Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа
Первый в России гласный и открытый политический процесс проходил с 1 июля по 11 сентября 1871. Он был посвящен так называемому «нечаевскому делу», поводом для возникновения которого стало раскрытие убийства слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова.
К этому процессу были привлечены около 200 человек - не только С.Г. Нечаев и члены созданной им организации «Народная Расправа», но также лица, в принципе не разделявшие взглядов революционера и активно боровшиеся с ним. Все они обвинялись в заговоре против правительства с целью свержения царской власти.
Введение………………………………………………………………………………………3
Источники……………………………………………………………………………………..4
Историография………………………………………………………………………………...8
Глава 1. Истоки «нечаевщины»……………………………………………………………...13.
11. Личность С.Г. Нечаева. «Катехизис революционера»………………………………….21
1.2 «Народная расправа»…………………………………………………………………...…26
1.3. Убийство И.И.Иванова…………………………………………………………………...29
Глава 2. Подготовка нечаевского процесса:………………………………………………….33
Глава 3. Судебный процесс……………………………………………………………………40
Глава 4. Отношение прессы к Нечаевскому делу………………………………………….…43
Глава 5. Отношение общественности к Нечаеву и «нечаевщине»………………………….45
Глава 6. Отношение Ф.М. Достоевского к Нечаеву и «нечаевщине»………………………48
Заключение……………………………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………………………..51
О подлинной цели тайного
Что касается прокламаций «Народной расправы», которые члены организации должны были распространять, то, по показаниям Кузнецова, «значение «Народной расправы» Нечаев объяснял таким образом, что «изложены в ней ужасы народа затем, чтобы те лица, которым она попадается по назначению, давали читать прокламации, чтобы этим запугать общество»106.
Далее необходимо рассмотреть
речи основных защитников
Так, Урусов, стремился доказать суду, что «Народная расправа» - это тайное общество, а не заговор»107, коим оно было названо в обвинительном акте, причем общество безоружное, не имеющее определенных четко поставленных целей.
. Тем самым князь, видимо, желал смягчить приговор нечаевцев, так как «заговорщиков, их начальников и сообщников наказываются смертью или каторгой. В тайных же обществах главные виновные наказываются также каторгою, но второстепенные и последние деятели подвергаются гораздо менее тяжкой ответственности»108. Помимо этого Урусов заявил, что «нечаевщину» необходимо рассматривать «как явление, зависящее от той среды, где оно возникло, носящее характер тех условий, с которыми оно образовалось. Эта среда может быть названа русским мыслящим пролетариатом…представителей которого мы видим здесь на скамье подсудимых настоящей категории…. Все эти люди, кроме Прыжова, чрезвычайно молоды один из них не достиг той обыкновенной степени зрелости, который бы в других странах давал….право на участие в политических делах»109 Таким образом защитник пытался доказать, что нельзя строго судить людей не имеющего большого жизненного опыта, которые в силу своей молодости и горячности попытались влезть в политические дела.
Спасович же больше рассуждал о личности Нечаева, чем о нечаевцах. Он заявил, что
«вообще можно сказать, если Нечаев выкроен по типу одного из героев романа Гончарова «Обрыв» - Марка Волхова, то кроме того, в нем ещё много хлестаковского. Вранье явилось в Нечаеве, по всей вероятности, потому, что в плане его действий была ложь, как средство для достижения известной цели»110. Точка зрения Спасовича совпадает с мнением газеты «Санкт-Петербургских ведомостей», в одном из выпусков который Нечаева также сопоставили с Хлестаковым. В качестве примеров лжи Нечаева защитник приводит миф об аресте в январе 1869г., вранье Бакунину и Огареву о своих мученичествах в России, сокрытие «Катехизиса революционера» от всех членов «Народной расправы». Касательно «Катехизиса» Спасович полагал, что это «есть эмиграционное произведение, произведшее на Нечаева известное впечатление и принятое им во многих частях в руководство»111. Таким образом, защитник стремился оправдать подсудимых доказательством того, что они все были ловко обмануты Нечаевым и использованы им в своих корыстных целях.
Открытый суд над участниками революционного заговора, естественно, вызывал небывалый интерес. Что касается публики, которая присутствовала на судебных разбирательства по поводу процесса нечаевцев, то среди нее, по сообщению Филлипеуса, «преобладала (в громадной степени) учащаяся молодежь. Она так быстро и дружно заполняла весь зал, что порядочная часть общества, являясь в суд на заседания, находила все места уже занятыми все тою же публикою…»112. Публика явно сочувствовала подсудимым, так как последние были выходцами из того же, что и она, студенческого общества.
Таковыми были условия, в которых судились нечаевцы. Собственно, все «блага» для подсудимых сводились к соблюдению законности. По мнению Н.А. Троицкого, «именно это и отличало нечаевский процесс как от предыдущих, так и от последующих процессов в царской России. То же самое надо сказать о гласности»113.
Дело нечаевцев кончилось 27 августа 1871г.. Что касается приговора, то, приняв во внимание и доводы защиты, и объяснения подсудимых, учтя, что Нечаев вербовал заговорщиков обманным путем, суд оправдал из 78 подсудимых больше половины – 42 человека. Однако для остальных 36, а в особенности для первой группы, приговор был довольно жесткий: «Успенский – 15 лет каторги в рудниках, Кузнецов – 10 лет каторги в крепостях, Прыжов – 12 лет каторги в крепостях, и Николаев – в крепостях 7 лет и 4 месяца, затем поселить в Сибири навсегда….Флоринского – в тюрьму на 6 месяцев, затем под надзор полиции на 5 лет… Ткачева – на 1 год и 4 месяца в тюрьму, Дементьеву – на 4 месяца. Томилову, Орлова, Волховского и Коринфского освободить»114.
Неудивительно, что приговор
Гласно вскрыв коренное различие между идеалами нечаевцев и методами «нечаевщины», процесс, таким образом, по мнению Троицкого, «не утопил революционеров в Нечаевской грязи – напротив, он смыл с них эту грязь»116.
Ещё один плюсом процесса
Что касается самого Нечаева,
то он, по словам В. Засулич,
« Во время арестов успел
скрыться и бежал заграницу»117
После
череды неудач жандармы пошли на хитрость
и подкупили польского
Судя по данным отчета об аресте Нечаева, «14 августа 1872 г., агентам III-го Отделения удалось, наконец, задержать С.Г. Нечаева в Цюрихе. Адольф Стемпковский…назначил последнему свидание в тот день в ресторане…Придя в ресторан, Нечаев был тотчас же арестован…и выдан, как «уголовный преступник», России».119
Суд приговорил Нечаева к
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что «Процесс над нечаевцами» являлся наиболее громким судебным разбирательством в России второй половины XIX в, Он отличался от всех предыдущих процессов длительностью подготовки, гласностью и открытостью, количеством участников, их желанием не доказать собственную невиновность, а во время выступлений постараться обличить все пороки правительства и государственной верхушки того времени, указать на самые злободневные проблемы и несправедливости жизни, призвать народ к действиям. Этот процесс не оправдал ожиданий правительства, желавшего скомпрометировать революционное движение как в России, так и за рубежом. Нечаевцам же удалось расположить к себе общественность, осветить в своих показаниях самые злободневные проблемы, пошатнуть незыблемость самодержавия. Они вполне добились своей первоначальной цели и повлияли на народ.
Глава 4. Отношение прессы к Нечаевскому делу.
Говоря
о гласности процесса
Первой газетой после «Правительственного вестника», которой было разрешено писать про судебный процесс, были «Московские ведомости» под редакцией М.Н. Каткова. Судя по всему, автор был настолько разочарован результатами разбирательства, что обвинил всех, включая судью и ораторов Санкт-Петербургской судебной палаты, в некомпетентности и даже придрался к словам председателя в адрес подсудимых. «Если бы господа судебной палаты, - писал Катков:- захотели взглянуть прямо в глаза обману, который разыгрывается над гнилою и расслабленною частью нашего общества, если б они…ударили бы в самый корень этой, так называемой русской революции, положение подсудимых, мы полагаем, выиграло бы от того» 120. К Нечаеву же, в отличие от подсудимых, Катков проявлял даже некоторую симпатию лишь потому, что « как бы ни был он лжив, все-таки в некотором отношении Нечаев искреннее и правдивее понимает свое дело, чем другие, которые обращаются к великодушным инстинктам молодости, толкуют о благе народном, о благородстве, о честности…»121. Рассуждая о смысле революционной организации Нечаева, Катков находит ответ в «Катехизисе»: Цель, говорят, оправдывает средства. Какая же тут цель? Катехизис объясняет: разрушение. Разрушение чего? Всего. Но для чего нужно это всеобщее разрушение? Для разрушения»122. В итоге главный редактор приходит к выводу, что русские революционеры, в том числе и нечаевцы, согласно «Катехизису», являются самыми настоящими жуликами, которые не могут быть никоем образом оправданы, так как они «убили своего товарища, сами не зная для чего». Кто-то во время прений сказал, что «заговорщики, вероятно, думали, что пролитая кровь плотнее соединит их»123.
С упреком в адрес газеты
Каткова выступают «Санкт-
Что касается отношения
Касательно Нечаева, редакция
«Ведомостей» высказывается
Другая газета, «Голос», начинает свое повествование о судебном процессе над нечаевцами с громкого и не вполне оправданного заявления, что «цель, которой они добивались - разрушение государства со всеми его учреждениями, для того, чтобы освободить массы народа из рабства умственного, политического и экономического"126. Скорее всего этим автор старался сразу же настроить читатель против подсудимых. Основной поток авторского презрения в этой статье обрушивается на Нечаева, «человека до крайности самолюбивый, увлекавшегося своею собственною личностью, как все малообразованные люди, любившего говорить о себе и слушать, как другие говорят о нем, желавший властвовать, наставлять других»127, главного подстрекателя всех беспорядков