Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе современной научной литературы определить предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России, раскрыть в полном объеме сущность абсолютизма в России.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:
- анализ понятия "абсолютизм";
- характеристика предпосылок образования абсолютизма в России;
- изучение становления абсолютной монархии в России;
- характеристика особенностей российского абсолютизма.

Содержание

Введение
1. Предпосылки образования абсолютной монархии в России.
2. Основные этапы формирования абсолютизма.
3. Особенности российского абсолютизма.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бахия Теона предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в россии.rtf

— 621.88 Кб (Скачать файл)

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Прежняя Александровская канцелярия стала её I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 4 апреля 1826 г. было образовано II отделение канцелярии, занимавшееся кодификацией законов; 3 июля 1826 г. было создано III отделение (высшая полиция); в 1828 г. было учреждено IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входившими в ведомство императрицы Марии Фёдоровны (матери царя). В 1835 г. специально для подготовки реформы государственной деревни было создано V отделение, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ. Наконец, в 1843 г. учреждалось VI ("временное") отделение для управления присоединенными к России территориями Закавказья. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии. Особо известно III отделение, которому был предан корпус жандармов и которое вело борьбу с революционными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Консерватизм и реакционность политической настройки России первой половины XIXв. Предопределили и особенности российской правовой системы. Однако вся кодификация законов М.М.Сперанского ограничилась изданием "Полного собрания законов Российской империи" в 45 томах (48 частях), куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 гг. и 15-томного "Свода законов Российской империи". Кроме того, были изданы "свод военных постановлений" (12 томов), "Свод законов Отстзейских и западных губерний" и "Свод законов Великого княжества Финляндского". Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881 г., составили второе, а с 1881 по 1913 г., - третье Собрание законов Российской империи. Однако кодификация законов нисколько не меняла политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета.

В 1826 г. был издан новый цензурный устав с такими  жёсткими правилами, что современники назвали его "чугунным". Серия реакционных мер последовала и в сфере народного просвещения. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации. В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления своей классовой опоры - дворянства, вместе с тем оно делало и некоторые уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере. Вопрос о крепостном праве в правительственной политике второй четверти XIX в. был одним из острейших. НиколайI признавал, что "крепостное право - зло"; заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства", однако отменить крепостное право в данный момент он считал "ещё большим злом" - здесь было чётко заявлено осознание самодержавием необходимости и вместе с тем опасности освобождения крестьян. При Николае проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян, однако эти меры носили запоздалый характер и в освобождение крестьян при жизни императора так и не вылились.

Таким образом, XIX столетие занимает особое место в истории России, так как с его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы. Победоносное завершение Отечественной войны 1812 г., освобождение народов Европы от наполеоновского ига, завоевание Россией лидирующего положения на мировой арене - словом, все те блестящие достижения, которыми была ознаменована для России первая половина XIX в., не могли заслонить остроту внутренних противоречий. Основной коллизией политической ситуации первой половины XIX века было глубокое противоречие между реальным состоянием самодержавия, его политических институтов и ставшей совершенно очевидной необходимостью серьёзных перемен.

Четвёртый этап - абсолютная монархия 1861-1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии.

Россия в период с 1861 по 1904 гг. оставалась абсолютной монархией. Неограниченность власти императора-самодержца юридически «стеснялась» только двумя требованиями: он был обязан, во-первых, исповедовать православную веру и, во-вторых, соблюдать закон о престолонаследии. Но самодержавие, оставаясь политической формой диктатуры крепостников-помещиков, должно было уже при Александре II учитывать и классовые интересы буржуазии.

Под давлением революционного натиска 60-х гг. царизм пошел на уступки: вслед за «крестьянской» в 1863--1874 гг. был проведен ряд других буржуазных реформ -- земская, городская, судебная, военная. Характер их показывает, что дело не пошло дальше маленького «шага» по пути превращения феодальной монархии в буржуазную17. Таким образом, политическая и правовая надстройка развивалась в том же направлении, что и базис, хотя значительно отставала от последнего.

Реформы 60-70-х годов ввели в государственный строй России элементы буржуазной государственности: создали выборные представительные учреждения местного административно-хозяйственного управления (земские и городские органы "самоуправления"), выборные органы суда (мировые судьи), установили основы буржуазного судоустройства и судопроизводства, более гибкие буржуазные формы государственного финансового контроля и цензуры, ввели принцип всесословности в комплектование армии и в деятельность органов народного просвещения и т п. Эти реформы были буржуазными и потому, что они учитывали интересы буржуазии и буржуазной общественности: создавали благоприятные условия для развития торговли, промышленности и кредита.

19 февраля 1861 г. знаменовало собой «начало новой, буржуазной, России», переход страны от феодальных производственных отношений к буржуазным при сохранении, однако, таких больших остатков крепостничества, как самодержавие и помещичье землевладение, служившее экономической основой политического господства помещиков. Реформы 60--70-х гг. явились, как установил В. И. Ленин на основе глубокого научного анализа пореформенной эпохи, «первым шагом по пути превращения чисто крепостнического самодержавия в буржуазную монархию».

В организации и деятельности старых, наследованных от крепостнической монархии учреждений, появились новые элементы: представители буржуазии стали чаще приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые учреждения министерств (комитеты, советы) при сохранении в них преобладания чиновников-дворян, в министерствах была проведена децентрализация управления с расширением полномочий местных органов. В деятельности высших государственных органов (Комитет министров, Государственный совет, Сенат) все большее место стали занимать дела, связанные с буржуазным предпринимательством и собственностью, акционерными обществами и компаниями; правительственный аппарат самодержавия все больше считался с мнениями дворянской и буржуазной общественности, выраженными через периодическую печать и публицистику.

Произошли некоторые изменения и в бюрократии. Ее численность возросла и достигла к началу XX в. 385 тыс. человек (из них 161 тыс. чиновников).

Несмотря на введение буржуазных реформ и изменений в организации, составе и деятельности правительственных учреждений, Россия оставалась абсолютной монархией с неограниченным самодержавным императором во главе. В стране сохранились основные дореформенные государственные высшие, центральные и даже местные учреждения (особенно органы администрации и полиции) с дворянским чиновничьим большинством, а также и основы дореформенного права.

После Крымской войны стало очевидным, что России совершенно необходима собственная крупная промышленность, которая могла возникнуть в то время только в капиталистической форме.

Конфликт между новыми производительными силами и старыми, феодально-крепостническими производственными отношениями проявился в серьезном обострении классовой борьбы. Число крестьянских волнений росло год от году. Так, с 1826 по 1834 гг. произошло 148 волнений, с 1835 по 1844гг. -- 216, с 1845 по 1854 гг.-- 348, с 1855 по 1861 гг. -- 74418.

Обстановка в стране настолько накалилась, что в 1859--1861 гг. в России возникла революционная ситуация. Крепостное крестьянство и другие угнетенные слои населения, нужда и бедствия которых усилились выше всякой меры, не хотели жить по-старому и поднимались на борьбу, в то же время дворянство и его орудие -- царское самодержавие, ослабленные поражением в Крымской войне, не могли сохранять свое господство в неизменном виде.

Ослабленное поражением в Крымской войне, показавшей гнилость и бессилие крепостной России, напуганное крестьянскими «бунтами» самодержавие в лице первого помещика и главного крепостника Александра II (1855--1881 гг.) открыто признало, что лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, пока они сами освободятся снизу.

Несмотря на массу крепостнических черт, «освобождение» крестьян создало условия для бурного развития в России капитализма.

Во второй половине 70-х годов в России вновь возникла революционная ситуация: усилилось движение крестьян за землю, вступил в борьбу с капиталистами русский пролетариат. На протяжении 70-х годов в России имели место 176 стачек и 49 волнений рабочих. Революционная ситуация вынудила самодержавие встать на путь лавирования между политикой белого террора и тактикой уступок либеральному «обществу». В январе 1881 года министр внутренних дел генерал Лорис-Меликов, известный как мастер политики «лисьего хвоста» и «волчьей пасти», представил Александру II «всеподданнейший доклад», в котором предлагал «прибегнуть к представительным формам для поддержания порядка в России». Доклад был рассмотрен и в основном одобрен специально для того созданным особым совещанием, в работах которого участвовал император. Но Александр III (1881 -- 1894 гг.), сменивший на престоле своего отца, убитого народовольцами 1 марта 1881 г., отклонил этот проект. Александр III начал беспощадно уничтожать следы «паршивого либерализма», как он выражался. Был издан ряд крепостнических законов, получивших название «контрреформ» Александра III, которые имели целью сильно урезать буржуазные реформы 1860--1870 гг. Но переход к реакции отнюдь не являлся свидетельством укрепления мощи самодержавия - он был безнадежной попыткой путем террора вернуть страну к изжитым общественным отношениям и предотвратить революцию.

К концу столетия буржуазия стала экономически господствующим классом и добилась первенства в городе, оттеснив здесь дворянство.

Система высших органов управления не претерпела во второй половине XIX в. существенных изменений. Она по-прежнему состояла из органов верховного и подчиненного управления.

Государственный совет согласно основным законам считался важнейшим после императора государственным органом, где рассматривались все законопроекты, «восходившие» потом «на высочайшее усмотрение», и обсуждались те из правительственных мер, которые не были предусмотрены законами и превышали власть министров и Комитета министров. В Государственном совете был создан кодификационный отдел, образованный из второго отделения Собственной канцелярии царя.

На практике, однако, роль Государственного совета и его департаментов была еще менее значительна, чем в предыдущий период. Все решения Государственного совета нуждались в утверждении царя, дававшегося в письменной или устной форме, Комитет министров превратился в высшее правительственное учреждение, занимающееся теми из вопросов текущего управления, которые не требовали личного участия царя в их обсуждении, но в то же время нуждались в его санкции -- в «высочайшем разрешении».

Совет министров -- так назывался новый орган верховного управления, учрежденный в 1861 году. Он составлялся из министров и главноуправляющих, пользовавшихся правами министров, и из других лиц, назначенных царем. Заседал он под личным председательством царя. В компетенцию Совета входило предварительное рассмотрение различных «предположений к устройству и усовершенствованию разных частей» управления и законодательства и обеспечение большей солидарности и единства в деятельности министров. Совету сообщались важнейшие распоряжения всех министерств и главных управлений. Он должен был давать заключения на составленные отдельными министрами законопроекты до их представления в Государственный совет.

Сенат еще более упрочил свое значение высшего судебного органа. Правительственные же его функции были весьма неопределенны и несущественны. Он по-прежнему составлялся из членов по назначению и членов по званию. Первые назначались царем из высших сановников, вторыми были все министры, генерал-губернаторы и военные губернаторы во время их пребывания в столице.

Таким образом, Россия делает решительный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и низшем звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы допустили буржуазию к управлению. Судебная реформа проводит довольно последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса. Военная реформа вводит всесословную всеобщую воинскую обязанность. Вместе с тем либеральные мечты о конституции остаются только мечтами, а надежды земских деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают решительное сопротивление царизма.

Пятый этап - период с 1905 по февраль 1917 гг., когда абсолютизм сделал второй шаг к буржуазной монархии.

Царствование Николая II совпало с началом бурного развития капитализма и одновременного роста революционного движения в России. Чтобы сохранить самодержавие и, главное, обеспечить дальнейшее развитие и процветание России, императором были приняты меры, обеспечивающие укрепление союза с нарождающимся буржуазным классом и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия самодержавия: учреждена Государственная Дума, проведена аграрная реформа и т.д. Крупнейшим шагом по пути конституционной эволюции явился Манифест 17 октября 1905 г. - Это была важнейшая политическая декларация последнего царствования. Она содержала обещания «даровать народу незыблемые основы гражданских свобод»: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов; привлечь к выборам в Государственную думу все слои населения; признать Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу.

Информация о работе Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России