Попытки модернизации советского
общества 1985-1991 года.
К началу 80-х
годов кризисные явления охватили
все сферы общественной жизни, и
необходимость существенных перемен
в стране стала очевидной для
руководителей и рядовых граждан.
В 1981 г. объемы производства в некоторых
отраслях даже снизились по сравнению
с 1980 г. Практически прекратился рост производительности
труда. Падение пытались "компенсировать"
с помощью приписок, которые приобрели
невиданный размах. Экономика оставалась
невосприимчивой к достижениям НТР, и
разрыв с Западом в этой области увеличивался.
Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического
уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования,
выпускаемых отечественным машиностроением,
показала, что не менее трети из них нуждалось
в снятии с производства или коренной
модернизации. Следует учесть и неблагоприятное
влияние на экономику внешних факторов,
связанных с гонкой вооружений. СССР тратил
на военные нужды куда более значительную
долю своего бюджета, чем богатые США.
На нужды ВПК расходовалось 45% бюджетных
средств, выделенных промышленности. Одной
из целей США в гонке вооружений было экономически
обескровить СССР, и она была близка к
достижению. Теперь США выдвинули крайне
дорогостоящую программу Стратегической
оборонной инициативы (СОИ) и СССР не имел
средств, чтобы ответить на американский
вызов, следовательно, "холодная война"
им была проиграна. Крупные поражения
в войне всегда подвигали Россию к реформам.
Эта закономерность сработала и теперь
(как при Петре I и Александре II), когда
необходимо было путем реформ преодолеть
застой в экономике и подготовить её для
нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев
приступил к реформам. По его инициативе
на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен
курс на ускорение социально-экономического
развития страны - за счет более полного
использования достижений НТР, производственных
мощностей и укрепления трудовой дисциплины,
то есть потенциала социалистической
системы. Намечалось ускоренное развитие
шиностроения и ВПК. В числе практических
мер была введена госприемка, с пом^ щью
которой хотели поднять качество производимой
продукции. Начались также очередные походы
против нетрудовых доходов и приусадебных
участков колхозников. Объявив бой пьянству,
новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную
антиалкогольную кампанию, в ходе которой
с помощью административно-запретительных
и идеологических мер хотели в кратчайший
срок преодолеть вековые традиции. Кампания
способствовала временному сокращению
пьянства, тем самым сыграла некоторую
позитивную роль в борьбе с этим социальным
злом. За период этой кампании, по подсчетам
ученых, была спасена жизнь около миллиона
человек. Однако начиная с 1989 г. потребление
алкоголя вновь стало возрастать. Резко
увеличилось самогоноварение, в результате
чего с прилавок исчезли сахар, дешевые
конфеты, томатная паста. Резко сократились
доходы казны - за первые четыре года антиалкогольной
кампании она недополучила около 70 млрд.
рублей. Зато росли нелегальные доходы,
достигшие в 1990 г. 35 млрд. рублей. Были вырублены
тысячи гектаров виноградников. В целом
минусы неумело и непродуманно организованной
кампании перевешивали. Также был принят
закон (1986 г.), разрешивший индивидуальную
трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов и бытового обслуживания населения.
Нарушив старые стереотипы, сам Горбачев
демонстрировал необычный для советских
вождей стиль поведения, на улицах запросто
общался с народом. В начале горбачевского
правления случились два события, которые
отчетливо показали, что с реформами медлить
нельзя. 26 апреля 1986 г. взорвался реактор
Чернобыльской АЭС, находящейся в ста
километрах от Киева, Были погибшие, сотни
заболели лучевой болезнью, а население
соседних деревень и города Припяти пришлось
выселять. Чернобыльская катастрофа была
порождена конструктивными недостатками
и слабой технологической дисциплиной
и имела огромные негативные последствия
для здоровья многочисленных участников
ликвидации аварии, для престижа государства
в целом. Другое событие - приземление
28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя
М. Руста на спортивном самолете на Васильевском
спуске близ Московского Кремля. Он пересек
западную границу СССР, благополучно миновал
все системы ПВО, хотя, по утверждению
военных, они заметили и брали на мушку
Руста но не получили команду открыть
огонь. Горбачев в это время находился
с визитом в ГДР, а генералы боялись брать
на себя ответственность. Результатом
инцидента стало увольнение министра
обороны С. Л. Соколова и еще 150 генералов
и офицеров. Ускорения социально-экономического
развития не произошло, так как административно-командная
система оставалась непоколебленной,
в ее рамках продолжало работать все народное
хозяйство, активно использовались методы
нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой
частью системы был огромный бюрократический
аппарат, насчитывавший 18 млн. человек.
Очень медленно приходило понимание необходимости
проведения более глубоких реформ. В 1987
г. руководство заговорило о консерватизме
аппарата, торможении им проводимых реформ.
В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев
заявил о необходимости перестройки, то
есть модернизации социализма. В связи
с этим была выдвинута задача демократизации
общественной жизни, обновления кадров.
В июне на Пленуме ЦК было принято решение
о проведении экономической реформы. Была
провозглашена принципиально важная цель
- переход от административных к преимущественно
экономическим методам руководства. Однако
эта цель не была подкреплена созданием
механизма осуществления. Практически
не был допущен плюрализм собственности,
не был введен хозрасчет. С 1 января 1989
г. вступил в силу закон о государственном
предприятии (объединении), отразивший
непоследовательность горбачевской политики.
Права предприятий были расширены, а реальные
полномочия министерств и ведомств не
сокращены. Подобное половинчатое реформирование
лишь способствовало росту диспропорции
в народном хозяйстве, поскольку нарушало
старые экономические связи, а новую систему
не создавало. Заметного влияния на экономику
не оказывало разрешение создавать (май
1988 г.) самостоятельные, не подчиненные
государству, кооперативы. В 1988 г. на XIX
Всесоюзной конференции КПСС впервые
за годы советской власти была поставлена
задача реформирования политической системы,
так как считалось, что именно в ней со-Р
крыты многие корни "механизма торможения"
общественных пре-" образований. В документах
партии закреплялась модель "гуманного,
демократического социализма", повторялись
в общих чертах идеи "социализма с человеческим
лицом" периода "пражской весны"
1968 г. Было заявлено о возможности совмещения
постов первых секретарей партийных комитетов
с постами председателей соответствующих
Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву
для того, чтобы пропустить местных партийных
руководителей через сито выборов. Была
также намечена избирательная реформа,
содержавшая элементы альтернативности.
В решениях конференции делалась попытка
соединения "социалистических ценностей"
с некоторыми элементами политической
доктрины либерализма. Провозглашался
курс на создание правового государства,
отчасти - парламентаризма (в советской
форме) и разделения властей. Эти меры
способствовали реформированию Советов,
в лице которых Горбачев хотел иметь новый
"двигатель" перестройки, эффективного
помощника партии. Следует отметить, что
либерализация политической системы не
пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь
командовать, не сумела проявить гибкость,
адаптироваться к новым условиям. В духовной
жизни общества новшеством стала политика
гласности. Этот термин впервые прозвучал
на XXVII съезде КПСС (1986г.): "...без гласности
нет и не может быть демократизма". Выдвижение
этого лозунга объяснялось сопротивлением
переменам со стороны старой номенклатуры
и необходимостью для реформаторов активнее
опереться на общественное мнение. Правда,
Горбачев подчеркивал: "Мы за широкое
развитие гласности, но в интересах общества,
социализма, в интересах народа". Но
даже такую гласность консервативные
круги не готовы были принять, видели в
ней попытку "очернить" социализм,
"атаковать КПСС" и высказывались
за сохранение монополии КПСС на гласность.
Но уже невозможно было остановить начавшееся
раскрепощение сознания. 1987-1988 годы были
отмечены взрывом общественного интереса
к проблемам недавнего прошлого, к материалам
по реабилитации руководящих кадров, репрессированных
в 30-40-е годы - Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова,
Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и многих
других. Особый успех политики гласности
оказался связан с публикацией литературных
произведений, не допущенных в печать
в период брежневской ресталинизации.
Благодаря им массовое сознание перешло
от проблем "деформации социализма",
сталинизма к пониманию ущербности самой
системы. Демократизация и гласность обнажили
проблемы в обществе и способствовали
проявлению различных течений и интересов,
возникновению противоречий, перерастающих
порой в конфликты. Особенно острыми стали
межнациональные вооруженные конфликты
в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между
жителями Южной Осетии и Грузии. В целом
гласность выявила жизненные реалии, открыла
людям гуманистические ценности. Благодаря
ей население СССР узнало о Западе с его
образом жизни, демократическими традициями,
что было для многих настоящим открытием
мира. Раскрепостив сознание десятков
миллионов, политика гласности во многом
определила необратимый характер перемен
в обществе и, в конечном счете, привела
к поражению консерваторов в августе 1991
г.
Попытки преодоления кризиса в
СССР и перестройки советского общества
в 1985-1991 гг.
Причиной
перемен в СССР стала долголетняя
разбалансированность советского хозяйства
по основным экономическим пропорциям
(группам «А» и «Б»), между потреблением
и накоплением, доходами и материальными
ресурсами и т.д., что в конечном счете
привело к ухудшению экономической ситуации
в стране. До середины 80-х годов этому дисбалансу
не придавалось должного значения, поскольку
командно-административная система «амортизировала»
его отрицательные последствия путем
поддержания низкой заработной платы
основной части населения, жестким контролем
над ценами, проведением денежных реформ,
распродажей нефтяных, газовых и других
богатств страны и т.д. Это привело к снижению
темпов социально-экономического развития
страны. Отрыв от наиболее развитых стран
мира в повышении эффективности производства
и качества продукции, в научно-техническом
развитии, в производстве и освоении современной
техники и технологии стал увеличиваться.
Для советской экономики начала 80-х гг.
были характерны низкие темпы роста производства,
низкая рентабельность, высокая себестоимость
продукции, неконкурентоспособность ее
на мировом рынке, высокая энергоемкость
производства, отсталое оборудование,
неэффективность государственных инвестиций
в экономику, огромные потери сырья, энергии,
трудовых ресурсов. Инерция экстенсивного
роста тянула в экономический тупик, к
застою в развитии. Дефицит внутреннего
рынка СССР покрывался импортом, приобретенным
за «нефтедоллары». Валютная выручка от
продажи топливно-энергетических и сырьевых
ресурсов шла в основном на решение текущих
задач, а не на модернизацию экономики,
преодоление ее технического отставания.
Застойные явления в экономике отражались
на всех сторонах жизни общества, прежде
всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись
в обществе идейные и нравственные ценности.
В условиях распределительной системы
и связанных с нею хроническом дефиците,
льготных очередях на получение бесплатных
квартир, дачных участков, путевок в санатории,
мебели, бытовых электроприборов и многого
другого, чиновники, причастные к распределению
этих благ, превращались в особый слой
общества: с ними искали знакомств, перед
ними заискивали, давали им взятки. В результате
появились мафиозные образования, произошло
сращивание организованной преступности
с государственными, партийными, правоохранительными
органами, а органы госбезопасности были
в это время заняты подавлением инакомыслия
в стране. Политическую жизнь страны первой
половины 80-х годов лихорадила частая
смена высшего руководства: Ю.В. Андропов
(июнь 1983 г. - февраль 1984 г), К.У. Черненко
(апрель 1984 г. - март 1985 г.), в марте 1985 г.
руководящие посты в государстве вновь
были перераспределены. Генеральным Секретарем
ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Это означало,
что часть партийно-государственного
аппарата не только стремилась к власти,
но и осознавала необходимость перемен
и в большей или меньшей степени была готова
к ним. Целостной концепции преобразований
у потенциальных реформаторов не было,
и средством приостановки распада системы
«государственного социализма», а, следовательно,
и своих привилегий они избрали осторожное
реформирование, прежде всего, экономики.
Хотя и принято считать началом перестройки
апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об
этом заявлял М.С. Горбачев, однако в повестке
дня Пленума стоял вопрос лишь об ускорении
социально-экономического развития страны.
Считалось, что большинство проблем можно
решить путем преодоления снижения экономического
развития и усовершенствования структуры
управления народным хозяйством. Реформы,
предложенные Горбачевым, начались под
лозунгами «ускорение», «перестройка»,
«гласность». Под ускорением понималось
повышение темпов экономического, роста
(не ниже 4% в год), активная социальная
политика (продовольственная, жилищная
и т.д.). Реализация курса ускорения: приоритетное
развитие тяжелой промышленности и машиностроения;
решение проблемы капитальных вложений;
опора на энтузиазм трудящихся и систему
соревнования; укрепление трудовой и производственной
дисциплины;
Провал
курса: 1) неудавшиеся кампании: борьба
с пьянством и борьба с нетрудовыми
доходами. Не оправдала себя и ставка
на энтузиазм. 2) Малоэффективные капитальные
вложения и социально-экономические
преобразования. Чернобыльская трагедия
стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся
на советское государство.
Перестройка (1987 - 1991 гг.) - это радикальные
преобразования всех сфер общественной
жизни советского общества, охватывавшие
экономику, государственное устройство,
внутреннюю и внешнюю политику, а также
культуру и духовную жизнь. Автором этой
концепции был академик Л. Абалкин.
Предполагаемый
план перестройки и этапы ее осуществления.
Предполагалось сначала осуществить
радикальную экономическую реформу
(1987-1988 гг.), затем дополнить ее реформой
политической системы, а далее взять курс
на обновление идеологии. Состояние экономики
в это время было удручающим: снижались
объемы производства, росла инфляция,
бюджетный дефицит, падала производственная
дисциплина, нарастал дисбаланс денежной
массы и товарного покрытия (кризисы спроса:
сахарный, табачный, водочный, чайный и
др.). Начало перестройки в области экономики
(1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике
стал Закон о государственном предприятии
(объединении), предоставивший значительные
права предприятиям и трудовым коллективам.
Начали создаваться совместные предприятия.
Предполагалась перестройка центрального
аппарата управления (министерств и ведомств).
Трудовые коллективы получили право выбирать
руководителей и контролировать деятельность
администрации. Затем были приняты законы
о кооперации и об индивидуальной трудовой
деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн.
граждан были заняты в развивающемся кооперативном
секторе, 1 млн. человек получили патенты
на индивидуальную трудовую деятельность.
Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало
устанавливать план, определять номенклатуру
продукции, уровень цен и налогообложения.
Рынок не работал. Частная инициатива
сталкивалась с финансовыми, правовыми,
снабженческими, психологическими трудностями.
Преобразования в аграрном секторе (с
1989 г.): роспуск Госагропрома (отказ от
сверхцентрализации управления), свертывание
борьбы с личным подсобным хозяйством,
курс на многоукладность в аграрном секторе
(равенство всех форм хозяйствования).
Экономические реформы «ускорения» не
дали положительных результатов. Они были
недостаточно радикальны и не затрагивали
самых болезненных проблем (цены, кредит,
снабжение). Перестройка привела к резкому
падению жизненного уровня и сопротивлению
реформам не только бюрократического
аппарата, но и значительной части населения.
Курс на ускорение был отвергнут и провозглашен
переход к рыночной экономике (1989-1991 гг.).
Были предложены две модели перехода.
Первая сочетала в себе плановые и рыночные
начала (Л. Абалкин-Н. Рыжков). Вторая программа
носила название «500 дней». Она предполагала
создание основ рынка, поэтапную приватизацию
производства, формирование частной собственности,
сбалансирование финансов (Явлинский,
Шаталин). На этапе перехода к рыночной
экономике было издано более 100 законов:
об основах экономических отношений в
СССР, о собственности, о предприятии и
др. Однако многие из них не работали. Положение
в экономике становилось все более угрожающим.
Если в 1988 г. рост национального дохода
составил 4.4 %, то в 1990 г. его сокращение
достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась,
нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность
рубля, усиливался «черный рынок». Нарастала
волна забастовок и протестов, в авангарде
которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство
СССР во главе с Н.И. Рыжковым подает в
отставку. Новый председатель Совета министров
B.C. Павлов предпринял попытку оживить
финансовую систему через повышение цен
в 2-10 раз с частичной компенсацией населению
убытков, но эта мера не дала ожидаемых
результатов. В 1991 г. в стране началась
новая волна забастовок. В их авангарде
снова оказались шахтеры, требованием
которых была отставка президента СССР.
В то время как союзное руководство утрачивало
поддержку народа, Б.Н. Ельцин выступал
с популистскими обещаниями провести
реформы не за счет народа, а во благо советских
граждан.
Политическое развитие.
В 1988 г. руководство страны пришло к выводу,
что дальнейшее экономическое развитие
страны сдерживает политическая система.
Коммунистическая идеология в партии
и обществе постепенно стала вытесняться
идеями перестройки. 1987 г. положил начало
политике гласности, открытого и свободного
обсуждения проблемных вопросов общественной
жизни. Идея перестройки политической
системы советского общества впервые
была обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной
партконференции. В резолюции конференции
говорилось о «гуманном, демократическом
социализме с человеческим лицом». В рамках
предполагаемой конституционной реформы
предлагалось создать двухуровневую представительную
систему власти: Съезд народных депутатов
СССР и Верховный Совет СССР, избираемый
из депутатов съезда.Предполагаемые этапы
политической реформы: демократизация
политической системы (1989 г.) и переход
к правовому государству (1990 -1991 гг.). Содержание
первого этапа: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся
1-й съезд народных депутатов СССР. Сформирован
Верховный Совет СССР, председателем которого
был избран М.С.Горбачев. На съезде шла
борьба между демократами, их союзниками
и старой партийной гвардией. Символами
демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую
партийную гвардию возглавил секретарь
ЦК КПСС Е. Лигачёв. Коммунистов-реформаторов
представляли: Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе.
Съезд наметил пути выхода страны из кризиса.Первостепенной
задачей второго этапа (1990-1991 гг.) явилось
создание президентской системы власти
в стране и переход к многопартийности.
В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов
Союза ССР М. С. Горбачев был избран Президентом
СССР. Переход к президентской системе
власти в СССР означал свертывание, а в
будущем и ликвидацию советской власти.Съезд
отменил 6-ю статью Конституции СССР о
руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева
это предложение внес Пленум ЦК). В руководстве
партии развернулась идейная борьба между
коммунистами-ортодоксами, центристами,
социал-демократами и др. Начался процесс
распада КПСС (по идейному и национально-организационному
направлению): в 1989-1990 гг. из КПСС вышли
компартии прибалтийских республик, в
1990 г. - создана компартия РСФСР. В партии
и обществе усилилась критика проводимого
М.С. Горбачевым курса. На Всесоюзном референдуме
весной 1991 г. большинство населения страны
высказалось за сохранение Союза, однако
у политических лидеров республик имелись
свои планы. Б.Н. Ельцин добивался полной
независимости и суверенитета России.
Л.М. Кравчук (Украина), С.Н. Шушкевич (Белоруссия),
С. Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить
Горбачеву и курс на суверенитет вели
скрытно. Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов
(Узбекистан) и А. Муталибов (Азербайджан)
однозначно высказывались за обновленную
федерацию. Таким образом, действия лидеров
союзных республик были разнонаправлены.
Процесс формирования обновленного Союза
был прерван в августе 1991 г. трагическими
событиями в Москве, так называемым ГКЧП.
После провала августовского путча судьба
Союза была фактически предрешена. 23 августа
1991 г. указом президента Российской Федерации
деятельность компартии на территории
России была приостановлена, а в ноябре
и вовсе запрещена.
Курс на ускорение
социально-экономического развития.
Выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском
(1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа
обновления обветшавшей командно-административной
распределительной системы «развитого
социализма» на первых порах отличалась
умеренностью. Главным лозунгом реформ
провозглашался курс на всемерное ускорение
социально-экономического развития страны
на основе внедрения новых методов хозяйствования
и использования новейших достижений
научно-технического прогресса. По замыслу
партийных реформаторов, предполагалось
включить «дополнительные резервы и преимущества»
социализма, повысить трудовую дисциплину
на производстве (так называемый «человеческий
фактор») прежде всего за счет усиления
администрирования, эффективно использовать
новейшие технологии в производстве и
т. д. Новый партийный лидер призвал шире
реализовывать накопленные материальные
и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную
загрузку производственных мощностей,
в том числе за счет введения многосменного
режима работы, особенно в машиностроении,
повысить качество производимой продукции,
развивать рационализаторство, передовые
формы и методы соцсоревнования и т. д.
В стратегии «ускорения» социально-экономического
развития была сделана ставка на традиционные
для СССР способы подстегивания «социалистического
энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного
контроля и массированной финансовой
накачки приоритетных отраслей народного
хозяйства.
1985—1986 гг. стали периодом осуществления
крупномасштабных кампаний и
серьезных ломок административных
структур управления народным хозяйством.
Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении
борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально
знаменитая антиалкогольная кампания),
в рамках которой предусматривалось повышение
розничных цен и одновременно резкое сокращение
производства ликероводочной продукции.
Осуществление «борьбы с пьянством» ударными
темпами привело за 2 года к снижению производства
вина и водки в стране вдвое, что резко
снизило бюджетные поступления, создав
к тому же сильное социальное напряжение,
рост производства подпольных суррогатов
и самогоноварения, что отрицательно сказывалось
на здоровье населения. К числу других
социальны] «кампаний» этого периода относились:
широко разрекламированная программа
«Жилье-2000» (апрель 1986 г.) предусматривавшая
полное решение в стране пресловутой «квартирного
вопроса» и «школьная реформа», в рамках
которой должна была осуществиться полная
компьютеризация средней школы. К числу
административных реорганизаций в управлении
экономикой относились: создание в ноябре
1985 г. министерского «монстра» — Госагропрома
путем слияния семи союзных министерств
и ведомств, ведающих управлением сельского
хозяйства; формирование исполнительной
«вертикали» областных и районных агропромышленных
объединений; введение в мае 1986 г. новой
контролирующей инстанции за качеством
производимой продукции — госприемки,
обусловившей значительный рост бюрократического
аппарата на всех уровнях.
Некоторые подвижки, отмеченные в
экономике СССР в первый год реализации
«стратегии ускорения» (прирост производительности
труда за 1985 г. составил 1,3%), породили
в новом руководстве страны иллюзию движения,
надежду на всесилие командных рычагов
в увеличении темпов промышленного развития.
Эти настроения ярко отразились в утопизме
принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.)
планов экономического и социального
развития страны до 2000 г., в соответствии
с которыми промышленный потенциал СССР
за 15 лет должен был увеличиться вдвое.
Неосуществимость принятых съездом решений
была предопределена. Внеэкономические
методы интенсификации промышленного
и сельскохозяйственного производства,
не изменившие социальной природы общественного
воспроизводства и основанные на инерции
сложившегося бюрократического хозяйственного
механизма, уже находившегося в кризисном
положении, не могли привести к реальным
изменениям в экономике. Более того, идеология
«штурмовщины» на производстве, не подкрепленная
новейшими технологическими разработками,
объективно создавала предпосылки для
техногенных аварий. В конце апреля 1986
г. произошла авария на четвертом энергоблоке
Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной
«сверхсекретности объекта», советское
руководство официально сообщило лишь
через две недели . |