Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа
Первый в России гласный и открытый политический процесс проходил с 1 июля по 11 сентября 1871. Он был посвящен так называемому «нечаевскому делу», поводом для возникновения которого стало раскрытие убийства слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова.
К этому процессу были привлечены около 200 человек - не только С.Г. Нечаев и члены созданной им организации «Народная Расправа», но также лица, в принципе не разделявшие взглядов революционера и активно боровшиеся с ним. Все они обвинялись в заговоре против правительства с целью свержения царской власти.
Введение………………………………………………………………………………………3
Источники……………………………………………………………………………………..4
Историография………………………………………………………………………………...8
Глава 1. Истоки «нечаевщины»……………………………………………………………...13.
11. Личность С.Г. Нечаева. «Катехизис революционера»………………………………….21
1.2 «Народная расправа»…………………………………………………………………...…26
1.3. Убийство И.И.Иванова…………………………………………………………………...29
Глава 2. Подготовка нечаевского процесса:………………………………………………….33
Глава 3. Судебный процесс……………………………………………………………………40
Глава 4. Отношение прессы к Нечаевскому делу………………………………………….…43
Глава 5. Отношение общественности к Нечаеву и «нечаевщине»………………………….45
Глава 6. Отношение Ф.М. Достоевского к Нечаеву и «нечаевщине»………………………48
Заключение……………………………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………………………..51
Этот труд полезен для решения задач доклада потому, что с его помощью можно найти огромный список мемуаров и воспоминаний, посвященных той или иной русской исторической личности, в данном случае – С.Г.Нечаеву.
Последнее произведение, использованное в качестве источника – статья «Так называемое нечаевское дело и отношение к нему русской журналистики» русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Шедрина. Она была создана в 1871г., как раз после окончания процесса нечаевцев.
Основные задачами писателя в
написания этой статьи
В данном произведении
При написании доклада была
использована публикация
Материалы, освещенные статье, крайне полезны для данной исследовательской работы, так как позволяют не только выяснить отношение редакторов каждой из приведенных газет к судебному процессу, но и проанализировать, что повлияло на этих людей, заставляло делать подобные выводы, и чего они добивались своими заявлениями.
Историография
В качестве монографий при
написании доклада был
Наиболее ранним трудом
Основная задача, решение которые
автор попытался отыскать в
ходе работы над этой книгой,
заключается в том, чтобы
По ходу повествования
В конце своей работы автор
приходит к выводу, что « Нечаева
может оправдать только
Среди основных источников, использованных Гамбаровым в ходе работы нал книгой, стоит отметить «Воспоминания» Веры Засулич, также использованные при написании данного доклада, мемуары В. Фигнер, А.И. Успенского, О.В. Аптекмана, А.В. Никитенко.
Для темы данной
к окружающему миру с новой точки зрения и отойти от чисто негативного восприятия личности революционера.
Другая монография, озаглавленная
«Чернышевский или Нечаев?»,
Главная цель этой монографии
– сопоставить таких антиподов
русского революционного
Хронология повествования в
Основными источниками для
Главный вывод, к которому
Для решения задач данной
Ещё одна монография - статья «Нечаевщина как политическое и социально-психологическое явление» В.В. Витюка., опубликованная в журнале «Социологические исследования» в 1981 г.
Главная цель этой работы – провести развернутый анализ такого явления,, как «нечаевщина», выяснить предпосылки его возникновения в России и рассказать об отношении к нему современников.
Ключевыми источниками для написания этой работы послужили «Нечаев и нечаевцы» Б.П. Козьмина, «Воспоминания» Веры Засулич и другие произведения.
Основной вывод, к
которому приходит автор в
конце своей статьи, заключается
в том, что, «непримиримый
Несомненно, это произведение полезно для решения задач данной исследовательской работы, так как оно помогает детально проанализировать «нечаевщину», сделать верные предположения о причинах ее возникновения и проследить, как на это явление реагировали современники Нечаева в России и за рубежом. Следующая монография – биографическое произведение Ф. М. Лурье «Нечаев: Созидатель разрушения», созданное в 2001 году;
Основная
цель этого объемного труда
Книга разделена автором на
несколько глав, поэтапно повествующих
о жизненном пути Нечаева.
Для написания этого труда
Ф.М. Лурье использовал,
Вне всякого сомнения, это произведение
является крайне полезной для
разрешения основных вопросов
данного доклада, ибо содержит
огромное количество
Последняя из использованных в данной работе монографий – «Политические процессы в России 1871 – 1887 гг.». Н.А. Троицкого, созданная в 2003г.
Основная задача книги – дать
подробный обзор каждого из
политических процессов,
Автор в своем произведении
последовательно рассматривает
каждый судебный процесс,
Главный вывод, к которому
В качестве источников при написании этой книги автором были использованы К истории нечаевского процесса» и «Нечаев и нечаевцы» Б.П. Козьмина, газета «Правительственный вестник», и многое другое.
Это произведение полезно для
данной исследовательской
Глава 1. Истоки «нечаевщины»
1.1. Личность Нечаева. «Катехизис революционера».
Прежде чем приступить
Сергей Геннадьевич Нечаев родился 20 сентября 1847 года в селе Иваново-Вознесенское Владимирской губернии. Внебрачный сын помещика Петра Епишева, а не «священника»7, как докладывал о нем министр юстиций, являвшийся крепостным по рождению, позже Нечаев был усыновлен маляром Г.П. Павловым.
Все детство и небольшой отрезок юношества будущего революционера прошло в селе Иваново, которое в то время являлось крупнейшим центром хлопчато-бумажной промышленности.
Отец Нечаева занимался преимущественно малярным и живописным делом, чего не избежал и сам Нечаев, который с ранних лет принужден был вместе с дедом раскрашивать крестьянские дуги, а позже стал сам писать вывески.
Детство Нечаева протекало в условиях постоянного труда и крайнего обострения классовых противоречий в обществе. В 14 лет будущий революционер вынужденно устроился на одно из Ивановских предприятий. После того, как Нечаев был выгнан оттуда за несвоевременное выполнение порученной ему работы, он твердо решил, что должен, во что бы то ни стало, выбиться из низов и получить образование. В это же время у Нечаева начинает формироваться ненависть к окружающему его буржуазно-капиталистическому обществу, уничижительно относящемуся к другим, более низким социальным классам.
Много труда и настойчивости пришлось приложить маленькому Нечаеву, чтобы добиться своего, и ему позволили учиться. В то время в Иванове очень сложно было получить даже начальное образование, особенно выходцу из крепостных. Однако, в 1858 г.из Москвы во Владимирскую губернию переселился В.П. Дементьев, который открыл в Иванове нечто вроде домашней школы. К этому Дементьеву, а затем в его воскресную школу и начал ходить Нечаев.
Затем, после того, как в 1863г. школу закрыли, Нечаев продолжил заниматься самостоятельно, с целью освоить гимназический курс и поступить в университет. Ему пришлось самому постичь азы геометрии, алгебры, тригонометрии и других наук, прочесть огромное количество книг по разным предметам, изучить французский и немецкий языки. По мнению А.В. Гамбарова, именно тогда, на пути к намеченной цели, Нечаев воспитывает в себе огромную работоспособность, силу воли и настойчивость: « Чем тяжелее обрушивались на него всякого рода лишения, тем крепче закалялась его воля. Умение оказывать влияние на окружающих заставляло прислушиваться к нему людей, по возрасту значительно старше его»8.
В 1865 он переселился в Москву, где пытался сдать экзамен на звание народного учителя, но провалился. Далее, по сведениям Ф.М. Лурье, «обозленный, Нечаев на несколько дней появился в Иванове, оттуда в конце апреля 1866 года отправился в Петербург, где в августе 1866 г. все-таки смог сдать экзамен и устроиться преподавать Закон Божий в Сергиевском приходском училище» 9.
4 апреля 1866г. в Петербурге происходит событие исключительной важности, а именно - покушение Д.В. Каракозова, участника революционной «Организации» Н..А. Ишутина, на императора Александра II. С точки зрения А. Гамбарова, именно выстрел Каракозова сильнейшим образом повлиял на Нечаева: « Отныне все симпатии молодого Нечаева начинают концентрироваться исключительно вокруг вопросов политического характера»10. Как раз в этот момент он начинает серьезно задумываться о том, чтобы привнести какие-либо радикальные изменения в политический и общественный строй Российской империи, начать борьбу против представителей государственных верхов, в том числе и против самого императора, а затем, подняв народное восстание, устроить революцию и свергнуть царскую власть.