Попытки модернизации советского общества 1985-1991 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:01, лекция

Краткое описание

К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались "компенсировать" с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах. Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался.

Вложенные файлы: 1 файл

Попытки модернизации советского общества 1985.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Попытки модернизации советского общества 1985-1991 года.

К началу 80-х  годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и  необходимость существенных перемен  в стране стала очевидной для  руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались "компенсировать" с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах. Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машиностроением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации. Следует учесть и неблагоприятное влияние на экономику внешних факторов, связанных с гонкой вооружений. СССР тратил на военные нужды куда более значительную долю своего бюджета, чем богатые США. На нужды ВПК расходовалось 45% бюджетных средств, выделенных промышленности. Одной из целей США в гонке вооружений было экономически обескровить СССР, и она была близка к достижению. Теперь США выдвинули крайне дорогостоящую программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) и СССР не имел средств, чтобы ответить на американский вызов, следовательно, "холодная война" им была проиграна. Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК. В числе практических мер была введена госприемка, с пом^ щью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников. Объявив бой пьянству, новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную антиалкогольную кампанию, в ходе которой с помощью административно-запретительных и идеологических мер хотели в кратчайший срок преодолеть вековые традиции. Кампания способствовала временному сокращению пьянства, тем самым сыграла некоторую позитивную роль в борьбе с этим социальным злом. За период этой кампании, по подсчетам ученых, была спасена жизнь около миллиона человек. Однако начиная с 1989 г. потребление алкоголя вновь стало возрастать. Резко увеличилось самогоноварение, в результате чего с прилавок исчезли сахар, дешевые конфеты, томатная паста. Резко сократились доходы казны - за первые четыре года антиалкогольной кампании она недополучила около 70 млрд. рублей. Зато росли нелегальные доходы, достигшие в 1990 г. 35 млрд. рублей. Были вырублены тысячи гектаров виноградников. В целом минусы неумело и непродуманно организованной кампании перевешивали. Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания населения. Нарушив старые стереотипы, сам Горбачев демонстрировал необычный для советских вождей стиль поведения, на улицах запросто общался с народом. В начале горбачевского правления случились два события, которые отчетливо показали, что с реформами медлить нельзя. 26 апреля 1986 г. взорвался реактор Чернобыльской АЭС, находящейся в ста километрах от Киева, Были погибшие, сотни заболели лучевой болезнью, а население соседних деревень и города Припяти пришлось выселять. Чернобыльская катастрофа была порождена конструктивными недостатками и слабой технологической дисциплиной и имела огромные негативные последствия для здоровья многочисленных участников ликвидации аварии, для престижа государства в целом. Другое событие - приземление 28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя М. Руста на спортивном самолете на Васильевском спуске близ Московского Кремля. Он пересек западную границу СССР, благополучно миновал все системы ПВО, хотя, по утверждению военных, они заметили и брали на мушку Руста но не получили команду открыть огонь. Горбачев в это время находился с визитом в ГДР, а генералы боялись брать на себя ответственность. Результатом инцидента стало увольнение министра обороны С. Л. Соколова и еще 150 генералов и офицеров. Ускорения социально-экономического развития не произошло, так как административно-командная система оставалась непоколебленной, в ее рамках продолжало работать все народное хозяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой частью системы был огромный бюрократический аппарат, насчитывавший 18 млн. человек. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппарата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма. В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении экономической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако эта цель не была подкреплена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет. С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а реальные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подобное половинчатое реформирование лишь способствовало росту диспропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые экономические связи, а новую систему не создавало. Заметного влияния на экономику не оказывало разрешение создавать (май 1988 г.) самостоятельные, не подчиненные государству, кооперативы. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней со-Р крыты многие корни "механизма торможения" общественных пре-" образований. В документах партии закреплялась модель "гуманного, демократического социализма", повторялись в общих чертах идеи "социализма с человеческим лицом" периода "пражской весны" 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности. В решениях конференции делалась попытка соединения "социалистических ценностей" с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый "двигатель" перестройки, эффективного помощника партии. Следует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям. В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986г.): "...без гласности нет и не может быть демократизма". Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев подчеркивал: "Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа". Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней попытку "очернить" социализм, "атаковать КПСС" и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания. 1987-1988 годы были отмечены взрывом общественного интереса к проблемам недавнего прошлого, к материалам по реабилитации руководящих кадров, репрессированных в 30-40-е годы - Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и многих других. Особый успех политики гласности оказался связан с публикацией литературных произведений, не допущенных в печать в период брежневской ресталинизации. Благодаря им массовое сознание перешло от проблем "деформации социализма", сталинизма к пониманию ущербности самой системы. Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии. В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира. Раскрепостив сознание десятков миллионов, политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г.

Попытки преодоления кризиса в  СССР и перестройки советского общества в 1985-1991 гг.

Причиной  перемен в СССР стала долголетняя  разбалансированность советского хозяйства  по основным экономическим пропорциям (группам «А» и «Б»), между потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране. До середины 80-х годов этому дисбалансу не придавалось должного значения, поскольку командно-административная система «амортизировала» его отрицательные последствия путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами, проведением денежных реформ, распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к снижению темпов социально-экономического развития страны. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться. Для советской экономики начала 80-х гг. были характерны низкие темпы роста производства, низкая рентабельность, высокая себестоимость продукции, неконкурентоспособность ее на мировом рынке, высокая энергоемкость производства, отсталое оборудование, неэффективность государственных инвестиций в экономику, огромные потери сырья, энергии, трудовых ресурсов. Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным за «нефтедоллары». Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов шла в основном на решение текущих задач, а не на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания. Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные ценности. В условиях распределительной системы и связанных с нею хроническом дефиците, льготных очередях на получение бесплатных квартир, дачных участков, путевок в санатории, мебели, бытовых электроприборов и многого другого, чиновники, причастные к распределению этих благ, превращались в особый слой общества: с ними искали знакомств, перед ними заискивали, давали им взятки. В результате появились мафиозные образования, произошло сращивание организованной преступности с государственными, партийными, правоохранительными органами, а органы госбезопасности были в это время заняты подавлением инакомыслия в стране. Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства: Ю.В. Андропов (июнь 1983 г. - февраль 1984 г), К.У. Черненко (апрель 1984 г. - март 1985 г.), в марте 1985 г. руководящие посты в государстве вновь были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партийно-государственного аппарата не только стремилась к власти, но и осознавала необходимость перемен и в большей или меньшей степени была готова к ним. Целостной концепции преобразований у потенциальных реформаторов не было, и средством приостановки распада системы «государственного социализма», а, следовательно, и своих привилегий они избрали осторожное реформирование, прежде всего, экономики. Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С. Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления снижения экономического развития и усовершенствования структуры управления народным хозяйством. Реформы, предложенные Горбачевым, начались под лозунгами «ускорение», «перестройка», «гласность». Под ускорением понималось повышение темпов экономического, роста (не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.). Реализация курса ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленности и машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;

Провал  курса: 1) неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми  доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм. 2) Малоэффективные капитальные  вложения и социально-экономические  преобразования. Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство. 
Перестройка (1987 - 1991 гг.) - это радикальные преобразования всех сфер общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. Автором этой концепции был академик Л. Абалкин.

Предполагаемый  план перестройки и этапы ее осуществления. Предполагалось сначала осуществить  радикальную экономическую реформу (1987-1988 гг.), затем дополнить ее реформой политической системы, а далее взять курс на обновление идеологии. Состояние экономики в это время было удручающим: снижались объемы производства, росла инфляция, бюджетный дефицит, падала производственная дисциплина, нарастал дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и др.). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Начали создаваться совместные предприятия. Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Затем были приняты законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном секторе, 1 млн. человек получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность. Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми, снабженческими, психологическими трудностями. Преобразования в аграрном секторе (с 1989 г.): роспуск Госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования). Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самых болезненных проблем (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и сопротивлению реформам не только бюрократического аппарата, но и значительной части населения. Курс на ускорение был отвергнут и провозглашен переход к рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были предложены две модели перехода. Первая сочетала в себе плановые и рыночные начала (Л. Абалкин-Н. Рыжков). Вторая программа носила название «500 дней». Она предполагала создание основ рынка, поэтапную приватизацию производства, формирование частной собственности, сбалансирование финансов (Явлинский, Шаталин). На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятии и др. Однако многие из них не работали. Положение в экономике становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4 %, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался «черный рынок». Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым подает в отставку. Новый председатель Совета министров B.C. Павлов предпринял попытку оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией населению убытков, но эта мера не дала ожидаемых результатов. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то время как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н. Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие. 
В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что дальнейшее экономическое развитие страны сдерживает политическая система. Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея перестройки политической системы советского общества впервые была обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции. В резолюции конференции говорилось о «гуманном, демократическом социализме с человеческим лицом». В рамках предполагаемой конституционной реформы предлагалось создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.Предполагаемые этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и переход к правовому государству (1990 -1991 гг.). Содержание первого этапа: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, их союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК КПСС Е. Лигачёв. Коммунистов-реформаторов представляли: Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе. Съезд наметил пути выхода страны из кризиса.Первостепенной задачей второго этапа (1990-1991 гг.) явилось создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов Союза ССР М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.Съезд отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начался процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): в 1989-1990 гг. из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана компартия РСФСР. В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С. Горбачевым курса. На Всесоюзном референдуме весной 1991 г. большинство населения страны высказалось за сохранение Союза, однако у политических лидеров республик имелись свои планы. Б.Н. Ельцин добивался полной независимости и суверенитета России. Л.М. Кравчук (Украина), С.Н. Шушкевич (Белоруссия), С. Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и курс на суверенитет вели скрытно. Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан) и А. Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за обновленную федерацию. Таким образом, действия лидеров союзных республик были разнонаправлены. Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г. трагическими событиями в Москве, так называемым ГКЧП. После провала августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991 г. указом президента Российской Федерации деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в ноябре и вовсе запрещена.

Курс на ускорение  социально-экономического развития.  

Выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа  обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

1985—1986 гг. стали периодом осуществления  крупномасштабных кампаний и  серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством. Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальны] «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.)  предусматривавшая полное решение в стране пресловутой «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского «монстра» — Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств, ведающих управлением сельского хозяйства; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции — госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях.

Некоторые подвижки, отмеченные в  экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий. В конце апреля 1986 г. произошла авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной «сверхсекретности объекта», советское руководство официально сообщило лишь через две недели .

Информация о работе Попытки модернизации советского общества 1985-1991 года