у власти, отступив от  части своих принципов. Сложилась пирамида власти, осталась одна правящая партия. Проводилась политика «военного коммунизма», продразверстка. Большая часть национализированных предприятий бездействовала. Поэтому в стране росло недовольство  народа, происходили восстания, мятежи. Страну охватил экономический  и политический кризис. Это заставило партию отойти от утопических догм революции, совершить поворот в политике – в марте 1921 г. на Х съезде РКП (б) была принята новая экономическая политика (НЭП). Основные принципы НЭПа:

      • свобода денежного обращения;
      • замена продразверстки продналогом (фиксированным налогообложением);
      • передача мелких и средних предприятий в аренду капиталистам;
      • элементы хозрасчета на социалистических предприятиях.

     В Казахстане продналог был введен в марте-апреле 1921 г. Начали расширяться  посевные площади, росли валовые  сборы зерна. На фабрики и заводы возвращалась заработная плата. В 1922-1924 г.г. успешно осуществлялась денежная реформа. Страна получила твердую валюту, высоко котировавшуюся на мировых денежных рынках. Все более заметную динамику стала обретать торговля. Оживление капиталистических начал (частная собственность и рынок) создало благоприятные условия для развития  кооперации. Но НЭП вызывал и кризисные явления в экономике: кризис цен, кризис хлебозаготовок.

     В целом новая экономическая политика оказалась эффективной. В Казахстане к 1926 г. промышленность была восстановлена на 61 %, а сельское хозяйство – на 82 % к довоенному уровню (1913 г.). К концу 1925 г. уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению  с 1920 г. в 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Бесперебойно функционировали железные дороги.  В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской губерний был достигнут уровень 1913 г. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. По сравнению с 1922 г. поголовье скота  в 1925 г. удвоилось. Постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство.

     Таким образом, народное хозяйство начало выходить из кризиса. Восстанавливался приоритет рыночных, товарно-денежных связей, а структура отношений собственности приобрела многоукладный характер. Именно сосуществование различных форм собственности (государственной, частной, государственно-капиталистической, кооперативной и др.), их конкуренция и взаимосвязь сообщали импульс поступательному движению развития хозяйства. (См.: История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие/ Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева, А.Н. Алексеенко, Г.С. Баратова. Алматы, 2000, с.285-287).  Тем не менее,  во 2 половине 1920-х гг.  от НЭПа отказались:   советских руководителей пугал рост капиталистических элементов, использование рыночных отношений рассматривалось как временное отступление от социализма; к началу 1930-х годов сложился режим личной власти Сталина, административно-командная система, которой не соответствовали принципы НЭПа.  

     Сегодня опыт НЭПа вызывает большой интерес, проблему НЭПа называют одной из ключевых проблем советской истории.

     3. НЭП воспринимался в 1920-е годы как долговременная политическая стратегия. Но уже к концу 20-х г.г. политический курс претерпел коренные изменения. Главным приоритетом была объявлена индустриализация страны, причем в сверхфорсированном режиме. Индустриализация предполагала наличие достаточного фонда накопления. Источниками накоплений стали рабочий класс, «лагерная экономика» и крестьянство. Но   в условиях НЭПа изъятие крестьянского продукта могло быть осуществлено лишь внеэкономическими  методами. Это стало очевидно при попытках государственных закупок по заниженным ценам – крестьянство перестало продавать хлеб. В казахском ауле в условиях НЭПа шло расслоение крестьянства. Но партийные документы преувеличивали остроту классовой борьбы. Кочевое хозяйство еще не исчерпало полностью своих возможностей. Уже в конце 1920-х годов в Казахстане применялись насильственные методы при проведении хлебозаготовок и мясозаготовок, а в августе   1928 г.  конфисковано имущество 700 хозяйств баев.

     Начало  массовой коллективизации было положено постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. В нем были намечены сроки коллективизации, переход к политике ликвидации кулачества как класса. Казахстан должен был завершить коллективизацию весной 1932 г. Коллективизация проводилась форсированно: в 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, на 1 апреля 1930 г. – 50,5%. К октябрю 1931 г. –около 65 %. Коллективизация в  Казахстане проводилась  одновременно с переводом  кочевников на оседлость.  Все это вызывало сопротивление коллективизации. Всего было 372 выступления, в которых участвовало около 80 тыс. человек.  В Сузакском районе восставшие смогли взять власть в свои руки, но выступление было быстро подавлено.

     В ходе коллективизации не учитывалась  специфика кочевого общества, особенности  Казахстана. Раскулачиванию подвергались не только байские хозяйства, но и  середняки. Создаваемые колхозы не имели материальной базы. В результате возник массовый голод в Казахстане в 1931-1934 гг. Разрушение традиционной структуры обернулось катастрофой животноводческой отрасли. В 1928 г. в Казахстане насчитывалось 6509 тыс. голов крупного рогатого скота, 18 566 тыс. овец, а в 1932 г. - 965 тыс. голов крупного рогатого скота, 1386 тыс. овец В сентябре 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) о животноводстве Казахстана. Сменилось руководство республики: место Ф.Голощекина занял Л.Мирзоян. Но в целом политика коллективизации продолжалась.  Жертвы голода в Казахстане составляют 2,1 млн. человек, откочевавших за пределы республики – 1,7 млн. человек.

     4. Индустриализацияь – создание тяжелой промышленности. Идеи индустриализации высказывались В.И.Лениным еще в конце ХIХ в. В декабре 1920 г. был принят план ГОЭЛРО (в течениие 10 лет перевести страну на рельсы машинной индустрии). Но в условиях НЭПа реальностью стала многоукладность экономики, товарно-денежные отношения. Фактически индустриализация началась с принятия 1 пятилетнего плана (1928-1932 гг.), он была объявлена главным приоритетом и осуществлялась форсированными темпами. Индустриализация предполагала наличие фонда накоплений. Эта проблема решалась за счет рабочего класса, крестьнства и «лагерной экономики». Размеры заработной платы  рабочих не соответствовали реальным затратам труда. Принудительно распространялись облигации государственного займа. Труд заключенных использовался на рудниках, на лесоповале.  Но главным источником накоплений стало крестьянство. 
 

     Особенности индустриализации в Казахстане      Результаты  индустриализации в Казахстане
1. Преобладало  новое строительство.

2. Проблема  кадров рабочих и  ИТР.

3. Средства  поступали из центра.

     
1.Республика  стала индустриально-аграрной (58,9 %/41,1 % в 1939 г.).

2. Развивались,  главным образом, добывающие отрасли.  По производству цветных металлов, добыче нефти, угля занимал  2-4 места в СССР.

3. Уровень  потребления оставался низким, социальные  проблемы не решались.

 
 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие требования включала программа партии большевиков по национальному вопросу?
  2. Какое значение имело создание казахской советской государственности?
  3. Как изменился статус республики в составе СССР в 1936 г.?
  4. Каково содержание политики «военного коммунизма»?
  5. Каковы основные принципы НЭПа?
  6. Каковы результаты НЭПа в Казахстане?
  7. Какие особенности имела коллективизация в Казахстане?
  8. Чем обосновывалась необходимость индустриализации в Казахстане?
 

Рекомендуемая литература: 

  1. Абылхожин Ж.Б., Бурханов К.Н., Кадырбаев А.Ш., Султанов Т.И. Страна в сердце Евразии. Сюжеты по истории Казахстана. Алматы, 1998.
  2. История Казахстана: народы и культуры: Учебное пособие. Алма-Ата, 2001.
  3. Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие. Алматы, 2002.
  4. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан:  Астана, 2000.
  5. Шаймерденова М.Ж. История Казахстана. Алма-Ата, 1998.
  6. Верт Н. История советского государства 1900-1901гг. Алма-Ата, 1992.
  7. Валовой Д. Экономика абсурда и парадоксов. М., 1991.
  8. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачева. Алма-Ата, 1994.
  9. Назарбаев Н.А. Без правых и левых.  Алма-Ата, 1991.
  10. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алмат-Ата, 1992.
  11. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. Алмат-Ата, 1997.
 
 
 

Тема 12. Казахстан в  годы войны и послевоенный период (1940-1960-е гг.) – (2 часа) 

  1. Вклад Казахстана в победу над фашистской Германией.
  2. Международное положение страны после 2-мировой войны
 

     Целью  данной лекции является рассмотрение социального, духовного и нравственного опыта истории периода  второй мировой войны, формирование ценностных ориентаций студентов на основе восприятия  демократических ценностей, патриотизма и  взаимопонимания между народами. Лекция способствует установлению межпредметных связей с политологией, экологией и др. дисциплинами.

     Ключевые  слова: Великая Отечественная война, экономический потенциал, демобилизация, реэвакуация, перестройка  экономики на мирный лад, движение тысячников, скоростников, НТР, экстенсивные  пути развития, интенсивные пути развития, командно-административные методы руководства, демократизация, мирное сосуществование.

      1. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Уже в первые 5 месяцев войны были оккупированы районы, где проживало 40% населения страны, производилось 68% чугуна, 58% стали и алюминия, 65% угля, 40% железнодорожного оборудования. Исход войны зависел от того, как быстро удастся наладить «военную экономику», перебазировать  производительные силы на Восток.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"