Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа
Первый в России гласный и открытый политический процесс проходил с 1 июля по 11 сентября 1871. Он был посвящен так называемому «нечаевскому делу», поводом для возникновения которого стало раскрытие убийства слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова.
К этому процессу были привлечены около 200 человек - не только С.Г. Нечаев и члены созданной им организации «Народная Расправа», но также лица, в принципе не разделявшие взглядов революционера и активно боровшиеся с ним. Все они обвинялись в заговоре против правительства с целью свержения царской власти.
Введение………………………………………………………………………………………3
Источники……………………………………………………………………………………..4
Историография………………………………………………………………………………...8
Глава 1. Истоки «нечаевщины»……………………………………………………………...13.
11. Личность С.Г. Нечаева. «Катехизис революционера»………………………………….21
1.2 «Народная расправа»…………………………………………………………………...…26
1.3. Убийство И.И.Иванова…………………………………………………………………...29
Глава 2. Подготовка нечаевского процесса:………………………………………………….33
Глава 3. Судебный процесс……………………………………………………………………40
Глава 4. Отношение прессы к Нечаевскому делу………………………………………….…43
Глава 5. Отношение общественности к Нечаеву и «нечаевщине»………………………….45
Глава 6. Отношение Ф.М. Достоевского к Нечаеву и «нечаевщине»………………………48
Заключение……………………………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………………………..51
И если презрение и ненависть
автора статьи к Нечаеву
Газета «Вестник Европы» в своем отношении к Нечаеву и нечаевцами и «Процессу» не сильно отличается от «Голоса». Она так же высказывается отрицательно в адрес «Народной Расправы» и её членах, «ничтожество которых…не давало бы им возможности действовать ни в образованном обществе, ни в массе народа, если бы даже у нас и была какая-нибудь возможность затевать нечто вроде революции, чего вовсе нет ни в обществе, ни в массе»129, и которые»…по бесхарактерности становятся игрушками в руках Нечаева».
Исходя из всего
Глава 5. Отношение общества к Нечаеву и «нечаевщине».
Мнение по поводу С. Г.
С точки зрения В.В. Витюка, « Нечаевщина» была осуждена представителями самых различных течений: от правоверных «лавристов» до бунтарей-анархистов, от народников-экономистов до обратившихся к тактике террора народовольцев».
Согласно его сведениям,
Так как «Нечаевское дело» получило широкий резонанс во всем мире, любопытно будет рассмотреть мнения по этому поводу таким иностранных деятелей, как К. Маркс и Ф. Энгельс.
В 1873 г. выходит работа Маркса и Энгельса «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих», где, по мнению Володина, Карякина и Плимака, «дана всесторонняя характеристика «нечаевщины»: « Перед нами общество…под маской самого крайнего анархизма направляющее свои удары не против существующих правительств, а против тех революционеров, которые не приемлют его догм и руководства… Для достижения своих целей это общество не отступает ни перед какими средствами, ни перед каким вероломством…Наконец, в России это общество полностью подменяет собой Интернационал и, прикрываясь его именем, совершает уголовные преступления, мошенничества, убийство, ответственность за которые правительственная и буржуазная пресса возлагает на наше Товарищество»133. Судя по этому высказыванию, Маркс и Энгельс считали «нечаевщину» опаснейшим явлением, которого стоит остерегаться не только в России, но и во всем мире, и с которым стоит непременно бороться. Само «Нечаевское дело» они характеризовали как «доведенную до крайности буржуазную безнравственность»134, а Нечаева как русского агента-провокатора,
На основе всего
Глава 6. Отношение Ф.М. Достоевского к Нечаеву и «нечаевщине».
В разговоре о Нечаеве и нечаевцах невозможно не упомянуть Федора Михайловича Достоевского. Для великого русского писателя процесс нечаевцев послужил главной причиной создания одного из величайших романов в русской классической литературе – «Бесы». Личность же Сергея Нечаева стала прототипом для главного героя произведения – Петра Верховенского, политического авантюриста и фанатика-убийцы, чья деятельность определяется по формуле «Катехизиса» – «кто не с нами, тот против нас».
Об обстоятельствах
процесса Достоевский знал
В романе «Бесы» Достоевский не стремился пересказать происходившие с 1869 по 1871 гг. события. Он также не пытается досконально отобразить Нечаева со всеми его особенностями в виде такого персонажа, как Верховенский.
Какова же была
основная цель Ф.М.
На страницах своего романа Достоевский выступает против распространенного обвинения в адрес современной ему молодежи, из среды которой и возникли «нечаевцы», в «праздности и недоразвитости» 138. Писатель сравнивает «нечаевцев» с петрашевцами, в рядах которых он некогда пребывал, утверждая: «я сам старый "нечаевец", я тоже стоял на эшафоте, приговоренный к смертной казни, и уверяю вас, что стоял в компании людей образованных»139. Высказывание о принадлежности Достоевского к «нечаевцам» слишком громкое и неоправданное, однако основная мысль писателя ясна – не всегда бунтари или последователи бунтарей являются недоучками, разгильдяями и ленивцами. По мнению автора «Бесов», зачастую это «…молодежь прилежная, горячая, именно учащаяся и даже с хорошим сердцем, а только лишь дурно направленная…»140.
Нечаева же Достоевский изображает в образе Петра Верховенского как законченного негодяя, не имеющего никаких моральных и нравственных ценностей, любыми способами достигающего желаемого. «…Все рабы и в рабстве равны, - произносить он в строках романа, - «В крайних случаях клевета и убийство…Мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство….Останемся только мы, заранее предназначившие себя для приема власти: умных приобщим к себе, а на глупых поедем верхом».»141 Из этого высказывания можно сделать вывод, что главный герой романа «Бесы» стремится лишь к тотальному разрушению и власти над обществом.
Тем не менее, Петр Верховенский является скорее копией Нечаева, нежели его воплощением. И Достоевский не стесняется признавать этого: «Лицо моего Нечаева, конечно, не похоже на лицо настоящего Нечаева»142. Однако, по мнению А.. Гамбарова, это заявление писателя не до конца истинно: «Достоевский хотел изобразить настоящего Нечаева, и если не изобразил, то…потому, что… умышленно хотел показать «ненастоящего» Нечаева, чтобы отпугнуть от него всякого «здравомыслящего человека», и он дал карикатуру на него»143. Вот где истинный замысел создания такого персонажа, как Верховенский.
На страницах «Бесов» писатель также выступает против утверждения, что « Нечаевы если и являются у нас иногда, то непременно все они идиоты и фанатики»144. Вряд ли можно назвать Петра Верховенского идиотом, иначе ему за непродолжительное пребывание в Москве не удалось бы создать собственную организацию и убедить большое количество людей в необходимости радикальных общественных перемен. Достоевский же считает, что «Нечаевы» скорее мошенники, нежели фанатики. "Я мошенник, а не социалист"145, - говорит главный персонаж его романа. Писатель уверен, что «Нечаевы» - «это мошенники очень хитрые и изучившие именно великодушную сторону души человеческой, всего чаще юной души, чтоб уметь играть на ней как на музыкальном инструменте»146.
Что касается убийства нечаевцами студента Иванова, то здесь, по мнению Достоевского, « безо всякого сомнения, представлено было убийцей Нечаевым своим жертвам "нечаевцам" как дело политическое и полезное для будущего "общего и великого дела". Отсюда можно сделать вывод, что писатель считал первопричиной доверия и расположенности молодежи к таким, как Нечаев, именно искусную ложь последнего.
Ещё одна причина такого явления, как «Нечаевы» и «нечаевцы», по мнению Достоевского, заключается в «вековом национальном подавлении в себе всякой независимости мысли, в понятии о сане европейца под непременным условием неуважения к самому себе как к русскому человеку! В возможности считать себя… немерзавцем, делая явную и бесспорную мерзость,— вот в чем наша современная беда!»147.
На основе всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что Достоевский, относясь к нечаевцам с явны сочувствием, все же видел причины их доверчивости таким, как Нечаев, в них самих, в их подверженности чужому влиянию. Что касается самого Нечаева, то на страницах своего романа писатель постарался продемонстрировать всю отвратительность подобных личностей и показать, насколько далеко они могут зайти со своими радикальными идеями и ненавистью к обществу. Таким образом, в «Бесах» Достоевский выступает против революции и революционеров. По мнению В.В. Витюка, писатель «склонен видеть корень зла и причину причин нечаевщины в исходном аморализме самих революционных устремлений и в развращающем влиянии социалистических идей, набрасывая тем самым тень нечаевщины на все прогрессивное политическое движение русской молодежи»148.
Заключение
Основоположником такого
Именно для достижения этой
цели Нечаев создает в России
«Народную Расправу», основной
деятельностью которой была
Это событие как нельзя лучше продемонстрировало всю суть Нечаева и «нечаевщины», заключающуюся в готовности пойти на всё, что угодно, даже на убийство невинного человека, ради собственных убеждений и целей. Оно послужило крахом организации и поводом для III отделения начать подготовку процесса нечаевцев, продолжавшуюся около полутора лет.
Процесс нечаевцев явился наиболее громким политическим разбирательством в России второй половины XIX в. Он отличался от всех предыдущих судебных процессов того времени длительностью подготовки, гласностью и открытостью, большим количеством участников. Подсудимые в своих выступлениях постаралась не защитить себя, а обличить все пороки правительства и государственной верхушки того времени, пошатнув тем самым ее незыблемый статус, указать на самые злободневные проблемы и несправедливости жизни, призвать народ к действиям. Они расположили к себе публику, которая прониклась к ним доверием и сочувствием. Правительство же было не довольно исходом этого процесса, так как не была достигнута его основная цель, ради которой все и затевалось – опорочить революционеров перед лицом публики и тем самым пресечь любое дальнейшее революционное движение в России.
Гласно вскрыв коренное различие между идеалами нечаевцев и методами «нечаевщины», процесс, «не утопил революционеров в Нечаевской грязи – напротив, он смыл с них эту грязь»149.
После него, не оправдавшее своих ожиданий, правительство начало изымать политические дела из общеуголовной подсудности, а затем 7 июня 1872 г. началась судебная контрреформа в России.
Русская реакционная пресса, которой было позволено писать о ходе процесса, отнеслась крайне негативно к Нечаеву и нечаевцам, была раздосадована итогами судебного разбирательства и попыталась воспользоваться нечаевским делом для создания у обще обобщенного представления о революционерах, как о невежественных разрушителях, людях без совести и чести.