Литургическая деятельность русской православной церкви во второй половине XIX – XX столетиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 02:44, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших свойств Церкви, нашедшим отражение в Символе веры, является Соборность. В жизни каждой Поместной Церкви это свойство во все времена проявлялось в созыве и деятельности Соборов. Поместному Собору принадлежит полнота власти в области вероучения, богослужения и управления. Священнослужебная власть Церкви обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение1. Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни христианина, то литургические вопросы всегда являлись предметом особого попечения церковной власти. В соответствии с 116-м правилом Карфагенского Собора (419 г.) запрещается произвол в богослужении: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденный на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не произносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, ко и просвещеннейшими собраны»2.

Содержание

Введение. 4
ГЛАВА 1. Богослужебная жизнь Русской Православной Церкви. 12
1.1. Богослужебный Устав. 12
1.2. Исправление Богослужебных книг. 41
1.2.1. Исправление Служебника. 50
1.2.2. Исправление Требника. 53
1.3.Церковно-богослужебный язык Русской Церкви. 58
1.4. Богослужебный Месяцеслов Русской Православной Церкви. 69
1.4.1. История канонизации в Русской Православно Церкви 69
1.4.2. История месяцеслова всех русских памятей. 72
ГЛАВА 2. Литургическая Жизнь Русской Православной Церкви. 83
2. 1. Литургическое творчество Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 83
2.1.1. Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. 95
2.1.2. Чин погребения диаконов. 96
2. 1. 3. Чин всенародного покаяния. 97
2.1.4. Акафистное творчество в Русской Православной Церкви. 101
2. 2. Литургическая наука Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 109
ГЛАВА 3. Литургическая деятельность Российского Поместного Собора 1917-1918 гг. 136
3.1. Российский Поместный Собор 1917 – 1918 гг. и его деяние по богослужебным вопросам. 136
3.2. Обсуждение вопросов богослужебной практики, связанных с годовым кругом богослужения. 139
3.2.1.О богослужении в дни малых постов. 139
3.2.2. О новогоднем молебне и молебне в день Рождества Христова. 142
3.2.3. Евангельское чтение на вечерне Великого Пятка. 145
3.2.4. Богослужебные тексты, связанные с устройством светской власти. 148
3.2.5. Правило о поклонах. 149
3.2.6. Поминовение Восточных Патриархов. 150
3.2.7. Вопрос Церковной проповеди. 152
3.3. Обсуждение вопросов богослужебной практики, относящиеся к литургии. 157
3.3.1. О чтении Священного Писания. 157
3.3.2. О поминовении на ектениях. 159
3.3.3. О служении литургии при открытых Царских вратах и о чтении вслух «тайных» молитв. 162
3.3.4. О евхаристическом хлебе и вине. 165
3.4. Обсуждение вопросов касающихся святых таинств и иных чинопоследований. 168
3.4.1. О совершении Таинства Крещения. 168
3.4.2. О совершении Таинства Покаяния. 170
3.4.3. О совершении Таинства Брака. 172
3.4.5. О совершении отпевания, панихиды и молебна. 175
3.5. Богослужебные пение и музыка. 178
3.6. История иконописания в России. 182
3.7. Охрана памятников церковной старины. 187
Заключение. 196
Библиография. 201

Вложенные файлы: 1 файл

Цап Сергей.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

На 11-м заседании Богослужебного Отдела в ходе обсуждения проблем  Типикона, был затронут вопрос исправления богослужебных книг.

Профессор Киевской Духовной Академии священник В.Д. Прилуцкий  обратил особое внимание на необходимость корректурного исправления Типикона83.

Прозвучал весьма важный призыв преподавателя Курской Духовной семинарии, кандидата богословия, Г.И. Булгакова о том, что уставные изменения и редактирование богослужебных  книг не должны проходить втайне от церковного народа. Он также предложил в изданиях Типика помещать предисловия, содержащие историко-литургические и уставно-практические указания84.

Рассмотрение проблем  богослужебного Устава, обсуждение различных  аспектов проекта Соборного Деяния продолжается до конца первой сессии Собора. При этом Председательствующий на заседаниях Отдела архиепископ Евлогий (Георгиевский) с сожалением отмечает: «К прискорбию моему, я все слышу речи о том, будто бы мы посягаем на богослужебный Устав, хотим сломать его. Мы только боремся с тем, что вошло в богослужебную практику как беспорядок и что следует облагообразить, указать, что в пределах наших сил возможно и необходимо исполнять в Уставе. Указать общие границы и вехи. Наша задача – ввести в церковное богослужение благочиние и благообразие. Если мы сознаем, что должны исполнять Устав, но, однако, не исполняем, потому что его нельзя исполнить, то Собор укажет, что же именно должно подлежать непременному исполнению»85.

Результатом работы Отдела по этому вопросу явился доклад «Об упорядочении богослужения»86, который был предложен на рассмотрение Священного Собора. Докладчиками были избраны: епископ Волынский Евлогий, свящ. проф. В.Д. Прилуцкий, проф. И.А. Карабинов, проф. Б.А. Тураев.

25 января 1918 года, уже  во время работы второй сессии Собора были оглашены тезисы, которые явились результатом предшествовавшей дискуссии в VII Отделе: «Совершение богослужения в современной Русской Церкви страдает многими важными недостатками, причиняющими существенный вред делу Православия и вызывающими справедливые порицания и осуждение. Главнейшими из таких недостатков являются произвольные изменения порядка и состава богослужения (сокращения, вставки и т.п.), а также небрежность в его исполнении. Причины этих недостатков разнообразны… Отдел находит возможным предложить Священному Собору следующий план и меры к упорядочению нашего богослужения:

I. Заповеданный нашим Церковным Уставом богослужебный строй хотя и образовался в окончательном виде в монастырях православного Востока, но его основой послужили богослужебные обычаи соборных храмов Иерусалима и Константинополя, вследствие чего этот Устав не может быть признан чисто монашеским произведением.

2. Как свод богослужебных  преданий двух важнейших Церквей  православного Востока и как  произведение много векового богослужебного опыта, действующий Церковный Устав должен быть сохраняем в качестве высшей нормы нашего богослужения.

3. Во всей своей  полноте Церковный Устав является  трудноисполнимым.

4. Наши монастыри должны  по возможности строго соблюдать уставной порядок богослужения с дозволением заменять для тропарей канонов, а также для кафизм пение чтением по принятому обычаю.

5. Что касается мирских  храмов, то церковный Собор, отнюдь  не одобряя каких-либо сокращений  в Уставе, но, снисходя к немощи молящихся и к условиям современной жизни, а также основываясь на истории Устава, знающей случаи смягчения уставных требований, равно как ввиду разрешения самого Устава при некоторых обстоятельствах сокращать богослужение, может допустить известные послабления уставных требований.

6. Для упорядочения  рядового богослужения в приходских  храмах предлагается:

       а)  не допускать замены положенного  по Уставу произвольными вставками,  например кафизм – акафистами  или проповедью, литийных стихир  – концертом и т.п.;

       б)  Псалтирь стихословить в объеме  не менее одной Славы вместо  целой кафизмы. В церквах, где  службы не совершаются ежедневно,  возможно последовательное чтение  всей Псалтири по Славам без  отношения к седмичному расписанию  стихословия. Во дни великих праздников рядовое стихословие можно заменить чтением или (антифонным) пением особых праздничных псалмов;

       в)  чтение шестопсалмия не должно  быть сокращаемо; не подобает  опускать 50-й псалом и хвалитные  псалмы на Утрени;

       г)  песнопения Триодей и великих праздников должны исполняться без пропусков, хотя бы и без повторений. Во дни воскресные, будничные и в меньшие праздники из стихир на «Господи, воззвах…», стиховных, литийных, хвалитных должно петь не менее половины положенных как из Октоиха, так и из Минеи. Отнюдь не должна опускаться на воскресной утрене стихира евангельская, воскресные, тропари по непорочных не должны сокращаться. Должно быть восстановлено уставное пение тропарей, кондаков, степенн и седальнов. Из каждой песни канона должно читать не менее четырех тропарей, хотя бы по одному из каждого канона.

7. В первой части  Литургии без всякого сокращения  надлежит исполнять антифоны  Господских праздников, антифоны  изобразительные…, вседневные…, и  Блаженны со стихами к ним.

8. Богослужение в кафедральных соборах и храмах при Духовных учебных заведениях приближается к монастырскому, в домовых – к приходскому.

9.Совершение последований  частного богослужения, в особенности  Таинств, должно быть истовым,  благолепным и, по возможности,  должно соединяться со службами рядового круга, главным образом с Литургией.

10. Крещение совершается  в храме, или в нарочито устроенных  помещениях… При совершении Крещения  надлежит каждый раз освящать  воду по указанному в Требнике  чину… Крещение совершается по правилам Святой Православной Церкви трехпогружательно. Поливательное крещение допускается лишь в самых исключительных случаях «страха ради смертного» в отношении крещаемого младенца.

11. Исповедь есть главнейшее  средство пастырского воздействия  и должна совершаться с особой тщательностью…

12. Таинство Брака надлежит  совершать по возможности сразу  после Литургии...

15. Существующая при  Священном Синоде Комиссия для  исправления богослужебных книг  преобразуется в постоянное учреждение, которое кроме книжного исправления должно вообще ведать богослужением и решать все относящиеся к нему вопросы».

23. Необходимо принять  все возможные меры к тому, чтобы совершители богослужения  знали Церковный Устав…

24. для привлечения  внимания молящихся к богослужению  и вообще для поддержания в них сознательного отношения к последнему необходимо издание всякого рода популярных книжек с богослужебными текстами, их переводом, изъяснениями и т.п.

25. Собор обращается  с особым посланием к совершителям  богослужения, в котором он, с одной стороны, призывая благословение Божие на усердных и истовых его исполнителей, с другой – должен призвать всех к точному соблюдению настоящих постановлений.87

На 23-м заседании было постановлено «ввиду того, что все  тезисы подвергнуты были подробному и детальному обсуждению в заседаниях Богослужебного Отдела и что предложено было (проф. И.А. Карабиновым) внести их еще в минувшую первую сессию заседаний Собора, считать их достаточными и внести в доклад священному Собору»88.

Вопрос об упорядочении богослужения поднимался вновь на III-й сессии Собора уже при значительно обновившемся составе членов Отдела на 41-м заседании 17/30 июля 1918 года. В частности, выступали епископ Михайловский Павел, протоиерей Василий Синцов, епископ Тамбовский Зиновий. В итоге иеромонах Афанасий предложил, чтобы все доселе выработанные Богослужебным Отделом меры к упорядочению богослужения были собраны и напечатаны к сведению и исполнению священнослужителей, в возможно скорейшее время89.

Дальнейшая судьба доклада  Отдела «Об упорядочении богослужения» не особенно понятна.

В 1932 году, когда на одном  из эмигрантских благочиннических съездов  поднималась проблема уставных сокращений, митрополит Евлогий рассказывал  о судьбе этого доклада так: «Святейший Патриарх Тихон не нашел возможным представить этот труд Отдела на обсуждение пленарного заседания Собора, опасаясь, что санкция Собора в вопросе сокращения церковной службы может вызвать соблазн у верующих»90. Любопытно, что, выслушав рассказ митрополита Евлогия, один из участников совещания указал на «возможные затруднения со стороны старообрядцев, которые особенно дорожат уставностью церковных служб»91. В своих мемуарах митрополит Евлогий указывал несколько иную версию: «Митрополит Тихон, Председатель Соборного президиума, нашему проекту ходу дать не захотел, опасаясь нареканий, главным образом со стороны старообрядцев.  С ними в те дни наметились пути сближения, и намерение Собора изменить Церковный Устав могло встретить с их стороны энергичный отпор: за Устав они готовы были умереть»92. Вероятно, противоречие объясняется тем, что окончательный вариант приведенного выше доклада был принят в начале второй сессии Собора, в работе которой митрополит Евлогий участия не принимал93, т.е. последняя редакция этого доклада принималась уже без него. Окончательный же вариант был рассмотрен Совещанием епископов 16/28 августа 1918 года. Было решено не выносить этот доклад на соборное обсуждение, «но напечатать на пишущей машинке и разослать преосвященным в качестве приблизительного руководства по вопросу об уставном сокращении»94.

Однако, по мнению епископа Афанасия (Сахарова) решение о рассылке текста этого доклада по епархиям было принято не Епископским Совещанием, а Синодом.

Менее, чем через два  месяца после закрытия Собора, 29 октября/11 ноября 1918 года, Святейший Патриарх и Священный Синод Православной Российской Церкви рассмотрели доклад «Об упорядочении богослужения» и приняли следующее постановление:

Принимая во внимание 1) что допускаемые ныне произвольные изменения порядка и состава  богослужения действительно причиняют существенный вред делу Православия и вызывают справедливые порицания и осуждения,

2) что принятый ныне  в Православной Церкви Устав,  представляя собою свод богослужебных  преданий двух виднейших Церквей  Православного Востока (Константинопольской и Иерусалимской) и являясь произведением многовекового богослужебного опыта, должен и впредь быть сохраняем в качестве высшей нормы православного богослужения,

3) что в то же  время, по снисхождению к немощам  молящихся и к условиям современной  жизни, могут быть допускаемы  и некоторые послабления уставных  требований, каковые послабления  только не должны быть произвольными  и не должны касаться существенных  частей православного богослужения и

4) что намечаемые в  сих целях названным Отделом  меры к упорядочению общественного  (рядового) и частного (внерядового)  богослужения представляются допустимыми  к проведению в церковно-богослужебную  жизнь, -

5) сообщить о таковых  мероприятиях секретными циркулярными указами епархиальным Преосвященным, поручив им,

  • а) пригласить пастырей церкви к истовому совершению богослужения и к особой осмотрительности в отношении допущения сокращений в богослужении, дабы не смутить совесть ревнителей церковной уставности, и
  • б) при разрешении вопросов об уставных сокращениях руководствоваться приводимыми в докладе Соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме предположениями,

6) постановления означенного Отдела, касающиеся создания при Священном Синоде постоянного учреждения для заведывания богослужебными делами и намечаемых сему учреждению задач, а равно и высказанное в заявлении95 34 членов Собора пожелание о скорейшем издании особого руководства для священнослужителей, содержащего в себе ясные и точные уставно-богослужебные указания на каждый день церковного года, передать на отзыв председателя существовавшей при Святейшем Синоде Комиссии для исправления богослужебных книг Преосвященного Митрополита Владимирского Сергия, и

7) доклад отдела об упорядочении церковного пения препроводить на предварительное рассмотрение и отзыв Митрополита Новгородского Арсения96.

Документальными свидетельствами  о действиях архиереев в связи  с получением упомянутого в постановлении  секретного циркуляра указа мы не располагаем. Осуществить идею о создании «постоянного учреждения для заведывания богослужебными делами», по-видимому, так и не пришлось.

Впрочем, постановлением Синода от 26 июля 1919 года и совместным постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 2 августа 1919 года был образован Комитет по упорядочению богослужебного чина вообще и церковного пения в частности, действовавший недолгое время под председательством митрополита Новгородского Арсения в составе архиепископа Коломенского и Можайского Иоасафа (Каллистова) и членов ВЦС протопресвитера Николая Любимова и псаломщика А.Г. Куляшева. Однако он был наделен значительно более узкими полномочиями, ограничивая свои задачи устранением искажений и несанкционированных новшеств из богослужебной практики московских приходов.

Информация о работе Литургическая деятельность русской православной церкви во второй половине XIX – XX столетиях