Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:29, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Историческая мысль на пороге Нового времени. Гуманистическая историография
историография новая история
В XV-XVI вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 155.59 Кб (Скачать файл)

Крупнейшим исследованием в области социальной истории явилась серия работ английских историков, супругов Джона и Барбары Хэммонд. В 1910 г. вышла их первая монография «Сельский рабочий в 1760-1832 гг.», в годы Первой мировой войны была опубликована книга по истории городских рабочих в тот же период, а в 1919 г. - последний том серии, посвященный квалифицированным рабочим. Авторы привлекли материалы парламента и его комиссий, протоколы специальных обследований, впервые использовали архивы МВД. Раскрывали бедственное положение английских рабочих на ранних этапах промышленной революции. Как фабианцы, они исходили из идеи совпадения интересов рабочих и буржуа, но понять эту истину тем и другим мешала недостаточная образованность. Революционные выступления рабочих времен чартизма явились печальным результатом отсутствия духа согласия между различными классами. Они были порождены злоупотреблениями, эгоизмом и несовершенством политической системы. В ходе последующих реформ эти пороки постепенно устранялись.

Институциональные аспекты социальной истории рассматривали британские историки, деятели Фабианского общества супруги С. и Б. Вебб. Их «История тред-юнионизма» (1894) основывалась на обширном круге источников, включая архивы тред-юнионов. Значительное место отведено репрессивной политике властей до легализации профсоюзов и внутренней организационной структуре, целям и задачам тред-юнионов. Высоко оценивают реформистских профсоюзных лидеров. Чартизм в их понимании случайное явление. В «Промышленной демократии» (1897) тред-юнионы показаны как неотъемлемая составная часть капиталистического общества, условие его нормального функционирования. Пролетариат и буржуазия - «соучастники» процесса производства.

Институционалистский подход свойствен и американской коммонсовско - висконсинской школе рабочей истории. Методология лидера школы, профессора Висконсинского университета Дж. Коммонса формировалась под воздействием идей исторической школы в политэкономии (К. Бюхера). За экономическую основу общества Бюхер принимал уровень развития товарно-денежных отношений. Коммонс, вслед за Бюхером, рассматривал отношения между капиталом и трудом как отношения рыночных цен и заработков. Рабочее движение - это выступления групп производителей, заинтересованных в ограждении рынка от набегов внешних (импортные товары) и внутренних (дешевая рабочая сила) конкурентов. Профсоюзы - тип общественной организации, возникшей в силу взаимной групповой конкуренции в среде самих наемных рабочих (квалифицированные и др. категории рабочих). «Истинно АФТ». Влияние идеологии «среднего класса» на рабочее движение. К специфическим особенностям формирования рабочего класса и р. движения в США Коммонс относил наличие свободных земель, динамичное развитие внутреннего рынка, постоянный приток иммигрантов, наличие всеобщего избирательного права. Американское государство - своеобразный «встроенный регулятор» в системе общественных отношений.

Коммонсовско-висконсинская школа опубликовала в 1910-1911 гг. 10-томную «Документальную историю американского индустриального общества».

Заметное место в общественной жизни США начала XX в. занимала многочисленная и весьма активная группа социологов и публицистов радикально-критического направления. Она получила название «разгребателей грязи». Объектом их критики стали грязные махинации финансово-промышленных олигархов, продажность партийно-политической машины, коррумпированность госаппарата. Одновременно они занялись изучением исторических истоков этих явлений. Еще в 1894 г. Г. Ллойд в книге «Богатство против общества» на материалах отчетов конгресса, судебных и других документов раскрыл криминальные методы возвышения нефтяного треста «Стандард Ойл». В то же время В. Лаусон разоблачил в серии статей «взбесившиеся финансы» деятельность «Объединенной медной компании». В «Истории крупных американских богатств» (1909-1910) Г. Мейерс указывал на нетрудовой характер состояний Асторов, Гульдов, Вандербилтов. Весьма популярной была книга Л. Стефенса «Позор городов» (1904), где на примере мегаполисов разоблачалось подчинение властных структур финансово-промышленным группировкам. В 1930-е гг. он, объездив 16 крупных городов и 11 штатов, написал книгу «Разгребатели грязи. Автобиография».

Сенатор Р. Петтигру в книге «Торжествующая плутократия» доказывал, что экономическая мощь США сосредоточена в немногих руках, и эта кучка богачей составляет подлинное правительство страны. Источниками для написания книги служили известные автору факты политической жизни, исторические труды, автобиографии, мемуары, протоколы заседаний сената.

Во Франции социалист Ж. Жорес в рамках масштабного проекта «Социалистическая история Франции» опубликовал в 1901-1904 гг. четырехтомную «Социалистическую историю Французской революции». Название труда связано с тем, что книга предназначалась для рабочих и крестьян. Но она является социалистической и в другом смысле: французский социализм выступает как бы историческим продолжением Французской революции конца XVIII в. Жорес указывает, что черпал вдохновение из трех источников: у Маркса, Мишле и Плутарха. Методологические подходы Жореса близки к марксистским. Он раскрывает социально-экономические предпосылки революции, прослеживает эволюцию форм собственности, развитие промышленности и сельского хозяйства, выясняет влияние экономической структуры на образ правления и духовную жизнь. Но Жорес выступал против абсолютизации экономического фактора. Помимо материальных причин он объяснял остроту социальной и политической борьбы излишней непримиримостью революционеров. Осуждая насилие и террор, Жорес высоко оценивал Дантона, склонного к компромиссам.

 

3.Изучение политической  истории

 

Академик Э. Лависс был официальным историком Третьей французской республики. Он видел задачу историка в обосновании господствующих морально-нравственных ценностей средствами исторической науки. Совместно с А. Рамбо Лависс руководил изданием коллективного труда «Всеобщая история». Под его общей редакцией выходила «История Франции от ее истоков до революции». Но на формирование исторического и национального сознания французов гораздо большее влияние оказал учебник по истории Франции для начальных классов - «маленький Лависс». Он сделался для детей своего рода евангелием. Первое издание учебника появилось в 1884 г., а последнее, пятидесятое, в 1950 г. В изображении Лависса все пути человечества непременно пересекались с судьбой Франции. Короли, обеспечивавшие территориальное, административное, моральное единство Франции, получили одобрение историка. Они выступали как бы предтечами республиканских порядков и ценностей. И напротив, те, кто не содействовал этому единству или подрывал его, будь то якобинец, восставший вандеец или парижский коммунар, осуждались Лависсом как предатели. Его оценка революций сводилась к тому, что, если они «когда-то и были необходимы», то теперь таковыми не являются». Основные элементы исторической концепции Лависса: национализм, безграничная приверженность к французской традиции, культ неба, земли, предков, вера в республику, в национальное единство как спасение родины.

Французский историк А. Олар видел в современной ему Третьей республике продолжение традиций Первой республики 1792-1804 гг. Ее изучению он посвятил монографию «Политическая история Французской революции. Происхождение демократии и республики» (1901). Олар доказывал, что сущность революции выражена в Декларациях прав 1789 и 1793 гг. По его мнению, между Горой и Жирондой не было никаких существенных разногласий. Олар не исследовал социальной основы борьбы этих политических группировок. Но не все «люди 93 года» в одинаковом «почете» у Олара. Его любимый герой - Дантон, предшественник Гамбетты. Дантон - реальный политик, который «никогда не шел впереди общественного мнения». Он - пламенный трибун, «умиротворитель революции 10 августа 1792 г.», спаситель Франции от интервентов. Дантон хотел избежать любой ценой окончательного раскола между Горой и Жирондой.

Одновременно Олар дал нелестную характеристику Робеспьеру, представив его как «самовлюбленного демагога», «беспредельно мстительного, безжалостного клеветника», который помешал примирению партий весной 1793 г.

А. Матьез основал в 1907 г. Общество по изучению робеспьеризма и журнал «Революционные анналы». Стремясь дать более взвешенную оценку Робеспьеру, он предпринял попытку рассмотрения истории революции через призму социальной борьбы. Не сумел избежать неумеренного восхваления Робеспьера. Одновременно подорвал миф о безупречности Дантона. На основании документов выдвинул против Дантона серьезные обвинения во взяточничестве и сношениях с контрреволюционерами.

Исследование политической истории в германской историографии связано с научной деятельностью Г. Дельбрюка. В многотомной «Истории военного искусства в рамках политической истории» он проследил связь военных событий с общественным строем. Его историческая концепция покоилась на идее полярности. Ход истории определялся борьбой человека и природы, личности и массы, индивида и общества, духа и силы. Наиболее полное выражение борьба этих полярностей находит в войнах. Оборонительные войны рассматривал как средство защиты национальной культуры.

Лекции 13-14. Советская историография Новой истории стран Европы и Америки в 1917-1945 гг.

 

1.Исследование истории  революций Нового времени

 

Организационные и идеологические условия развития исторической науки в РСФСР/СССР. Освоение марксистской методологии. Основные направления историографии Новой истории Запада.

Заметный вклад в изучение Английской революции середины XVII в. внес С.И. Архангельский, ученик П.Г. Виноградова и А.Н. Савина. В монографии «Аграрное законодательство Великой английской революции» (1935, 1940) доказал, что аграрные законы 1640-1660-х гг. подготовили переход владений лендлордов в руки буржуазии и нового дворянства.

Коллективный труд «Английская буржуазная революция XVII века» под ред. Е.А. Косминского (1954).

Приоритетное внимание к истории Великой французской революции конца XVIII в. Н.М. Лукин и его монография «Максимилиан Робеспьер» (1919). Центральное место отводил анализу политики якобинцев. Отмечал, что якобинцы не стремились к уничтожению классов, считая экономическое равенство химерой. Указывал, что Робеспьеру, вождю мелкобуржуазной демократии были чужды специфические интересы рабочих. Опираясь на ленинские оценки, Лукин оценивал установление якобинского террора как факт исторической необходимости.

Французская революция XVIII в. изучалась не только через призму политики властных структур. Предметом исследования стали и народные движения. На основе собранных в Париже архивных материалов Е.В. Тарле подготовил и опубликовал монографию «Жерминаль и прериаль» (1937). Речь шла о двух выступлениях парижской бедноты в апреле и мае 1795 г. Сочетая глубокий научный анализ и художественно-образное описание (казнь прериальцев, самоубийство Рома и др.), Тарле показал, что у плебейской массы не было союзников среди средней буржуазии и очень мало сочувствующих из мелкобуржуазных слоев. Эти выступления были направлены против скупщиков, спекулянтов, «богатых», но также против термидорианского Конвента, поскольку он в глазах повстанцев являлся орудием богачей.

Историческое содержание и значение социально-политических идей во Франции XVIII в. раскрыл в свое монографии (1940 г.) В.П. Волгин. Он пришел к выводу, что уже в период Старого порядка буржуазное мировоззрение «достигает наибольшей выразительности и завершенности».

Исследования П.П. Щеголева и К.П. Добролюбского о термидоре (1930). Рассмотрены общественные настроения в Париже в годы термидорианского Конвента, материальные условия жизни парижан, выступления народных низов. Отмечалось, что термидорианцы старались ослабить и ограничить применение максимума и реквизиций, а затем восстановили свободную торговлю и неограниченную возможность обогащения, которую ранее защищали жирондисты.

Работы советских историков подготовили появление обобщающего коллективного труда «Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. (1941). В нем обстоятельно рассмотрены революционное законодательство и право, деятельность политических клубов, роль армии, экономическая политика, гражданская война. Уделено внимание политике революционных правительств в области науки, образования, культуры.

Парижская Коммуна 1871 г. как первая пролетарская революция была в центре исследовательского внимания советских историков-марксистов. Монография Н.М. Лукина «Парижская Коммуна 1871 г.» (первое изд., 1922 г.) содержала анализ социально-экономической политики Коммуны, ее взаимоотношений с ЦК Национальной гвардии, военных мероприятий Коммуны. В последнем издании монографии (1932) освещалась предыстория Коммуны - режим Второй империи и правительство национальной обороны.

Политику П. К. по отношению к крестьянству (возможность союза с бедным крестьянством) рассмотрел А.И. Молок (1925). Он же изучал проблемы быта и культурной жизни в период П.К., ее военной деятельности, германской интервенции против нее.

В 1941 г. к юбилею П.К. был издан обобщающий труд П.М. Керженцева, в котором основное место отведено истории создания новых органов власти, роли массовых организаций, влиянию I Интернационала на деятельность коммунаров.

 

. История утопического  социализма и марксизма

 

В.И. Ленин о трех источниках марксизма. Задача - показать движение социализма от утопии к науке (марксизму). В 1919 г. монография В.П. Волгина о Ж. Мелье. Под руководством В. стала выходить серия «Предшественники научного социализма». В 1920-1970-е гг. В. и его учениками и коллегами были опубликованы сочинения социалистов-утопистов XVI-XIX вв. В каждой книге содержался обстоятельный вступительный очерк о жизни и взглядах социалистов. В 1923 г Волгин издает «Очерки по истории социализма», в 1928-1931 гг. - общий университетский курс истории социалистических идей от зарождения элементов социализма в древнем мире до социалистических теорий в 1840-е гг. Он проводил различие между утопическим социализмом и эгалитаризмом.

Информация о работе Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"