Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе современной научной литературы определить предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России, раскрыть в полном объеме сущность абсолютизма в России.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:
- анализ понятия "абсолютизм";
- характеристика предпосылок образования абсолютизма в России;
- изучение становления абсолютной монархии в России;
- характеристика особенностей российского абсолютизма.

Содержание

Введение
1. Предпосылки образования абсолютной монархии в России.
2. Основные этапы формирования абсолютизма.
3. Особенности российского абсолютизма.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бахия Теона предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в россии.rtf

— 621.88 Кб (Скачать файл)

Серьёзное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь. Без сокрушительного удара по её притязаниям править страной на равных со светской властью абсолютистский режим укрепиться не мог. Абсолютистская система не могла быть совместима с сохранением значительной по размерам земельной собственности  духовенства, дававшей последнему экономическую мощь и политическое влияние. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона. Властный и честолюбивый патриарх, некогда бывший другом царя Алексея Михайловича, поставленный на патриаршество при его активном содействии, претендовал на такую же обширную власть, которую присвоил себе патриарх Филарет, отец царя Михаила. Никон стал называть себя «великим государем» и демонстративно подчёркивал превосходство духовной власти над светской. Идеи Никона, как и его действия, шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом, так как самодержавие не могло терпеть второго «великого государя». Под предлогом того, что в последнее время царь прекратил посещение церковной службы, отправляемой патриархом, а также не приглашал его на торжественные встречи, Никон в 1658  г. публично в Успенском соборе отрёкся от патриаршества и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь будет просить у него прощения и молить о возвращении на патриаршество, чего, однако, не случилось. Тогда Никон передумал и решил остаться патриархом, но теперь уже не соглашался царь. Началась изнурительная тяжба между патриархом и царём, завершившаяся низложением Никона церковным собором в 1666г. Тем не менее не было сломлено экономическое могущество церкви. Соборное Уложение 1649г. ограничило рост церковного землевладения, а также урезало иммунитетные права монастырей, но духовные феодалы продолжали увеличивать свои владения, так что к концу столетия им принадлежало не менее пятой части крестьян. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской, был упразднен Монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством - всё это восстановило позиции духовенства и замедлило процесс «обмирщения» материальной и духовной жизни общества.  Однако некоторые учёные полагают, что если на Западе церковь в ряде стран представляла существенную оппозицию светской власти, временами даже подчиняя её своим интересам, то в России дело обстояло иначе, так как православная церковь, воспринявшая в этом отношении византийские традиции, не выступала в качестве серьёзного конкурента светской власти, поддерживала централизацию. Тем не менее, большинство учёных придерживаются противоположной точки зрения. В XVI и особенно в XVII в. уже намечается определённая тенденция к ограничению церковного и монастырского землевладения, влияния духовенства в вопросах управления. Завершающей стадией этого процесса явилась церковная реформа Петра Великого, в ходе которой патриаршество было заменено специальным учреждением - Синодом в 1721 г., что окончательно подчинило духовенство государственному контролю.

Свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясений начала столетия нуждалась в активной поддержке сил, на которые она опиралась - широких кругов дворянства и верхушки купечества.  На обсуждение Земских соборов выносились вопросы, связанные как с внешнеполитическими акциями правительства, так и внутренней жизнью страны. Были годы, когда в напряжённой обстановке борьбы с польско-шведскими интервентами и отголосками крестьянской войны ещё не окрепшая верховная власть нуждалась в почти непрерывной деятельности земских соборов. Таковы соборы 1613-1615, 1616-1619, 1619-1622 гг. Затем в созыве Земских соборов наступает десятилетний перерыв и очередные соборы заседали в связи с внешнеполитическими событиями: Смоленской войной (1632 и 16340, обострением отношений с Крымским ханством (1636-1639) и взятием Азова донскими казаками (1642), два земских собора (1648 и 1650) правительство царя Алексея Михайловича созвало в связи с городскими восстаниями в Москве и Пскове.

Земский собор 1653 года, принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Угасание этого института в последующие десятилетия выразилось в том, что правительство перешло к практике приглашения на совещания лишь представителей сословий, во мнении которых было заинтересовано. К ним относится совещание с торговыми людьми, вызванными в Москву в 1662 году в связи с финансовым кризисом: правительство пыталось выяснить причины обесценивания денег и вызванного им Медного бунта.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическое и политическое влияние; Россией не были еще решены некоторые важные исторические задачи: не воссоединены все украинские земли, не был достигнут выход к морю и т. д. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.  Характерно, что из 35 лет царствования Петра I только около года сохранялось состояние полного мира. Фактором, ускорившим процесс перехода к абсолютизму, была также военная опасность со стороны соседних государств (Речь Посполитая, Швеция, Турция и др.).

Таким образом, возникновение абсолютной монархии было вызвано ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время. В целом возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные этапы формирования абсолютизма в России.

За свою более чем двухсотпятидесятилетнюю историю абсолютизм в России не оставался неизменным, он претерпевал изменения под влиянием изменений в экономике, социальной структуре общества, расстановкой классовых сил и т.д. можно выделить пять основных этапов развития абсолютизма в России: первый - абсолютная монархия второй половины XVII в.  с Боярской думой и боярской аристократией; второй - чиновничье-дворянская монархия XVIII; третий - абсолютная монархия первой половины XIX в. (до реформы 1861 г.); четвёртый - абсолютная монархия 1861-1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии; пятый - период с 1905 по февраль 1917 гг., когда абсолютизм сделал второй шаг к буржуазной монархии. Абсолютная монархия в России была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года.

Первый этап - абсолютная монархия второй половины XVIIв.  с Боярской думой и боярской аристократией.

Хронологически самодержавие подразделяется на два периода, первый из которых датируется XVI-- XVII вв., когда монарх пользовался своими правами совместно с Боярской думой и боярской аристократией, второй же период, эра абсолютной монархии, относится к XVIII--XX вв.  Между тем полного единогласия относительно правомерности такого членения пока не достигнуто. А.Е.Пресняков утверждал, что Боярская дума в XVII в. представляла собой послушное орудие в руках царской власти, она утратила возможность оказывать какое-либо реальное политическое влияние и превратилась в церемониальную, формальную «приправу» к окрепшему авторитету царской власти, практически решения вырабатывались лишь теми боярами, которые принадлежали к самому интимному окружению царя (ближние, тайные комнатные бояре государева «верха») или руководили приказами. Напротив, В.О. Ключевский, М.Ф. Владимирский-Буданов полагали, что Боярская дума(Общая дума) сохранила свое влияние на протяжении XVII в., что объем ее компетенций в важных государственных делах ни в коей мере не был ущемлен с появлением всевозможных более узких кругов, возникновение которых сопровождало рост думы.

Однако, несмотря на непрекращающиеся дискуссии, наиболее признана точка зрения В.И.Ленина о том, во второй половине XVII века в России возник абсолютизм, который характеризовался как абсолютизм "с Боярской думой и боярской аристократией", 13который окончательно оформился в первой четверти XVIII века при Петре I. Вторая половина XVII в. характеризуется коренными изменениями в социально-экономической жизни России, её внутриполитическим развитием и международном положении. В правление Алексея Михайловича (1645--1676) четко обозначается новая тенденция  развития политического строя страны -- переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. Однако первые шаги по пути превращения Русского государства в абсолютную монархию во времена правления первых Романовых были ещё очень робкими, цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления разрешал важнейшие государственные дела. Будучи законодательным органом, вместе с царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца. Несмотря на возросшее к середине XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Состав думы за век удвоился, особенно заметно возросло число окольничьих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог ничего делати».14 Более решительный сдвиг в оформлении абсолютизма обозначился в царствование Алексея Михайловича, который, в отличие от своего отца, «государство своё правит по своей воли». Тем не менее Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

Таким образом, несмотря на закрепление в Соборном уложении 1649 г. статей о престиже царской власти и преступлениях о ней, власть монарха не была неограниченной - он в своей деятельности опирался на Боярскую думу и боярскую аристократию.

Второй этап - чиновничье-дворянская монархия XVIIIв. с отдельными периодами просвещённого абсолютизма.

Окончательно абсолютная монархия оформилась в первой четверти XVIII века, что получило законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) говорится следующее: «Его величество есть самовластный монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлять».

Земские соборы не созывались с 1653 г.4 в первые годы правления Петра I Боярская дума формально существовала, но фактически никакой власти не имела, сократилось и число её членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии (или консилии) министров (количество её членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы. Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент  своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались непосредственно царём и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в 1711 г. сената окончательно перестала функционировать Боярская дума - исчез последний орган, который в определённой степени ограничивал власть монарха, царь стал неограниченным правителем страны. В первой четверти XVIII в. был создан разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная регулярная армия, непосредственно подчинённые царю. Произошло и определённое подчинение церкви государству:

Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное

использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра Первого.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства, которое составляло опору самодержавия.

Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.   Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра.  Во второй половине XVII в. Позиции  Русской  православной  церкви  были  весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую  и  судебную  автономию по отношению к царской власти, последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.)  и Адриан (1690-1700 гг.) проводили политику, направленную на  укрепление  этих позиций.15 Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха  Адриана: Петр I распорядился провести ревизию  для  переписи  имущества  Патриаршего  дома. Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях,  Петр  отменил выборы нового патриарха, поручив Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего  престола».  В  1701  г. был образован Монастырский приказ - светское учреждение для  управления  делами

церкви. Церковь начинает терять свою  независимость  от  государства,  право распоряжаться своей собственностью. В 1721 г. видный деятель  Петровской  эпохи  Феофан Прокопович   составляет   Духовный   регламент,   который    предусматривает уничтожение института патриаршества и образование нового органа  -  Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в  «Святейший  правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом.  Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской  истории, так как теперь вся власть, в том числе и  церковная,  была  сосредоточена  в руках Петра I.

Главным итогом совокупности Петровских  реформ  стало  установление  в России абсолютизма,  венцом  которого  стало  изменение  в  1721  г.  титула российского  монарха  -  Пётр I объявил  себя  императором,  а  страна  стала называться Российской Империей. Таким образом, было  оформлено  то,  к  чему шел Петр все годы своего царствования -  создание  государства  со  стройной системой  управления,  сильной   армией   и   флотом,   мощной   экономикой, оказывающего влияние на  международную  политику.  В  результате  Петровских

Информация о работе Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России