Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
На протяжении многих веков этническая (материальная и духовная) культура русских, особенно ее обрядовая сфера находилась под сильным влиянием православной церкви. Старые языческие культы, однако, приобретали новую окраску, долгое время сохраняясь на периферии русского быта. Православная же церковь, постоянно приспосабливаясь к дохристианским народным верованиям, на протяжении веков вела борьбу с различными религиозными отклонениями (ересями). Борьба достигла высшей точки в середине XVII в. при патриархе Никоне, реформы которого привели к церковному расколу. Против никоновского обновления церкви выступило немало русских людей, которые, будучи ревнителями старины, были названы старообрядцами или староверами. В это движение были вовлечены представители различных социальных слоев, но более всего староверами были крестьяне, в сознании которых 'новые порядки связывались с еще большим их закрепощением. В быту представители этого религиозного направления в русской православной церкви да сих пор сохраняют архаические черты этнической культуры русских, чего нельзя сказать о представителях «новой веры».
Однако, более всего процесс исчезновения многих черт народной культуры коснулся городского населения; процент которого у русских в настоящее время достигает более 70%. У городского населения этничность выражается лишь через такие ее признаки, как язык и этническое самосознание. Что касается современного сельского населения, то у него определение черты русской народной (этнической) культуры, о которой речь шла выше, сохраняются и даже развиваются в соответствии новыми условиями. Большинство русских представители православной конфессии.
2. БЕЛОРУСЫ - народ, представители которого составляют основное население ныне независимого государства Беларусь (80 % от, всего населения страны или около 7,5 млн; чел.). До распада СССР оно входило в его состав в качестве Белорусской советской социалистической республики. До сих пор белорусы проживают на территориях бывших союзных республик СССР, численность которых составляет около 800 тыс. чел; Внутренняя миграция в самой республике направлена, в основном, из сельской местности в города, особенно в столицу страны Минск. Верующие белорусы – преимущественно православные; 25 % -приверженцев католической церкви (эта часть белорусского населения проживает, в основном, в западных районах Белоруссии и в большей или меньшей степени ощутила на себе аккультурацйю со стороны польского католицизма).
Эмиграция белорусов
за приделы их этнической территории по сравнению с русскими
и украинцами, была менее многочисленной.
Небольшие этнические группы лиц белорусского
населения зафиксированы, в основном,
в странах Зарубежной Европы, где совокупно
их насчитывается 165 тыс. чел. В странах
же Нового Света белорусская диаспора
весьма незначительна: Аргентине - 5 тыс.
чел., Канаде 6 тыс.чел., США - 20 тыс. чел.
Происхождение белорусов тесно связано с этнической истоками древнерусского этноса. Уже в составе Киевской Руси наблюдался процесс консолидации населения трех северо-западных княжеств - Полоцкаго, Туровского и Смоленского. Впоследствии после распада Киевской Руси именно на территории этих княжеств в XIV в. развернулся процесс сложения белорусского народа, большая часть которого вошла в состав Великого княжества Литовского. Консолидация белорусского этноса заметно усилилась в конце XVI в. в борьбе против польско-литовского засилья; в это время по Люблинской Унии 1569 г. белорусские земли входили в состав польско-литовского государственного объединения под названием Речь Посполита. В XVIII в. в результате усиления на международной арене Российской империи этническая территория белорусов становится ее частью, включая и период существования до 1991 г. Союза Советских Социалистических Республик.
До сих пор
в белорусском этносе
3. УКРАИНЦЫ (ранее употреблялось, название малороссы)-восточнославянский, народ, который так же, как русские и белорусы, является ветвью древнерусского этноса. В настоящее время украинцы составляют большинство населения (около 75 % от всего населения страны или около 40 млн. чел.) независимого государства Украина, территория которого до распада СССР (1991 г.) была одной из его частей - Украинской Советской Социалистической Республикой. Около 6 млн. украинцев проживает на территориях бывших советских республик. В дальнем зарубежье украинские диаспоры, насчитывающие около 2 млн. человек, находятся, главным образом, в США, Канаде, Аргентине.
Этногенез украинцев - это одно из проявлений этнической истории древнерусского народа. В качестве самостоятельной этнической единицы украинцы сформировались к XVI в. в районах Поднепровья (Киевщина), Полтавщины и Черниговщины. Процесс консолидации украинцев шел параллельно с их борьбой с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также с турецкими завоевателями, которая в XVII в. закончилась воссоединением левобережной Украины с Россией ( Переяславская рада), на правах ее автономной части. В конце XVIII в. в состав Российской империи вошли и земли правобережной Украины, что способствовало окончательному сложению украинского этноса, основная территория которого долгое время была частью российского государства, включая и период существования до 1991 г. Советского Союза. В целом украинский этнос достаточно однороден, кроме его западной территории, где до сих пор сохраняют свои культурно-бытовые особенности такие этнографические группы украинцев как лемки, бойки (верховинцы) и гуцулы.
Этническая культура украинцев имеет определенное сходство,с этническими культурами родственных с ними народами, каковыми являются русские и белорусы, что говорит об их генетической общности. Однако несмотря на это историческое обстоятельство, своеобразие материальной и духовной культуры украинцев очевидно, проявилось в их традиционном жилище, пище, народном костюме, но особенно в фольклоре, языке и более всего - в этническом самосознании. Многие черты бытовой культуры украинцев сохранились до конца XIX - начала, ХХ вв. Традиционное сельское жилище украинцев - это двухраздельное или трехраздельное строение. Первое состояло из хаты и холодных сеней, в трехраздельном доме сени соединяли две хаты. В заднем углу хаты - духовая печь. В противоположном углу помещается «покут» (передний угол), где находились иконы и обеденный стол. Вдоль фасадной и боковой стен укрепляются лавки, а ближе к двери - кухня. Женская одежда включала в себя рубаху с длинными рукавами, юбки (спидница) и безрукавки (карсетка); дополнение к женскому украинскому костюму -браслеты, серги, кольца, ожерелья из драгоценных камней, подвески из монет (монисто, дукачи). В женском головном уборе украинок преобладали разнообразные и разноцветные платки. Мужской костюм - полотняные и ситцевые сорочки с разрезом ворота посередине груди, которые имеют орнаментальную вышивку, широкие шаровары, имеющие широкую «мотню». Национальная кухня основана на многоотраслевом сельском хозяйстве, в котором заметное место у украинцев занимает зерновое земледелие, Поэтому основу питания украинцев составляют хлебные блюда (коровай, лежень, шишки, крачун, калач, хрести, жаворонки). Кушанья из теста также имеют широкое распространение. Это, прежде всего, галушки, вареники, лапша (локшина), затирка. Как и у многих восточнославянских народов, важное место в рационе украинцев занимают разнообразные каши. Хорошо известен и типично украинский борщ, состоящий из свеклы, капусты, лука и других овощей, заправленный салом или растительным маслом. В духовной культуре украинцев важное место занимают календарные праздники и обряды, многие из которых приурочены к христианским (православным) праздникам.
Лекция 16. Народы Кавказа.
План: