Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
Начало переселения славян со своей прародины, локализуемой ныне исследователями в бассейне Верхней и Средней Вислы, а также в южной части р. Припяти, относится к середине V в., когда были разгромлены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к границам бывшей Римской империи и Византии. На западе славяне в VI- VII вв. продвинулись за Одру (Одер) и Лабу (Эльбу) вплоть до Датских островов и Люнебургской пустоши в Германии (районы озера Ильменау и др.), где они заняли земли, освободившиеся после ухода германцев на юг. Через Моравские ворота славяне двинулись на юг и юго-запад, в сторону Альп и Адриатики, появились на Нижнем Дунае и вышли к берегам Черного моря. В колонизации Балкан приняли большое участие восточнославянские племена антского союза. К 580 г. славяне, заселив весь Балканский полуостров, проникли на юг Пелопоннеса и высадились даже на о. Крите.
С расселением славянских племен и оседанием их на новых землях в У-УП вв. связано проходившее в их среде образование первых раннегосударственных формирований.
В последующие века позднего средневековья и нового времени славянские народы центральной и юго-восточной Европы вошли в состав различных государств. Это обстоятельство наложило глубокий отпечаток на все дальнейшее их развитие. Раздробленные, раздираемые междоусобной борьбой государства и отдельные области Балкан - Болгария, Сербия, Босния, часть Хорватии и Черногория (за исключением некоторых горных районов)- стали во второй половине XIV в. добычей турок-османов и были включены в состав огромной Османской империи, что и задержало процесс нащюнальной консолидации балканских народов, и течение пяти столетий живших в условиях социально-экономического и культурно-духовного гнета завоевателей. К середине XVI в. чешские, словацкие, а также словенские земли и значительная часгь хорватских земель попали под власть феодальной монархии Габсбургов. Начался длительный процесс онемечивания населения славянских областей. После ряда разделов во второй половине XVIII в. и в ходе наполеоновских войн части Польши оказались в составе России, Пруссии и Австрии. В результате всех этих процессов, а также вследствие специфики внутреннего исторического развития отдельных славянских стран Европы этнический состав стал очень пестрым, а границы между отдельными этносами – размытыми ( Силезия, Банат, Воеводина ).
Однако вопреки такому положению в условиях иноземного господства политике насильственной ассимиляции славян (а на Балканах - насильствен исламизации) западные и южные славяне сохранили свои этнические язьки и культуру, свою национальную самобытность. Вместе с тем, как отмечают этнологи, уже в средневековье (в силу специфики и неравномерности социально-исторического развития славянских стран и территории) стала проявляться культурная дифференциация славянства. Например, влияние католической церкви и всей конфессиональной культуры на западных славян привело их к отказу от древнеславянского литературного языка. Балканские же славяне, входившие в Османскую империю с ее застойными формами феодализма типа восточной деспотии в силу неблагоприятных условий, обособленности и замедленности социальна зкономического развития, приобрели многие черты ориентализации в культуре, отличающие их в этом отношении от родственных славян, живших в пределах им Габсбургов, где, наоборот, более зримо проступали черты западного влияния.
После ряда кровопролитных русско-турецких войн XVIII- XIXвв. на Балканах при самой активной помощи и поддержке русского народа обрели свободу сербы и черногорцы и болгары; со временем добились автономии и независимости другие южнославянские народы.
Определенные различия в условиях формирования наций, по мнению специалистов, прослеживаются у народов, этнические территории которых целиком располагались в пределах одного многонационального государства (чехи, словаки, венгры, болгары), и этносов, у которых еще в период формирования наций на части этнической территории была создана своя собственная государственность (сербы)
Первая мировая война и ряд революций в Европе, существенно изменили политическую карту Европы. На развалинах Австро-Венгерской монархии Габсбургов образовалось несколько новых государ в числе которых была и Чехо-Словакия. Польские и западноукраинские земли Австро-Венгрии вместе с коренными польскими землями, ранее принадлежавши Германии и России, вошли в состав восстановленной независимой Польши В 1918 г. в одном государстве с Сербией воссоединились Черногория, Хорватия большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929 г. - Королевство Югославия).
Однако национальный вопрос так и не решился окончательно, поскольку в ряде случаев новые политические границы не совпадали с этническими, что бы чревато военными конфликтами в будущем.
После второй мировой войны начинается новый этап этнической истории славянских народов Европы. К Польше отошли ее старые исконные силезские, великопольские и поморские земли (до границ по Одеру и Нейсе). Югославия получила часть словенских земель, прежде находившихся под властью Италии.
Рядом законов были обеспечены
права лужицкого населения
Сложившаяся здесь в послевоенное время этническая ситуация, как считают многие исследователи, имела свои особенности. Так, Польшу в целом можно отнести к моноэтничным странам; тем не менее помимо поляков, составляющих преобладающую часть страны, в Польше дисперсно расселены и этнические группы украинцев, литовцев, русских, цыган и т.д. Аналогично этническое состояние и в Болгарии, где подавляющее большинство населения составляют болгары православного вероисповедания. Однако во времена османского ига часть их подверглась исламизации, языковой и этнической ассимиляции. Из этнических групп, также расселенных дисперсно, в Болгарии следует выделить группы турок, гагаузов, каракачанов, румын, цыган, греков, русских, армян, помаков.
В 1993 г. было образовано два
самостоятельных государства:
2. С момента своего появления на исторической
арене славяне, как и многие другие индоевропейские
народы Европы, были оседлым земледельческо-скотоводческим
народом, в хозяйстве которого земледелие
и скотоводство дополнялось охотой, рыболовством,
лесными промыслами. Земледельческо-
Славяне издревле занимались пашенным земледелием, возделывали многие злаковые и технические культуры - пшеницу, рожь, овес, просо, лен, коноплю. У славян было развито и огородничество, из огородных растений им были известны Репа, редька, огурец, свекла, морковь, лук, бобы, чечевица. Уже в древности славяне культивировали яблоки, груши, сливы, вишню, малину и другие садовые растения. Полевые, огородные и садовые культуры, судя по их общеславянским названиям, славяне продолжали возделывать и после своего расселения по Европе в новых районах обитания к ним добавился и ряд местных сельскохозяйственных культур, заимствованных у коренного населения (например, на Балканах – виноград, некоторые плодовые и масличные). В позднем средневековье и в новое время _ технические культуры - картофель, кукуруза, рис, табак, хлопок. В Болгарии кроме того, разводили розы с целью получения ценного парфюмерного сырья - розового масла. Сельскохозяйственная техника долгое время сохраняла примитивный характер. В XIX в. чешская земледельческая культура стояла на более высоком уровне, чем в других славянских странах. Повсюду применялись удобрения, пло досеменная система, в новейшее время - сельскохозяйственные машины.
Не менее давним занятием славян было отгонное скотоводство, дававшее продукты животного происхождения. Разводили крупный рогатый скот: лошадей, овец. свиней, домашнюю птицу - кур, гусей, уток В древности были одомашнены пчелы, и пчеловодство получило большое развитие как у западных, так и у южных славян.
С ростом городов и ремесленных центров, например в Чехословакии и Польше, в средние века на основе традиционных ремесел- обработки металлов, ткачества, гончарства, стеклоделия и других - формируется мелкая кустарная промышленность, которая затем, с началом капиталистической эпохи, становится основой крупного фабрично-заводского производства. Новый культурно-хозяйственный тип в промышленно урбанизированных районах центральной Европы ранее всего сложился в западных районах Чехии, которые были одними из самых развитых в промышленном отношении регионов Европы уже к XV-XVIвв. Довольно рано выделились в Польше промышленные районы Варшавы, Лодзи, Силезии. В силу определенных исторических условий (длительное османское иго) развитие промышленности в славянских странах Балканского полуострова шло медленнее, за исключением отдельных районов Сербии, Хорватии, Словении.
В настоящее время в восточноевропейских странах постепенно преодолевается неравномерность экономического развития. Существенные изменения происходят в общественной структуре сельского населения.
Наиболее ранней формой поселений у западных и южных славян в прошлом являлись небольшие селища, разнообразные по своему типу. Как правило, они в древности располагались «кучами» и «гнездами», представляя собой древние родовые поселки. Сегодня многодворные поселения, как правило, преобладают в большинстве славянских стран и их можно сгруппировать п несколько основных типов: разбросанные (во многих районах Болгарии, альпийской Словении, Македонии, Черногории), кучевые (Польша. Чехия и Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия), круговые (Западная Польша, Чехия и Словакия, Лужица в Германии, фракийские районы в Болгарии), уличные - вдоль дорог или рек (Восточная Польша, Словакия, Хорватия, Воеводина), «веретенообразные» — сочетание кругового и уличного планов (Западная Польша и Лужица в Германии).
В центральноевропейских и юго
– восточных славянских
Не менее разнообразны и типы традиционной одежды у западных и южных славян, в которой уже с начала средневековья четко прослеживается сословная, имущественная и региональная дифференциация. Основу женского и мужского костюма в прошлом составляла рубаха из домотканого льняного или конопляного полотна, причем наиболее архаичной следует считать одежду туникообразного покроя (Польша, Западная Чехия, Болгария, Сербия, Хорватия). Широко распространен у славян и тип рубахи с поликами (надплечными вставками), кроме гого, встречались и другие варианты покроя- из двух полотнищ со сборками у ворота (Прикарпатье), а также женские рубахи без рукавов и на одной или же двух лямках (Моравия, Словакия, Западное Прикарпатье) и другие типы. Наиболее архаичной частью женской поясной одежды был передник (фартук), встречавшийся повсеместно в прошлом у западных и южных славян, либо два фартука (спереди и сзади), как , например, в северных районах Болгарии. Со второй половины XIX и. широкое распространение в центральной и юго-восточной Европе получила юбка европейского городского покроя.
Разнообразием форм и фасонов отличалась и верхняя одежда западных и южных славян (полушубки, кафтаны, безрукавки, накидки и т.д.). Древнейшей ее разновидностью можно считать несшитую плащевидную одежду, сохранившуюся до наших дней в национальном костюме карпатских и балканских горцев, поляков и лужичан. Многообразием локальных форм отличались и головные уборы мужчин и женщин (круглые славянские шапки, отороченные мехом, платки, чепцы, головные полотенца, шапочки с повязанным платком, фески) разнообразны были и типы традиционной обуви - бродни, кожаные башмаки, мягкие туфли, шерстяные ноговицы, обувь на деревянной подошве и др. Костюм дополнялся поясом и различными украшениями.
В некоторых районах Болгарии на покрое одежды заметно сказалось турецкое влияние. В настоящее-время национальная одежда славян сохраняется лишь в немногих районах рассматриваемого региона, чаще всего она используется во время народный празднеств, фестивалей искусств, а также во время выступлений фольклорный коллективов. Сейчас во всех славянских странах центральной и юго-восточной Европы в быту повсеместно распространен европейский городской костюм.
В прошлом традиционная пища южных и западных славян, так же как и их соседей, не отличалась особым разнообразием и состояла преимущественно из мучных изделий, молочных продуктов и овощей. Ежедневный рацион составляли различные супы-похлебки из ржаной муки или проса (у чехов и поляков), овощные супы (у болгар и сербов). Были популярны различные каши - гречневая, просяная и кукурузная (качамак) - у болгар, овощные блюда из гороха и бобов, фасоли и' капусты, перца и картофеля и т.д. (преимущественно у южных славян), а также повсеместно молоко и молочные продукты (брынза, сыр и др.). Мясные блюда в сельском быту готовились обычно во время больших сельскохозяйственных работ или в праздничные дни. Животных жиров в пищу употребляли мало, ограничиваясь преимущественно льняным, конопляным или подсолнечным маслом. Там, где издавна было развито рыболовство, существенную часть пищевого рациона составляла рыба.
Для традиционной кухни южных и западных славян, этих древних земледельческих народов Европы, характерно множество разнообразных изделий из теста. Ни один праздник не обходился без специальной выпечки. На севере Польши - это калачи, в южных районах Польши булочки и печенье, впрочем типичные и для стола соседних чехов и др. В Сербии выпекали так называемый «погач» - тяжелый и твердый пресный хлеб из кукурузной муки. В Польше, Чехии и Болгарии в пищу употребляли много ржаного хлеба.
Традиционными напитками издавна считались пиво, ракия (водка), виноградное вино.