Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.

Вложенные файлы: 1 файл

Старообрядцы).docx

— 184.16 Кб (Скачать файл)

Мелкие согласия, образовывавшиеся, как правило, под  влиянием какого-то пользовавшегося  местным авторитетом среди окружающих старовера-начетчика, возникали на основе гипертрофированного внимания к отдельно взятому святоотеческому изречению или церковно-каноническому правилу, из которого делались радикальные выводы практического характера, в основном о более строгом соблюдении уставов и более тщательной изоляции от еретического, антихристова мира. Многочисленность и своеобразность этих согласий искусственно преувеличивалась антистарообрядческими полемистами. Число их последователей было невелико в сравнении с основными течениями беспоповства и поповства. Наиболее заметны среди них спасовцы, а также крайне радикальные толки филипповцев и бегунов (странников). 

Последнее крупное  разделение в старообрядчестве произошло  после перехода к староверам в 1846 году бывшего Босно-Сараевского митрополита Амвросия, учредившего Белокриницкую иерархию (по названию села Белая Криница, тогда в Австро-Венгрии). Часть поповцев не приняла этой иерархии и продолжала довольствоваться переходящими от Синодальной церкви священниками. В 1923 году к ним перешел новообрядческий архиепископ-обновленец Никола (Позднев), но и после появления иерархии за ними сохраняется обыденное название "беглопоповцы". 

С начала XIX века Синодальная  церковь пыталась преодолеть раскол с помощью так называемого "единоверия", теоретически и практически основанного  митрополитом Платоном (Левшиным). Единоверие допускало внешнее отправление  дониконовского богослужения священниками, подчиняющимися новообрядческому Синоду. Проповедники единоверия полностью сводили проблему раскола к различиям в обряде, не касаясь ни мистической, ни мировоззренческой проблематики. Митрополит Платон и его последователи всячески преуменьшали догматическую значимость, символическое содержание священнодействий, подвергшихся искажениям и полностью игнорировали исторический контекст полемики: ведь раскол возник не из-за абстрактных рассуждений о том, какие обряды лучше, а в связи с тем, что насильственное разрушение целостного традиционного священнодейства защитники Старой веры сочли причиной, имеющей духовные последствия — исчезновение благодати Святаго Духа из нарушенной гармонии богослужения. 

Убеждая староверов в "малозначительности" разногласий, митрополит Платон, тем не менее, никогда  не считал древнерусские традиции равночестными новым и трактовал единоверие лишь как временную уступку малообразованным людям, слепо державшимся за привычные внешние формы богопочитания (см. напр. [11; с. 190 и сл., с. 246 и сл.]). Насильственно насаждавшееся в XIX веке, особенно в царствование Николая I, единоверие так и не получило широкого распространения. 

Снятие клятв на старые обряды, произведенное Московской Патриархией на Поместном Соборе 1971 года, не стало завершением раскола, так как по церковным канонам  неправедно положенные анафемы изначально не имели силы, а преодоление раскола  состоит, с точки зрения старообрядцев, в возвращении никониан в лоно Православной (староверческой) Церкви, что неприемлемо для Московской Патриархии. 

В настоящее время  существуют следующие крупнейшие церковные  организации старообрядцев: 

Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия), возглавляемая митрополитом Московским и всея Руси, насчитывает более 250 приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане; 

Древлеправославная Церковь ("беглопоповцы"), возглавляемая архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси, имеется более 50 приходов в России, СНГ и в Румынии; 

Древлеправославная Поморская Церковь (брачные беспоповцы), имеются самостоятельные структуры в России (Российский Совет ДПЦ, более 100 приходов), Литве, Латвии. 

Христиане древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского федосеевского согласия (федосеевцы), центром которых считается Московская Преображенская община, не имеют единой организации, связывающей отдельные церковные общины. 

Старообрядческие  общины имеются в Румынии (в том  числе автокефальная митрополия белокриницкой иерархии), в Польше, в странах Северной и Южной  Америки и других. В последние  годы возрождается деятельность по изданию  религиозной литературы, по богословскому  образованию церковнослужителей и  мирян, создаются воскресные школы  для детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    Актуальность исследования.  

  Долгое время в гуманитарных науках национальная культура исследовалась вне контекста тысячелетней православной традиции, поскольку уже с конца XIX века о религиозных основах русской культуры не принято было говорить. Изменения, происшедшие за последние десятилетия в российском обществе, создали новые условия культурного бытия для всех религиозных объединений и конфессий. Религия, являясь неотъемлемой частью культуры, получила признание в качестве духовной, нравственной силы, способной оказывать влияние на отечественную социокультурную ситуацию. Для современной отечественной культуры, стремящейся осознать свое национальное единство и духовные истоки, непреходящее значение имеет традиционная культура русского старообрядчества.

Старообрядчество - уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию. Тем не менее, культурологическая область знания до сих пор не располагает целостным исследованием старообрядчества как культурного феномена. Данная дипломная работа может рассматриваться в качестве одного из фрагментов такого исследования.

Объект  исследования - старообрядческие общины, существовавшие на Алтае.

      Предметом исследования является конфессиональная и хозяйственная деятельность старообрядческих общин, направленная на сохранение и воспроизводство религиозно-культурной традиции.

Территориальные рамки.

Исследуемая территория охватывает границы современного Алтайского края. Начиная с XVIII в., территория юга Западной Сибири стала одним из крупнейших очагов сибирского староверия. Сложившиеся здесь религиозные объединения находились в более тесных конфессиональных, культурно-бытовых, семейно-родственных связях друг с другом, чем с единоноверцами России и других областей Сибири, что позволяет говорить о созданной ими региональной общности как части российского старообрядчества в целом.  

В религиозно-организационном  отношении этот регион составлял  южную часть Томско-Алтайской  епархии. В 1925 г. эта территория была включена в состав в Западносибирского края и разделена на Барнаульский, Бийский, Рубцовский, Каменский и Славгородский округа, а затем, в 1937 г., преобразована в Алтайский край.  

В настоящее  время данная территория входит в  состав Алтайского края, за исключением  Маслянинского района - бывшей Маслянинской волости Алтайской губернии, - находящегося в границах Новосибирской области. Далее исследуемая территория будет обозначаться как «Алтай».  

Хронологические рамки темы — 1653г.- 2009г. Верхняя граница  — начало церковно-обрядовой реформы - определяется появлением старообрядческих общин. Нижняя граница -  начало нового 21 века ознаменовалось некоторым подъемом в возрождении духовной жизни  молодого поколения старообрядческих приходов.  

Цель работы - изучение истории и традиций старообрядческих общин Алтая и Залесовского района, в частности.  

Для реализации заявленной цели предполагается решить следующие задачи:  

1.        Изучить  историю раскола,  причины появления старообрядчества; 

2.        систематизировать данные о количестве, расселении, конфессиональной принадлежности  и центрах старообрядчества Алтая  в рамках исследуемого периода;  

3.        дать характеристику материальных  основ существования общин: общественного  культового имущества и личного  состояния верующих;  

4.        проанализировать проблемы религиозно-общественной  жизни старообрядческих согласий.  

Методы исследования. В ходе работы с источниками в  целях воссоздания целостной  картины на данном отрезке исторической реальности были применены общенаучные  методы — анализ и синтез, дедукция и индукция.  

Среди конкретно-исторических методов важное место отводится  историко-генетическому, с помощью которого были последовательно раскрыты качественные изменения в положении старообрядческих общин по мере разрушения и исчезновения большей их части.  

Историко-сравнительный  метод применялся для сопоставления  старообрядчества с положением другой ветви православия - РПЦ, а также  при характеристике отдельных старообрядческих согласий и толков.  

Использование историко-системного метода позволило  рассмотреть различные составляющие жизнедеятельности старообрядческих общин - конфессиональную, экономическую  и политическую, - в их взаимосвязи  и взаимовлиянии.  

Историография. Наиболее обстоятельная публикация исторических источников по рассматриваемому периоду истории – это девятитомные “Материалы по истории раскола за первое время его существования”[1]. Здесь собраны богатейшие сведения о вождях противников церковной  реформы, главных движениях и  событиях в истории раннего старообрядства. В десятом и одиннадцатом выпусках “Памятников литературы Древней  Руси”, которые посвящены XVII веку[2]–  замечательные произведения литературы и одновременно важные исторические источники о расколе. Это “Повесть об осаде Соловецкого монастыря”, челобитные, послания и письма протопопа  Аввакума Петрова и его бессмертное  “Житие…”, “Повесть о боярыне Морозовой”, письма и послания “соузника” Аввакума дьякона Федора Иванова, сочинения  других видных деятелей раннего старообрядчества – иноков Епифания и Авраамия, “Записка о жизни Ивана Неронова”. 

Публикуемых памятников вполне достаточно, чтобы составить  представление об атмосфере первых лет раскола, мировоззрении и  личных качествах его учителей, их чаяниях и стремлениях, проблемах, которые они ставили. Достоинством данного издания являются точные, лаконичные, но информативно емкие комментарии, где переводятся труднопереводимые три века спустя слова и даются необходимые пояснения. 

В понимании  раскола в литературе существуют две основные тенденции. Одни ученые склонны видеть в нем социально-политическое движение в религиозной форме. Другие исследователи усматривают в  расколе и старообрядчестве, прежде всего, религиозно-церковное явление. Они не отрицают социально-политических устремлений, но считают их не главными определяющими, а подчиненными в  теме раскола. 

Основоположником  первой традиции был профессор Казанской  духовной академии А.П. Щапов, по своим  взглядам близкий к революционерам-демократам. В работе “Земство и раскол”[3]он пришел к оценке раскола как “могучей, страшной общинной оппозиции податного  земства, массы народной против государственного строя – церковного и гражданского”. Он связывал раскол с крестьянскими  восстаниями и положил начало его трактовки как движения социального  протеста.  

Для своего времени  трактовка старообрядчества как  народного движения, а не только результата косности и фанатизма, как  утверждала тогда официальная церковно-историческая наука, была достаточно нова и интересна. Но, как и многие другие историки революционно-демократического лагеря, Щапов позитивистски отрицал в расколе всякую религиозную проблематику и глубину, что, безусловно, обедняло его концепцию. Взгляды Щапова поддерживали и развивали Н.Я. Аристов, В.В. Андреев, Н.И. Костомаров, В. Фармаковский и другие. Бестужев -Рюмин также признал ценность труда А.П. Щапова. В дальнейшем понимание раскола в этой традиции стало общепринятым в историографии советского периода. 

Характерным примером такого представления может служить  оценка раскола в третьем томе “Истории СССР” [4], автором этого  труда был известный специалист по эпохе Пера Великого Н.И. Павленко. “Старообрядчество – сложное  движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом для всех, кто становился под знамя  старообрядчества, был возврат к  старине, протест против каких бы то ни было новшеств, Однако, различные  социальные группы вкладывали в понятие  «старины» неодинаковое содержание”. Далее утверждается, что "крестьянин и посадский могли быть глухи  к заклинаниям фанатика Аввакума, но зато с сочувствием относились к борьбе с старообрядчеством, против дворянского государства... Стрельцы со стариной вольную службу в столице, жизнь, не обремененную походами. Широкое участие в торгах и промыслах. А духовенство отождествляло старину с привычным выполнением обрядов, с заученными молитвами". Наконец, бояре-старообрядцы видели в старине "возврат к боярскому самовластию". В итоге делается вывод, что “под лозунгами старообрядства выступали люди, интересы которых были диаметрально противоположны”. 

Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.